Исходя из требований к содержанию профессиональной подготовки учителей иностранного языка, формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), ядро которой составляют речевые навыки и речевые умения, является главной целью языковой подготовки будущих специалистов. Одно из таких умений, являющееся неотъемлемой частью ИКК — чтение.
В связи с происходящими процессами глобализации и компьютеризации, являющиеся одной из причин появления большого количества недостоверной информации на просторах Интернета на первый план выходить умение отбора и критической оценки этих данных. Поэтому очень важно научить студентов правильно работать с информацией.
Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, это означает, что его цель — получение информации, содержащейся в закодированном виде в письменном тексте. Важно отметить, что с повышением курса значительно усложняются учебные тексты, из-за этого возникают трудности связанные с пониманием информации, содержащейся в данных текстах. Так «переломным» моментом в обучении чтению является переход от адаптированных текстов к неадаптированным. Этот переход осуществляется на втором курсе языкового факультета. Н. В. Гуль обуславливает его следующими причинами:
Во-первых, рецептивные лексические и грамматические навыки чтения, функционирующие при чтении учебного адаптированного и неадаптированного текста, не являются идентичным;
Во-вторых, несформированность или несовершенство этих навыков и недостаточный уровень развития умений в чтении оригинальной литературы приводит к тому, что читающему трудно понять другую культуру;
В-третьих, недостаток фоновых знаний приводит к непониманию фактов реальной жизни при чтении иноязычной литературы [1, 5].
Таким образом, у студентов появляется необходимость выписывать большое количество новых, незнакомых слов, при этом каждый раз обращаясь к словарю, и выбирать из большого количества значений необходимое. Они вынуждены заниматься переводом сложных по своей структуре синтаксических конструкций, а объемы текстов, необходимых для прочтения, при всем при этом увеличиваются очень быстро. Большое количество трудностей, возникших во время чтения литературы, в лучшем случае снижает интерес к содержанию читаемоего, а в худшем может вызывает негативное отношение к процессу «чтение» как на иностранном языке, так и на родном.
Для преодоления этих трудностей:
Во — первых, необходимо определить, какой вид коммуникативного чтения будет доминирующим, а какие - второстепенными (дополнительными) на занятиях по домашнему чтению. В качестве доминирующего вида чтения нами было принято решение взять:
Чтение с пониманием основного содержания, а также с извлечением основной информации — это вид чтения с общим охватом содержания и установкой на понимание главного, наиболее существенного (по С. К. Фоломкиной — ознакомительное чтение) [2, 27]. В результате данного вида чтения обучающийся понимает основное содержания текста и аргументацию автора. Для достижения целей ознакомительного чтения, по данным профессора С. К. Фоломкиной, иногда бывает достаточным понимание только 70% содержащихся в тексте информации.
А в качестве второстепенных видов мы рассматриваем:
Чтение с полным пониманием текста. Профессор С. К. Фоломкина назвала этот вид чтения изучающим чтением [2, 27]. Оно подразумевает извлечение и точное понимание всех главных и второстепенных фактов, которые имеются в тексте, а также их осмысление и запоминание. Этот вид чтения необходим в тех случаях, когда нужно совершенно точно и полностью понять всю информацию в тексте. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого в опоре на языковые и логические связи в тексте. Оно отличается большим количеством регрессий, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания.
Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа или критическое чтение. Этот вид чтения очень часто объединяют с изучающим чтением Оно предполагает оценку прочитанного путем сравнения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, собственным жизненным опытом и мировоззрением. Но важно отметить, что обоснованная и аргументированная оценка невозможна без полного и точного понимания текста. Для этого очень важно уяснить замысел и позицию автора, а значит что, чтение с критической оценкой основано на чтении с полным пониманием текста.
Во — вторых, необходимо использовать такую технологию, которая не только поможет нам преодолеть вышеупомянутые нами трудности, но и предоставит учащимся возможность активно принимать участие в процессе обучения, не только воспринимать, «впитывать» ту информацию, которую они получают, но и переосмысливать ее. На занятиях по домашнему чтению мы будем использовать технологию развития критического мышления (КМ), так как она обладает набором наиболее эффективных методических приемов и является универсальной, это значит, что она может применяться на всех ступенях обучения.
Как известно, данная технология впервые появилась в США в 1930 году, следующие несколько десятилетий она подвергалась различным изменениям, и только в 90-е годы XX века она получила широкое распространение в мире. Существует множество определений КМ, но наиболее полное и обобщенное понятие этого термина , на наш взгляд, дает Е. С. Полат. «Критическое мышление — это самостоятельное, но при этом и социальное мышление, которое позволяет человеку анализировать информацию, обрабатывать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, позволяет не слепо верить авторитетам, а формировать собственную точку зрения на различные социальные, культурные, политические, прочие явления жизни и убедительно аргументировать»[3, 34-42]
Исходя из этого определения можно выделить основные аспекты, которые помогают отличить критическое мышление от других типов мышления:
1. Критическое мышление является самостоятельным;
2. Критическое мышление является социальным явлением;
3. Информация является отправной точкой в этом виде мышления, на основании этой информации делаются личные выводы;
4. Для критического мышления необходима аргументация
5. Критическое мышление начинается с проблемы.
Для успешного функционирования этой технологии необходимо строгое соблюдение алгоритма. Так, все ученые выделяют три стадии:
1)Вызов
Во время этой стадии активизируются имеющиеся знания. В результате определения целей изучения нового материала у обучающихся возникает мотивация к получению новых знаний, вследствие чего пробуждается интерес к изучаемой теме.
Для этой стадии характерны следующие функции:
а) мотивационная (возникает желание работать с новой информацией, так как происходит стимуляция интереса к новой теме)
б) информационная (актуализация имеющихся знаний по данной теме)
в) коммуникативная (первичный обмен мнениями)
Для успешного прохождения стадии вызова целесообразно использовать следующие приемы:
Кластер — графический прием систематизации знаний. Суть этого приема заключается в составлении смысловой опоры. В центре листа пишется тема (проблема), а вокруг собирается основная информация, которая поможет раскрыть эту тему (проблему).
«Толстые и тонкие вопросы» — на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, но важно отметить, что данный прием также может быть использован и на двух других фазах урока, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов |
|
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
Почему Вы считаете ...? |
Кто ? Что ? Когда ? |
2)Осмысление
Это содержательная стадия. На этом этапе происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа целенаправленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучающегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника). Эти действия помогают отслеживать собственное понимание прочитанного, а также запечатлевать в памяти новые лексические единицы.
Для этой стадии характерны следующие функции:
а) информационная (получение новой информации по теме)
б) систематизационная (происходит классификация и структурирование полученной информации )
в) мотивационная (важно не утратить существующий интерес к изучаемой теме, а подкреплять его)
Во время этой стадии мы можем использовать следующие приемы:
«Бортовой журнал» — этот прием помогает скомпоновать информацию, полученную во время чтения текста. Кроме того в этот «журнал» можно записывать свои мысли по данному вопросу.
Бортовой журнал |
|
Предположения |
Новая информация |
|
|
«Двойной дневник» — данный прием дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Целесообразней всего его использовать для формирования навыка интерпретации текста.
Цитата |
Комментарий |
|
|
«Fishbone» (англ. Рыбья кость) — данный прием используется для постановки и решения целого круга проблем. Голова рыбьей кости — проблема, верхние косточки — причины, нижние — факты (подтверждения/следствия) и хвост — вывод/решение проблемы.
3)Рефлексия
Другое название этой стадии — это стадия размышления. На этом этапе студент формирует личностное отношение, мнение к тексту, то есть он переносит прочитанную информацию на себя, а затем фиксирует это отношение либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Для этой стадии характерны следующие функции:
а) коммуникативная (происходить обмен мнениями о новой информации)
б) информационная (приобретение новых знаний)
в) мотивационная (побуждение к дальнейшему поиску информации по данной теме)
г) оценочная (соотнесение новой информации с уже имеющимися знаниями, формирование своего мнения и своей точки зрения)
На стадии «рефлексия» будут уместны следующие приемы:
«Выходная карта» — данный прием дает учителю возможность получить обратную связь от каждого студента. В конце занятия преподаватель просит студентов написать на маленьких листочках три утверждения: «Самая важная идея данного занятия», «Самая спорная мысль занятия.» «Что бы я хотел(а) обсудить на следующем занятии.» Необходимо отметить важность того, чтобы не терялась идея «выходной карты»: обучающийся должен подвести итог (резюме) всему занятию.
«Шесть шляп» — этот прием целесообразнее всего использовать для систематизации знаний и развития умений. В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что технология развития критического мышления поможет снять существующие трудности, возникающие у студентов второго курса во время так называемого «переломного» момента при обучении чтению неадаптированной литературы.