Полный текст статьи
Печать

Исходя из требований к содержанию профессиональной подготовки учителей иностранного языка, формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), ядро которой составляют речевые навыки и речевые умения,  является главной целью языковой подготовки будущих специалистов. Одно из таких умений, являющееся неотъемлемой частью ИКК чтение.

В связи с происходящими процессами глобализации и компьютеризации, являющиеся одной из  причин появления большого количества недостоверной информации на просторах Интернета  на первый план выходить умение  отбора и критической оценки этих данных. Поэтому очень важно научить студентов правильно работать с информацией.

 Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, это означает, что его цель получение информации, содержащейся в закодированном виде в письменном тексте. Важно отметить, что с повышением курса значительно усложняются учебные тексты, из-за этого возникают трудности связанные с пониманием информации, содержащейся в данных текстах. Так «переломным» моментом в обучении чтению является переход от адаптированных текстов к неадаптированным. Этот переход осуществляется на втором курсе языкового факультета. Н. В. Гуль  обуславливает его следующими причинами:

Во-первых,  рецептивные лексические и грамматические навыки чтения, функционирующие при чтении учебного адаптированного  и неадаптированного текста, не являются идентичным;

Во-вторых, несформированность или несовершенство этих навыков и недостаточный уровень развития умений в чтении оригинальной литературы приводит к тому, что читающему трудно понять другую культуру;

В-третьих, недостаток фоновых знаний приводит к непониманию фактов реальной жизни при чтении иноязычной литературы [1, 5].

Таким образом, у студентов появляется необходимость выписывать большое количество новых, незнакомых слов, при этом каждый раз обращаясь к словарю, и  выбирать из большого количества значений  необходимое. Они вынуждены заниматься переводом сложных по своей структуре синтаксических конструкций, а объемы текстов, необходимых для прочтения, при всем при этом  увеличиваются очень быстро.  Большое количество трудностей, возникших во время чтения литературы, в лучшем случае снижает интерес к содержанию читаемоего, а в худшем может  вызывает негативное отношение к процессу «чтение» как на иностранном языке, так и на родном.

Для преодоления  этих трудностей:

Во — первых, необходимо определить, какой вид коммуникативного чтения будет доминирующим, а какие - второстепенными (дополнительными) на занятиях по домашнему чтению. В качестве доминирующего  вида чтения нами  было принято решение взять:

      Чтение с пониманием основного содержания, а также с извлечением основной информации — это вид  чтения с общим охватом содержания и установкой на понимание главного, наиболее существенного (по С. К. Фоломкиной — ознакомительное чтение) [2, 27]. В результате  данного вида чтения  обучающийся понимает основное содержания текста и аргументацию автора.  Для достижения целей ознакомительного чтения, по данным профессора С. К. Фоломкиной, иногда бывает достаточным понимание только  70% содержащихся в тексте информации.

А в качестве второстепенных видов мы рассматриваем:

Чтение с полным пониманием текста. Профессор С. К. Фоломкина назвала  этот вид чтения изучающим чтением [2, 27]. Оно подразумевает извлечение  и точное понимание всех главных и второстепенных фактов, которые имеются в тексте, а также  их осмысление и запоминание. Этот вид чтения необходим в тех случаях, когда нужно совершенно точно и полностью понять всю информацию в тексте. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого в опоре на языковые и логические связи в тексте. Оно отличается большим количеством регрессий, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания. 

Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа или критическое чтение. Этот вид чтения очень часто объединяют с изучающим чтением Оно  предполагает оценку прочитанного путем сравнения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, собственным жизненным опытом и мировоззрением. Но важно отметить, что обоснованная и аргументированная  оценка невозможна без полного и точного понимания текста. Для этого очень важно уяснить замысел и позицию автора, а значит что, чтение с критической оценкой основано на чтении с полным пониманием текста.

Во — вторых, необходимо использовать такую технологию, которая не только поможет  нам  преодолеть вышеупомянутые нами трудности, но и предоставит учащимся возможность активно принимать участие в процессе обучения, не только воспринимать, «впитывать» ту информацию, которую они получают, но и переосмысливать ее. На занятиях по домашнему чтению мы будем использовать  технологию развития критического мышления (КМ), так как она обладает набором наиболее эффективных методических приемов и является универсальной, это значит, что она может применяться на всех ступенях обучения.

Как известно, данная технология впервые появилась в США в 1930 году, следующие несколько десятилетий она подвергалась различным изменениям, и только в 90-е годы XX века она получила широкое распространение в мире. Существует множество определений КМ, но наиболее полное и обобщенное понятие этого термина , на наш взгляд,  дает  Е. С. Полат. «Критическое мышление — это самостоятельное, но при этом и социальное мышление, которое позволяет человеку анализировать информацию, обрабатывать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, позволяет не слепо верить авторитетам, а формировать собственную точку зрения на различные социальные, культурные, политические, прочие явления жизни и убедительно аргументировать»[3, 34-42]

Исходя из этого определения можно выделить основные аспекты, которые помогают отличить критическое мышление от других типов мышления:

1. Критическое мышление является самостоятельным;

2. Критическое мышление является социальным явлением;

3. Информация является отправной точкой в этом виде мышления, на основании этой информации делаются личные выводы;

4. Для критического мышления необходима  аргументация

5. Критическое мышление начинается с проблемы.

Для успешного функционирования этой технологии необходимо строгое соблюдение алгоритма. Так, все  ученые выделяют три стадии:

1)Вызов

Во время этой стадии  активизируются  имеющиеся знания. В результате определения целей изучения нового материала  у обучающихся возникает мотивация к получению новых знаний, вследствие чего пробуждается интерес к изучаемой теме.

Для этой стадии характерны следующие функции:

а) мотивационная (возникает желание работать с новой информацией, так как происходит стимуляция интереса к новой теме)

б) информационная (актуализация имеющихся знаний по данной теме)

в) коммуникативная (первичный обмен мнениями)

Для успешного прохождения  стадии вызова целесообразно использовать следующие приемы:

Кластер — графический прием систематизации знаний. Суть этого приема заключается в составлении смысловой опоры. В центре листа пишется тема (проблема), а вокруг собирается основная информация, которая поможет раскрыть эту тему (проблему).

«Толстые и тонкие вопросы» — на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, но важно отметить, что данный прием также  может быть использован и  на  двух других  фазах урока, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного. 

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?    Что ?     Когда ?
   Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?
   Как звать ...?     Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?

2)Осмысление

Это содержательная стадия. На этом этапе  происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа целенаправленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника). Эти действия помогают отслеживать собственное понимание прочитанного, а также запечатлевать в памяти новые лексические единицы.

Для этой стадии характерны следующие функции:

а) информационная (получение новой информации по теме)

б) систематизационная (происходит классификация и  структурирование полученной информации )

в) мотивационная (важно не утратить существующий интерес к изучаемой теме, а подкреплять его)

Во время этой стадии мы можем  использовать следующие приемы:

«Бортовой журнал»  —  этот прием помогает скомпоновать информацию, полученную во время чтения текста. Кроме того в этот «журнал» можно записывать свои мысли по данному вопросу. 

Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

 

 


«Двойной дневник»  — данный прием дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Целесообразней всего его использовать для формирования навыка интерпретации текста. 

Цитата

Комментарий

 

 

«Fishbone» (англ. Рыбья кость) — данный прием используется для постановки и решения целого круга проблем.  Голова рыбьей кости — проблема, верхние косточки — причины, нижние — факты (подтверждения/следствия) и хвост — вывод/решение проблемы.  

3)Рефлексия

Другое название этой стадии — это стадия размышления. На этом этапе студент  формирует личностное отношение, мнение  к тексту, то есть он переносит прочитанную информацию на себя, а затем  фиксирует это отношение   либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Для этой стадии характерны следующие функции:

а) коммуникативная (происходить обмен мнениями о новой информации)

б) информационная (приобретение новых знаний)

в) мотивационная (побуждение к дальнейшему поиску информации по данной теме)

г) оценочная (соотнесение новой информации с уже имеющимися знаниями, формирование своего мнения и своей точки зрения)

На стадии «рефлексия» будут уместны следующие приемы:

«Выходная карта» — данный прием  дает учителю возможность получить обратную связь от каждого студента. В конце занятия преподаватель просит студентов написать на маленьких листочках три утверждения:   «Самая важная идея данного занятия», «Самая спорная мысль занятия.» «Что бы я хотел(а) обсудить на следующем занятии.» Необходимо отметить важность того, чтобы не терялась идея «выходной карты»: обучающийся  должен подвести итог (резюме) всему занятию.

«Шесть шляп»  — этот прием целесообразнее всего использовать для систематизации знаний и развития умений. В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что технология развития критического мышления  поможет снять существующие трудности, возникающие  у студентов второго курса во время так называемого  «переломного» момента  при обучении чтению неадаптированной литературы.