Полный текст статьи
Печать

Проблема формирования нравственных представлений у младших школьников является одной из самых актуальных в современном обществе. Проблему развития нравственности исследовали ученые: К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В. И. Даль, В.А. Сухомлинский и многие другие. Они рассматривали не только сам процесс развития нравственных представлений, но и причины, влияющие на их развитие.

Значительное влияние на нравственное развитие ребёнка оказывает деятельность учащегося в школе, его отношение с учителями и детьми, совместные переживания и рассуждения. В младшем школьном возрасте ребёнок может и должен регулировать своё поведение, а также оценивать свои действия и мотивы. Благодаря чувствам ребёнка приобретается первоначальное представление о существующей реальности [1].

Под формированием нравственных представлений подразумевают целенаправленный процесс приобщения личности к моральным ценностям человечества и конкретного общества [2].

В.И. Даль характеризовал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с.153].

К основным условиям  формирования нравственных представлений младшего школьного возраста мы отнесли:

  • умение учителем планировать работу по формированию нравственных представлений, а также применять их на практике;
  • преобладание эмоционального отношения ученика к различным ситуациям,  проявление его внутренней позиции;
  • соблюдение правил и норм учащимся, их аргументация;
  • вовлеченность ребёнка к общему делу;
  • взаимоотношение ребёнка с другими людьми с целью закрепления социального поведения;
  • стремление добиваться признания ребенка в хороших действиях и поступках;
  • взаимосвязь поведения и самореализации учащегося.

К нравственным представлениям, доступным в младшем школьном возрасте, по нашему мнению, относится: 

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность по отношению к родине; доброжелательность ко всем странам и народам;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: бережливость, охрана природы;

4) отношение к себе: честность и правдивость;

5) отношение к людям: взаимопомощь, доброта, взаимное уважение.

Выделенные нами нравственные представления мы предлагаем формировать и развивать на уроках математики в процессе обучения решению простых  математических задач, так как задачи включаются в каждый урок математики начальной школы.

Проведя и проанализировав результаты диагностик «Нравственные представления», «Закончи предложение», которые были проведены на базе МКОУ начальной общеобразовательной школы пгт. Оричи Оричевского района Кировской области 1 «а» класса, мы пришли к выводу, что у 20% преобладает высокий уровень развития нравственных  представлений, у 50% учащихся преобладает средний уровень развития нравственных представлений, лишь у 30% низкий уровень развития нравственных представлений. Отсюда можно сделать вывод о том, что у большинства первоклассников преобладает средний уровень нравственных представлений.

На основе проведенного исследования мы разработали и апробировали ряд рекомендаций, которые помогут учителю сформировать у ребёнка правильные нравственные представления.

В соответствии с выделенными нами нравственными представлениями, доступными для детей в младшем школьном возрасте мы рекомендуем использовать следующие виды задач, предусматривающие беседу в процессе их решения.

1)    Использовать задачи, направленные на выявление нравственного представления: отношение к родине, другим странам и народам. 

Задачи

Вопросы для беседы

Примерные ответы детей

1. На пришкольном участке Коля посадил 5 деревьев, Ирина 4 дерева. Сколько деревьев посадили ребята?

- Ребята, как вы думаете, зачем и почему Коля и Ирина посадили столько деревьев на пришкольном участке?

 

 

 

 

- А вы когда-нибудь сажали деревья с друзьями, учителем, родителями?

- Коля и Ирина посадили деревья для того, чтобы был чистый воздух на земле, могли посадить для красоты, а также листва деревьев активно улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов.

- Да, сажали. Это очень интересно и нужно.

2. Маша прочитала утром 2 статьи о доброжелательности ко всем странам, а вечером – 6 статей. Сколько всего статей прочитала Маша?

- Ребята, как вы думаете, для чего Маша прочитала какое количество статей о доброжелательности ко всем странам?

 

 

 

- А вы читаете статьи, рассказы, про другие страны?

 

 

- Какое отношение к другим странам у вас?

- Маша прочитала столько статей, потому что нужно знать не только о своей стране, но и о других странах тоже, относится к другим странам уважительно и доброжелательно.

- Да! Из статей, рассказов мы можем узнать о достопримечательностях какой - либо, обычаях, традициях, культуре и т.п.

- Отношение к другим странам у нас доброжелательное и уважительное.

3. Катя отправила 4 письма своим друзьям из Франции, Коля 2. Сколько всего писем отправили ребята во Францию?

- Ребята, как вы считаете, нужно ли посылать письма друзьям из других стран? Почему?

 

- Мы считаем, что нужно. Потому что из общения с друзьями другой страны мы можем узнать много интересного их страны, а они могут узнать много познавательного и интересного о нашей стране. Таким образом, мы будем знать информацию, как о своей стране, так и о других странах.

4. На школьный конкурс «Моя родина» было представлено 5 сочинений, затем еще 4. Сколько сочинений было представлено на конкурсе?

- Ребята, как вы думаете, почему важно писать сочинения на тему «Моя родина?»

- Писать сочинения про свою родину очень важно, так как наша родина – одна из самых больших ценностей в нашей жизни.

- Родина – это там где мы живём.

- Родина есть у каждого человека без исключения.

 

2)    Использовать задачи, направленные на формирование нравственного представления: отношение к труду. 

Задачи

Вопросы для беседы

Примерные ответы детей

1. В книге 10 страниц. Катя прочитала 3 страницы. Сколько страниц осталось прочитать Кате?

- Ребята, как вы думаете, почему нужно читать?

 

 

 

- А вы читаете книги? Назовите.

- Важно читать книги, чтобы быть грамотным и образованным.

- Важно читать книги, чтобы много всего знать.

- Да! (называют те книги, которые читают.)

2. Столяр должен был починить 7 стульев, а починил на 3 стула больше. Сколько стульев починил столяр?

                       

- Ребята, как вы думаете, важно ли выполнять ту работу, которая тебе поручается? Почему?

- Мы думаем, что очень важно, выполнять ту работу, которую тебе дают. Потому что тот человек, который поручает работу тебе, надеется на тебя, и важно оправдать его доверие.

3. Для ремонта класса купили 4 банки коричневой краски и 2 банки зелёной. Сколько всего банок краски купили для ремонта?

- Как вы думаете, почему так важно следить за своим классом и проводить там ремонты при необходимости?

- Потому что в классе мы учимся почти каждый день, важно соблюдать там чистоту и порядок, при необходимости делать ремонт.

4. Ирине надо помыть 3 окна. Она помыла только 2. Сколько окон осталось помыть Ирине?

             

 

- Ребята, как вы думаете, почему важно прибираться у себя дома, помогать маме в приборке квартиры?   - Потому что, чтобы всё было чисто, чтобы всё было на своих местах.

- Важно соблюдать у себя дома порядок и чистоту, при необходимости прибираться.

 

3)    Использовать задачи, направленные на формирование нравственного представления: отношение к общественному достоянию и материальным ценностям.

Задачи

Вопросы для беседы

Примерные ответы детей

1. Мама прочитала Арине утром 2 статьи об охране окружающей среды, а вечером – 3 статьи. Сколько всего статей прочитала мама Арине об охране окружающей среды?

- Ребята, как вы думаете, почему важно читать статьи, рассказы об охране природы?

- Важно читать статьи, рассказы об охране природы. Также самим беречь нашу природу. Не мусорить в парках, скверах, не ломать ветки деревьев и т.д.

2. Маша и Петя решили сделать фотоальбом с растениями, занесенными в Красную Книгу. Маша сделала 10 фотографий, а Петя сделал 7 фотографий.  Сколько всего фотографий сделали ребята?

                       

 

- Ребята, как вы думаете, почему Маша и Петя сделали фотографии, а не собрали данные растения? Почему?

- Маша и Петя сделали фотографии с растениями, а не собрали их, потому что эти растения очень редкие и занесены в Красную книгу.

- Фотоальбом они создали для того, чтобы одноклассники смотрели, любовались этими фотографиями, но не в коем случаи не срывали их.

3. Лиза и Коля вместе со своим классом поехали в лес развешивать запрещающие знаки: «Свалка мусора запрещена», «Жечь мусор запрещено». Лиза развесила 6 знаков, а Коля развесил на 2 знака  больше. Сколько всего знаков развесили ребята?

           

- Ребята, как вы думаете, почему Лиза и Коля пошли развешивать запрещающие знаки «Свалка мусора запрещена» и «Жечь мусор запрещено?»

 

 

 

- А вы соблюдаете данные правила в лесу?   

- Лиза и Коля пошли развешивать знаки «Свалка мусора запрещена» и «Жечь мусор запрещено», потому что не все люди знают, что в лесу мусорить и жечь мусор нельзя, поэтому ребята и развесили эти знаки.

- Да! Нельзя вредить природе, мусорить и жечь мусор.

4. Папа Ирины во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины. Жители города во вторник сделали ему 5 замечаний, а в среду сделали 3 замечания. Сколько всего замечаний сделали жители города папе Ирины?

- Ребята, как вы думаете, почему жители города сделали столько замечаний папе Ирине?            

- Жители города сделали столько замечаний папе Ирине, потому что выхлопные газы автомобиля загрязняют воздух и приносят вред природе.

 

4)    Использовать задачи, направленные на формирование нравственного представления: отношение к себе.

Задачи

Вопросы для беседы

Примерные ответы детей

1. У Кристины в вазе лежало 10 яблок, после обеда осталось 7. Сколько яблок съела Ирина?

             

 

 

- Ребята, как вы думаете, почему нужно кушать яблоки и другие фрукты?

 

- А вы кушаете витамины, какие?

- Кушать яблоки и другие фрукты нужно, потому что это витамины и они важны для здоровья!

- Мы кушаем витамины. Апельсины, груши, яблоки и др.

2. В кружке «Школа здоровья» занимались 5 мальчиков, 3 девочки. Сколько детей занималось в кружке?

                       

 

- Ребята, как вы думаете, почему важно заниматься здоровым образом жизни?

- А вы придерживаетесь здорового образа жизни? Каким образом?

 

- Здоровым образом жизни нужно заниматься, чтобы быть здоровым, счастливым.

- Да! Ходим в кружки, занимаемся зарядкой и т.п.

3. В лыжных гонках выступили 8 второклассников и 2 третьеклассника. Сколько всего учащихся приняли участие в лыжных гонках?

                       

- Ребята, как вы думаете, можно ли назвать выступление учащихся на лыжных гонках здоровым образом жизни? Почему?

 -  Выступление учащихся на лыжных гонках можно назвать здоровым образом жизни.

Потому что ребята прогуливались на лыжах на свежем воздухе.

 

5)    Использовать задачи, направленные на формирование нравственного представления: отношение к людям, живым существам.  

Задачи

Вопросы для беседы

Примерные ответы детей

1. У Ирины было 26 конфет. Ирина ездила в детский дом и отдала 20 конфет конфеты детям. Сколько конфет осталось у Ирины?           

 

 

- Учитель может задать вопрос в начале, в процессе решения задачи, либо после решения задачи: «Ребята, как вы думаете, почему Ирина отдала свои конфеты ребятам из детского дома?»

- Ребята, вы бы поступили точно так же как Ирина? 

- Потому что ребятам из детского дома они нужнее, чем Ирине. Ирина проявила доброту и великодушие к ребятам.

 

 - Да!

2. Женя сделала 8 открыток, 5 открыток она подарила ветеранам на празднике «День Победы». Сколько открыток осталось у Жени?         

- Ребята, как вы думаете, почему Женя подарила открытки именно ветеранам в такой праздник?

 

- Поэтому мы должны всегда помнить об этом и не забывать поздравить наших ветеранов с праздником.

- Ребята, вы поступили бы также как Женя?

- Потому что, этот праздник, День Победы мы празднуем и радуемся этому празднику благодаря нашим героям, которые победили на войне.

 

 

 

 - Да!

3. Настя выгуляла 2 собаки. Кирилл 5. Сколько всего собак выгуляли ребята?

           

- Ребята, как вы думаете, каких мы можем с вами выгуливать собак?

- Ребята, оказывается, что не у всех собачек есть свой дом и хозяин. Очень много бездомных собак. В различных городах существуют определенные места, где живут собачки, которые сидят целыми днями в конуре – приюты для бездомных собак. Возможно, ребята выгуливали собачек именно там.

Как вы думаете, они совершили доброе дело? Почему?

-Мы можем выгуливать своих собак, собак друзей, знакомых и др.

 

  

 

 

 

- Да, потому что мы не должны забывать про бездомных собак, должны им помогать, делать для их добрые дела.

4. Коля сделала из цветной бумаги 10 цветочков, 7 цветочков он подарил маме. Сколько цветочков осталось у Коли?    

  

 

- Ребята, как вы думаете, почему Коля подарил маме цветочки?

 

 - Как вы думаете, когда можно дарить и делать подарки своим близким?

  
 - Ребята, а вы бы сделали точно так же как Коля?  

- Потому что Коля хотел сделать маме приятное, он подарил ей цветочки без повода, чтобы мама порадовалась.

- Можно дарить и преподносить подарки своим близким в любое время без повода, главное, чтобы близким было приятно.

- Да!

 

 

Таким образом, нравственные представления можно развивать на уроках математики, используя для этого предложенные рекомендации, направленные на разные виды решения задач.