Полный текст статьи
Печать

Современное общество живет и функционирует в огромном море различной информации. Чтобы не потеряться в нем, необходимо уметь просеивать информационные ресурсы, разделять их на достоверные и непроверенные, на полезные и ненужные. Помимо стандартных информационных ресурсов, нас окружают стереотипы, теперь вросшие практически во все общественные структуры, начиная от традиционных представлений о различных возрастных группах и заканчивая различными клише о социальных сетях. Не будучи заложниками стереотипов, но подверженные их влиянию, люди зачастую делают преждевременные выводы, которые определяют впоследствии неверные решения.

В связи с этим можно говорить о самоактуализации личности. Самоактуализирующийся человек смотрит на мир максимально объективно, а значит, может достаточно эффективно функционировать в современном перегруженном информацией обществе. Он руководствуется больше логикой, нежели эмоциями, он снисходителен к клишированности социальных структур и массового сознания.

Юноши и девушки, в большинстве своем являющиеся студентами, только-только начинают всерьез, полноценно функционировать в обществе. Разумеется, в силу возраста они подвержены влиянию стереотипов, особенно полоролевых, поскольку межполовые отношения в данный период приобретают совершенно иное значение и глубину. Кроме того, юношеский возраст предшествует периоду взрослости, а значит, является предтечей зрелости и потенциальной самоактуализации.

Обращаясь к словарю С. И. Ожегова, напомним, что стереотип – это «прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт» [8].

У. Липпман, впервые введший в научный оборот термин «социальный стереотип», писал, что он – часть неминуемого пути познания одной социальной группой другой группы. Они выступают своеобразными азимутами на этом пути, и, являясь неконкретными по своей природе, носят несколько мистический характер. Стереотип отличается от точного знания тем, что люди верят в его истинность, когда сам он может таковым не быть. При этом такая уверенность в правдивости представлений является устоявшейся во времени и нелегко поддается изменениям [6].

Поскольку стереотипы осваиваются в раннем возрасте, когда представления о стереотипизируемых группах смутные [15], они играют роль своеобразного проводника, облегчая ребенку когнитивную задачу познания мира.

Полоролевой стереотип является частным случаем стереотипа вообще. Возникновение такого рода представления обосновывается исторически сложившейся доминантой половых, а затем и гендерных различий над индивидуальными [3].

Собственно полоролевой стереотип можно определить как представления о различиях между мужчинами и женщинами, сформированными на базе социальной реальности [5].

Как указывает В. С. Агеев, источником наполнения стереотипов является социальная реальность [1].

Одним из наиболее архетипичных полоролевых стереотипов является представление о ролевом распределении в семье. Мужчина должен обеспечивать семью, профессионально развиваться, поднимаясь по карьерной лестнице, иметь активную социальную позицию. Все представления о мужском так или иначе сводятся к такой категории как «достижение» [3]. Здесь прослеживается яркая отсылка к гегемонной маскулинности, представляющей из себя усредненный образ властвующего мужчины не только над женщинами, но и другими мужчинами [7]. Женщине же надлежит быть матерью, нередко домохозяйкой, помимо этого на нее возлагается поддержание хорошей стабильной атмосферы в семье и гармоничных взаимоотношений [3].

Полоролевые стереотипы играют важную роль в формировании гендерной роли, много большую, чем биологический пол [10].

Также особый интерес представляет феномен самоактуализации. Впервые термин «самоактуализация» употребил нейрофизиолог К. Гольдштейн, который изучал способности организма раненных к самовосстановлению и полагал, что их потребности определяют эти способности. А. Маслоу, будучи учеником Гольдштейна, заимствовал у него понятие и понимал его как биологически запрограммированное всестороннее развитие человека. У большинства людей собственные способности не развиты, подавлены в силу активного и постоянного использования психологических защит. У самоактуализирующегося человека их меньше, и он максимально использует свои таланты для самореализации [4].  Поэтому по Маслоу путь достижения самоактуализации всегда есть творческий путь [14]. Кроме этого, потребность в самоактуализации занимает в потребностной пирамиде иерархически высшее положение.

Если для Маслоу самоактуализация – это реализация своих потенциальных возможностей, то для Роджерса это созревание личности, становление конгруэнтной самой себе, самоаутентичной и вследствие этого реализованной настолько соответственно своим врожденным предпосылкам, насколько это возможно. Роджерс не включает в это понятие духовный и религиозный компоненты, больший уклон делая в сторону биологической природы самоактуализации, свойственной всему живому [4]. Так, из всех потенциальных возможностей, организм, подобно совершенному компасу, указывает на ту, которая более всего удовлетворит актуальную потребность, или другую, обеспечивающую простое и понятное видение жизни, или третью, способную создавать и/или поддержать полезные взаимоотношения с окружающим миром [11].

Устремление к самоактуализации настолько сильно, что, когда только появляется возможность, человек использует потенциалы своей личности. При этом важно, чтобы решение предпринять что-либо, исходило от субъекта, а не было навязано. Самостоятельно принятые решения являются основой регуляции своих поступков, чувств и мыслей. Личная, частная власть является своеобразной предтечей самоактуализации, создавая необходимые условия для ее реализации [13].

В отличие от Роджерса, Ассаджоли, развивавший идеи гуманистической психологии в концепции психосинтеза, под самоактуализацией понимал лишь первую ступень развития личности – интеграцию самости личности (личностный психосинтез), выражающуюся в самопознании и избавлении от избыточных психологических защит. Далее, на втором этапе, осуществляется духовный психосинтез, когда человек может удовлетворить свои трансперсональные потребности [13]. Здесь идеи Ассаджоли перекликаются с трансцендентной самоактуализацией Маслоу.

В отличие от Запада, в советской психологии проблема самоактуализации освещена в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической концепции, что так же указывает на своеобразие отечественной психологии. Среди ученых можно выделить Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. Д. Парыгина, Б. Д. Теплова, В. А. Адова, В. С. Мерлина, Л. И. Анцыферову, Д. А. Леонтьева, Е. Б. Лисовскую и др.

В отечественной психологии самоактуализацию отождествляют с самореализацией, что отражает причастность к деятельностному подходу. «Самореализацию и самоактуализацию рассматривают в единстве или отождествляют с самодетерминацией (Е.Б. Весна, Л.Н. Куликова, Е.Б. Лисовская, Н.И. Полубабкина)», – пишет Е. Н. Расторгуева. – «Феномен самореализации упоминается или специально анализируется в связи с представлениями о различной степени развития личности, мере ее субъектности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн) или мере индивидуализированности личности (Е. Б. Весна, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Самоактуализация рассматривается как интегральный критерий, операциональный аналог уровня развития личности, личностной зрелости (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская; Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская) или прямо связывается с понятием «субъект» (К. А. Абульханова-Славская, Е. Б. Лисовская, В. А. Петровский, Н. И. Полубабкина, С. Л. Рубинштейн), с высшим уровнем развития индивидуальности – «субъектной индивидуальностью» (Е. Б. Весна), «развитой индивидуальностью» (Е. Б. Лисовская)». Помимо этого, «свобода и ответственность определяются условиями самореализации (О. П. Елисеев, Е. Р. Калитеевская, Н. И. Сарджвеладзе, Л. А. Цырева), параметрами субъектности и автономности (К. А. Абульханова, Е. Р. Калитеевская)» [9, с. 108].

Определения самоактуализации с позиций Отечественной психологии идентичны с оригинальными трактовками феномена. Различие состоит лишь в методологической основе и терминологии.

Обобщая вышесказанное, отметим, что методологическую основу исследования составили: концепции самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Шострома; учения о гендерных различиях и полоролевых стереотипах Е. Маккоби, К. Джеклин, Т. Б. Рябовой, Т. Б. Котловой, Е. П. Ильина и др.

Цель исследования – изучение и анализ взаимосвязи полоролевых стереотипов и самоактуализации у студентов.

Предмет исследования – полоролевые стереотипы и самоактуализация у студентов.

Гипотеза звучит следующим образом:

  1. Девушки демонстрируют большую способность к самоактуализации, нежели юноши;
  2. Полоролевые стереотипы, положительно связанные с самоактуализацией, не препятствуют ее реализации.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1.         Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблемы полоролевых стереотипов и самоактуализации в психологии.

2.         Определить и охарактеризовать особенности полоролевых стереотипов у студентов.

3.         Выявить особенности самоактуализации у студентов.

4.         На основе применения корреляционного анализа определить наличие и характер взаимосвязи полоролевых стереотипов и самоактуализации у юношей и девушек.

Методический аппарат исследования:

1.         Методы теоретического анализа психологической литературы.

2.         Психодиагностические методики: самоактуализационный тест («САТ») Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI, 1963) в адаптации Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Загика М. В. и Кроз М. В. (1987) [2]; гендерный профиль полоролевых женских/мужских стереотипов О. Л. Кустовой опросник «Я – женщина/Я – мужчина»; гендерные диспозиции семейно-ролевой дифференциации с помощью пословиц методика «Пословицы» [12].

3.         Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Спирмана, непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS.

Организация исследования: исследование проводилось в январе-марте 2017 г. В качестве респондентов выступили студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Кировской области в количестве 97 человек, в том числе 50 девушек и 47 юношей.

Далее обратимся непосредственно к результатам исследования.

На первом этапе исследования были проанализированы особенности полоролевых стереотипов и самоактуализации у студентов. Полученные результаты звучат следующим образом.

1.         Студенты демонстрируют нормальные, «здоровые» проявления самоактуализации.

2.         В подгруппе девушек приближенной к высоким значениям является такая черта самоактуализации как самоуважение.

3.         Одинаково низкими, «невротичными» проявлениями самоактуализации у студентов являются познавательные потребности.

4.         Самоуважение, как черта самоактуализирующейся личности, имеет значимое гендерное различие.

5.         Девушки не отказываются от своей женственности, но при этом стремятся к проявлению мужественных черт и качеств.

6.         Юноши подчеркивают в себе маскулинность, одновременно демонстрируя тенденцию к феминности.

7.         Юноши и девушки одинаково поддерживают традиционные полоролевые стереотипы.

8.         Традиционные полоролевые стереотипы сегодня утрачивают свое влияние на молодежь.

На втором этапе исследования были проанализированы взаимосвязи полоролевых стереотипов и самоактуализации у студентов.

Данные о взаимосвязи самоактуализации и гендерных диспозиций семейно-ролевой дифференциации представлены в таблице 1.  Результаты были получены с помощью непараметрического коэффициента корреляции Спирмана. 

Таблица 1. Взаимосвязь параметров самоактуализации и гендерных диспозиций семейно-ролевой дифференциации у студентов. 

 
 Параметры самоактуализации

Методика «Пословицы»

 Юноши

 Девушки

 Ценностная ориентация

,310*

 

 Самоуважение

 

,309*

 Представления о природе человека

 

,314*

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

Как видно из таблицы 1, ценностные ориентации юношей взаимосвязаны с традиционными представлениями о распределении ролей в семье. Связь значимая, но довольно слабая. Такое положение дел может быть обусловлено важностью для юношей семейно-ролевой дифференциации. Возможно, для них больше, чем для девушек (у которых такой связи мы не наблюдаем), важна патриархальная установка на семейное функционирование: жена – хранительница домашнего очага, воспитательница детей, а муж – добытчик и глава семьи.

Если говорить о том, почему у девушек такой связи нет, то ответ совершенно очевиден: роль жены и матери в традиционном ее понимании априори не может быть столь значима для них. В то время как для юношей вопрос о главенстве в семье является своеобразным маркером их мужественности, которая теперь все больше оттеняется феминными проявлениями.

Представления о традиционном распределении ролей в семье в подгруппе девушек взаимосвязаны с самоуважением и представлениями о природе человека. В обоих случаях связь достаточно слабая.

Связь с самоуважением вполне объясняется подчеркиванием девушками своей женственности, что представляется особенно актуальным в настоящее время, когда наблюдается гендерная инверсия. Так, с возможностью выполнять традиционные роли воспитательницы детей и хранительницы домашнего очага, девушка, может быть, даже не отказываясь от других своих ролей и функций, чувствует себя состоявшейся как женщина. Здесь нельзя не вспомнить об инстинктивной природе материнства: можно сказать, что девушка осознанно или бессознательно хотела бы реализовать себя в этой роли, что автоматически способствует повышению ее самоуважения. Особенно, если она при этом ведет активную социальную деятельность.

Связь с представлениями о природе человека предполагается следствием бессознательных установок на то, что каждая женщина должна стать женой и матерью, что априори говорит о ее положительной природе, о том, что эти роли делает ее «хорошей». Отметим, что шкала «представления о природе человека» в женской подгруппе иллюстрирует нормальные, «здоровые» значения, говорящие о положительной оценке девушками людей в целом.

Перейдем к анализу взаимосвязи самоактуализации с образом «Я»-реальное. 

Таблица 2. Взаимосвязь параметров самоактуализации и параметров образа «Я»-реальное у юношей. 

 

Параметры образа «Я»-реальное

 

Параметры самоактуализации

Социаль-ный статус

Эмпатий-ность

Современ-ность

Фемин-

ность

Маскулин-

ность

Андрогин-

ность

Компетенция во времени

,405**

 

 

 

 

 

 Спонтанность

 

 

 -,300*

 -,410**

 -,300*

 

Самоуважение

 

 

 

-,310*

 

 

Представления о природе человека

 

 

 

 

 

,208*

Познавательные потребности

 

 -,295*

 

 

 

 

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

Интересные данные были получены в подгруппе юношей. Так, отрицательные связи имеет такой параметр самоактуализации как спонтанность. Мы видим, что, чем более спонтанен юноша, тем менее он современен, тем менее проявляет свои мужественные и женственные качества. Такой результат свидетельствует о некоем закрепощении социальными масками, соответствии требованиям современного мира. А юношам в силу своего возраста трудно не надевать масок, допустим, в официальной среде. Поэтому, чем более искренен молодой человек, спонтанен в самовыражении, тем менее он современен, и, как следствие, проявляется (осмелимся предположить) по большей части андрогинные качества, которые сейчас подстраиваются практически под любой тон социальной деятельности.

Продолжая анализ, будем говорить, что целостность восприятия своего прошлого, настоящего и будущего (шкала «компетенция во времени») определяет причинно-следственные связи в восприятии собственной жизни. Юноши определяют свой социальный статус как некий результат деятельности.

Также отметим, что степень самоуважения юношей зависит от проявления ими женственных качеств. Чем менее они феминны, тем больше себя уважают, и это естественно для мужчин в целом.

Укажем, что представления о человеке связаны с андрогинностью. Известно, что высокий балл по шкале «представления о природе человека» говорит о способности респондента не делить мир на противоположности: бело-черное, мужское-женское, плохое-хорошее, – поэтому такая взаимосвязь кажется вполне логичной.

Интересно, что выраженные познавательные потребности снижают эмпатийность юношей, и обратно. Возможно, здесь мы отслеживаем проявление рационализации как психологической защиты.

Далее обратимся к анализу результатов, полученных в женской части выборки. 

Таблица 3. Взаимосвязь параметров самоактуализации и параметров образа «Я»-реальное у девушек.

 

Параметры образа «Я»-реальное

 

Параметры самоактуализации

Общая привле-катель-ность

Сила личности

Эмоциональ-

ность

Социаль-

ный статус

Современ-

ность

Маскулин-

ность

 Поддержка

 

 ,362**

 

 

 

 

Ценностная ориентация

,494**

 

 

 

,302*

 

 Сензитивность

 

,410**

 

 

 ,313*

 

 Самоуважение

,478**

 ,485**

 

 ,416**

 ,435**

,315*

 Самопринятие

 

,337*

 

 

 

 

Представления о природе человека

,308*

 

 

 

 

 

Принятие агрессивности

 

,368*

 

 

 

 

Познавательные потребности

,330*

 

 -,289*

 

 

 

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

 Мы видим, что параметр образа «Я»-реальное «общая привлекательность» связан с таким показателями самоактуализации как «ценностная ориентация», «самоуважение», «представления о природе человека» и «познавательные потребности». Интерпретировать такие данные можно следующим образом. Девушки полагают, что человек более привлекателен, если у него сформирован ценностный аппарат, он уважает себя, относится к другим в положительном ключе и в целом считает людей хорошими, к тому же он открыт новому, новым знаниям, стремится к большей эрудиции.

Теперь обратимся к представлениям девушек о сильной личности. Так, сильная личность в их понимании находит источник сил и ресурсов в самой себе, она сензитивна по отношению к себе, способна прислушиваться к своим чувствам, мыслям, желаниям, она уважает и принимает себя такой, какая есть, а также принимает свою агрессию как некую составляющую человеческой сущности.

Отрицательная связь в женской подгруппе обнаруживается между познавательными потребностями и эмоциональностью. Предполагаем, что жажда знаний, интерес к этому миру и людям, не обязательно должен иметь аффективный компонент. Так, излишняя эмоциональность будет только тормозить процесс познания.

Сильная связь между занимаемым личностью социальным статусом и самоуважением подчеркивает эмансипационные тенденции современных девушек. Чем выше их социальный статус, тем более они уважают себя, поскольку добились этого сами. Отсюда и проистекает связь самоуважения с маскулинностью. Мужские качества как нельзя лучше описывают способность девушки самостоятельно занять высокое положение в обществе.

Также девушки указывают, что современный человек обладает определенными ценностями, он уважает себя и умеет прислушиваться к себе. Здесь во много связи перекликаются с представлениями о сильной личности. К тому же девушки уважают в себе проявления маскулинности.

Теперь перейдем к интерпретации результатов взаимосвязи самоактуализации и образа «Я»-идеальное. 

Таблица 4. Взаимосвязь параметров самоактуализации и параметров образа «Я»-идеальное у юношей. 

 

Параметры образа «Я»-идеальное

 Параметры самоактуализации

Общая привлека-тельность

Сила личности

Современ-

ность

Фемин-

ность

Образ женщины/мужчины

Андрогин-

ность

Ценностная ориентация

 

-,296*

 

,328*

 

 

 Гибкость поведения

 -,330*

 

-,323*

 

 

-,310*

 Самоуважение

 

 

 

 

 

 

-,313*

Синергия

 

 

-,397**

 

 

 -,298*

 Контактность

 

 

 

 

 

 -,296*

Познавательные потребности

 

 

 

 

-,299*

 

 Креативность

 

-,294*

 

 

 

 -,314*

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

Мы видим, что в мужской части выборки довольно много связей андрогинности с параметрами самоактуализации, причем эти связи отрицательные. Так, юноши отмечают, что, чем большим количеством андрогинных качеств и черт обладает человек, тем менее гибким является его поведение, тем меньше он уважает себя, тем слабее его способность целостного восприятия мира (синергия), тем менее он способен к тесным, глубоким межличностным контактам, тем менее он креативен. Здесь эти связи предполагаются результатом тенденции юношей к подчеркиваю своей маскулинности. Проявляя андрогинные черты, юноши, выражаясь метафорически, унижают свою мужественность и полагают, что окружающие воспринимают их подобным образом.

Также интересной является связь между представлениями об образе мужчины и познавательными потребностями. Шкала «образ мужчины/женщины» относится к проявлениям маскулинности. Связь отрицательная: чем уже познавательные потребности, тем больше мужского, полагают юноши, в их образе. Такая связь представляется парадоксальной, поскольку издревле именно мужчины ассоциировались с наукой, со знанием, с прогрессом. Поскольку мужчины с генетической точки зрения отвечают за разнообразие, то вариация какого-либо признака в их генотипе, фенотипе, поведении намного шире, чем это регистрируется у женщин, следовательно, познавательные потребности представителей сильного пола могут иметь как крайне низкие значения, так и крайне высокие. Здесь мы можем лишь предположить, что в данной выборке юноши иллюстрируют именно низкие значения познавательных потребностей. Также это может быть обусловлено возрастом и социальным влиянием: так называемых ботаников, проявляющих повышенную тягу к познанию, в современной обучающейся среде, как правило, не ценят, а зачастую и вовсе не принимают.

Далее вы видим связь между феминностью и ценностными ориентациями. Здесь наглядно прослеживается отсылка к традиционному полоролевому стереотипу: женщина отвечает за духовные ценности. Юноши считают, что она более аутентична идеалам в своем поведении. И, признавая в себе женственные черты и качества, полагают, что именно это женское отвечает в них за соответствие собственным ценностям, за следование им.

Продолжая анализ, мы видим, что современность отрицательно связана с гибкостью поведения и синергией. Это говорит о том, что человек, реализующий свои ценности непосредственно в поведении, который при этом не склонен делить мир на дихотомии (синергия), не являет собой современного члена общества. Такое положение дел ухудшает условия для самоактуализации личности, поскольку человек так или иначе не может (либо не желает) становиться конгруэнтным, мир мешает ему самореализовываться в полную меру своих способностей.

Также отрицательной является связь между силой личности и ценностными ориентациями. Возможно, сейчас юноши убеждены в отсутствии необходимости следовать своим ценностям. Мир может и не разделять их, поэтому целесообразнее и проще принимать ценности большинства. Личность при таком раскладе дел, говоря метафорично, не травмируется, оставаясь сильной. А для того, чтобы следовать своим ценностям (здесь подразумевается, что это ценности самоактуализирующейся личности), необходимы эти самые личностные силы, которые исчерпываются так или иначе. Поэтому и в глазах юношей личность тем сильнее, чем менее она разделяет свои ценности. Сюда же относим и креативность. Проще жить и функционировать в обществе, не проявляя своего повседневного творчества, не ища новых путей в разрешении привычных проблем. Так сохраняются силы, которые направляются в другое, не менее полезное, русло. И все же здесь прослеживается тенденция, назовем ее, ухода от потенциальной возможности самоактуализации.

Еще одна отрицательная связь обнаруживается между общей привлекательностью и гибкостью поведения. По-видимому, юноши считают себя более привлекательными в общем смысле этого слова, если их поведение является нерушимым монолитом, с четко выверенными реакциями на определенные стимулы, характеризующимся стабильностью во времени и  устойчивостью вне зависимости от контекста. Снова здесь мы наталкиваемся на отсылку к подчеркиванию в себе маскулинности. Настоящий мужчина, по общечеловеческим меркам, должен быть стабилен, непоколебим обстоятельствами. Но это вовсе не значит, что он не вправе приспосабливаться к ситуации, менять способ реагирования. Возможно, в этом случае устоявшиеся представления о мужском не находят своего отражения в самоактуализирующейся личности.

Обратимся теперь к анализу взаимосвязей в женской части выборки. 

Таблица 5. Взаимосвязь параметров самоактуализации и параметров образа «Я»-идеальное у девушек. 

 

Параметры образа «Я»-идеальное

 Параметры самоактуализации

Эмпатийность

Феминность

Андрогинность

 Поддержка

 

,318*

 

 Сензитивность

 

 

,306*

 Самоуважение

,332*

 ,404**

 

 

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

Девушки иллюстрируют связь эмпатийности с самоуважением, что говорит о подчеркивании в себе феминных качеств. Так, эмпатийность – качество традиционно женское, поэтому девушка тем больше уважает себя, чем выше ее способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию в эмоциональной жизни другого человека. Отметим, что существует связь самоуважения с феминностью.

Также с феминностью связана поддержка, как способность человека находить в себе источник сил и ресурсов. Это интересно, поскольку такая связь подтверждает растущую независимость женщин. По-видимому, теперь источником силы у девушек выступают не только маскулинные черты и качества, но то женское, что было заложено в них изначально. Сейчас, возможно, женственные девушки в обществе считаются более сильными, нежели мужественные или андрогинные, так как не боятся демонстрировать миру свою феминность, не страшатся оставаться женщиной, занимая высокие посты, весомый социальный статус, беря на себя совсем неженскую ответственность.

На фоне этого любопытной является связь андрогинности с сензитивностью, как способностью прислушиваться к своим потребностям, чувствам. Может быть, это связано опять-таки с изменяющимся положением женщины в обществе. Много столетий женщина игнорировала свои потребности и чувства, находясь под властью мужа, а теперь она удовлетворяет свои нужды в равной степени, как и мужчина. Отсюда можем предположить, что женственность не предполагает такой сензитивности, рефлексивности своих желаний и потребностей, зато располагает к этому андрогинность, в настоящее время все больше перекрывающая собой как женские, так и мужские черты и качества.

Заканчивая анализ, подытожим результаты. Девушки обнаруживают большую тенденцию к самоактуализации, поскольку в женской подгруппе характер связи самоактуализации и полоролевых стереотипов является положительным. Юноши, имея равные с девушками условия для самоактуализации, заходят в тупик, пытаясь отстаивать свою мужественность. Некоторые представления о мужчине идут в разрез с идеями самоактуализации, что мешает юношам полноценно реализовывать свои способности и таланты, эффективно взаимодействовать с миром и стремиться к большей аутентичности.

Полученные в результате математической обработки корреляционные связи статистически значимы, что дает нам говорить о достоверности наличия данных взаимосвязей.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, представляются важными, так как нельзя не отметить их практическую значимость. Зная характер взаимосвязи полоролевых стереотипов и самоактуализации, можно создавать такую среду учебного заведения, которая бы способствовала всесторонней самореализации личности, актуализации ее способностей и талантов. Особенно важным это представляется в связи с упрочившимися, но изменяющимися представлениями о мужчинах и женщинах. Так, стереотипы о противоположной по полу группе в студенческой среде можно использовать как инструмент в самоактуализации личности, создавая здоровую соревновательную базу между юношами и девушками, которая в идеале должна перейти в неконкурентное стремление к самореализации.

Также перспективы данного исследования связаны с дальнейшим изучением взаимосвязи полоролевых стереотипов и самоактуализации на другой возрастной группе, в частности, на выборке зрелого возраста с анализом особенностей гендерных различий в контексте данной проблемы.