Полный текст статьи
Печать

В современных условиях социальные сети стали средствами массовой коммуникации, поскольку можно быстро делиться собственными новостями со своими друзьями. При этом эта информация будет распространяться молниеносно. Помимо этого, можно поделиться фотографиями, поздравительными открытками, видео, сделав два щелчка кнопкой мыши. В этом и выражается прогресс в коммуникации с помощью новых медиа.

Полагаясь на проведенные ранее исследования, можно отметить, что, дей­ствительно, сейчас всё больше людей разного возраста общаются в социальных сетях, которых тоже много. Это обуславливается воздействием следующих факторов:

1. Каждый человек может позволить себе анонимность (например, не представляться либо быть вымышленным персонажем).

2. Любой человек в электронной сети обладает возможностью высказывать своё мнение, находить единомышленников, разговаривать на различные темы, поделиться опытом. Итак, общение с помощью интернета помогает стать тем, кем человек бы хотел быть, или увеличить своё значение и самооценку либо просто восполнить дефицит друзей и пообщаться.

3. Можно приобрести новых знакомых (часто возникает надежда, что отношения в сети способны перерасти в настоящее общение).

4. Можно найти знакомых и друзей, контакты с которыми утеряны, но навсегда сохранились в памяти.

Следует отметить, что социальные сети обладают широкими возможностями не только в деле обеспечения взаимодействия и коммуникации их пользователей, но также они могут рассматриваться как пространство обучения, что особенно актуально в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Расширение интернет-пространства приводит к необходимости внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. ФГОС по подавляющему большинству направлений содержит компетенции, освоение которых напрямую связано с использованием Интернета и социальных сетей, в том числе в учебном процессе. Немаловажным является сопровождение процесса коммуникативного развития учащихся как активных субъектов межличностного общения и взаимодействия, в том числе и в социальных сетях.

Как считают К.С. Вебер и А.А. Пименова, впервые термин «социальная сеть» появился еще в 1954 г. и был предложен Джеймсом Барнзом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». «Социальная сеть (от англ. social networking service) – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы» [4]. Социальные сети определяются, как социальная структура, которая состоит из стержневых групп, составными частями которых являются отдельные индивиды и группы. Характерной чертой любой социальной сети является наличие системы друзей, поэтому их часто используются для поиска ранее знакомых людей, людей со схожими интересами [4].

Основанием для классификации социальных сетей могут служить принадлежность социальной сети к той или иной стране, тип социальной сети, ее обучающий и развивающий характер. В нашей работе исследование будет направлено на русскоязычные неспециализированные социальные сети, предоставляющие возможности знакомства и общения.

Социальные сети появились относительно недавно (с 1995 г. за рубежом, с 2006 г. в России) и за короткий период они объединили большое количество пользователей [1].

Т.Е. Тагинцева в своих исследованиях [12] отмечает следующие функции социальных сетей:

  1. Обеспечение поддержания связи между людьми, находящихся далеко друг от друга. Каждый человек с помощью социальных сетей может легко общаться с друзьями и одноклассниками, которые давно уже живут в разных городах. Можно также через социальную сеть найти новых знакомых, с которыми опять же не мог пересечься никак в реальной жизни.

2. Развлечения. Это просмотр фотографий, видео-роликов, прослушивание музыки и участие в он-лайн играх. Причем иногда эти развлечения так затягивают, что многие люди, из-за наличия в социальных сетях настолько интересных сервисов, не видят других альтернатив своему досугу. Существуют и более полезные развлечения: можно пройти психологическое тестирование, перевести текст и отправить электронную открытку близким людям.

3. Поиск информации. С помощью этой функции любой человек может найти любую информацию, в которой он нуждается. Благодаря этой функции в социальных сетях можно найти необходимый товар, услугу или нужного человека. Эта возможность, позволяет участникам данных сайтов приобретать новые знания и переживать исключительный личный опыт.

4. Возможность анонимного участия в общении через данные средства коммуникации. Ведь при регистрации своей страницы на подобных сайтах не обязательно быть самим собой. Можно выбрать для себя любой образ, надеть любую маску, и собеседник возможно никогда не узнает, кто за ней скрывается. Таким образом, люди начинают чувствовать себя, более раскрепощено и свободно, чем в реальной жизни, в которой общение вызывает у многих чувство стеснительности и неуверенности в силу некоторых комплексов и навязываемых обществом социальных стилей поведения.

Функциональные возможности социальных сетей, в том числе общения в них, несомненно, приносят много пользы для человека. Но, тем не менее, социальные сети оказывают негативное воздействие на коммуникативные и социальные навыки личности. Связано это с тем, что настоящее общение заменяется на виртуальное.

В работах О.М. Шахмартова, Е.Ю. Болтага отмечается, что у пользователей социальных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве возникают изменения в сфере интересов, мотивов, целей, установок. У них отмечаются новые формы психологической и социальной активности, напрямую связанные с этой новой коммуникативной средой [12].

Также стоит отметить, что в результате специфики общения в социальных сетях изменяется смысл некоторых понятий и ценностей. К примеру, такая ценность, как дружба в социальных сетях приобретает совсем иной оттенок. Как отмечает Е.А. Милова понятие «друг» в виртуальном пространстве сильно отличается от своего значения в реальной жизни. Ведь если вы с кем-то общаетесь в социальных сетях – это еще не означает, что вы с ним дружите в реальной жизни. И если у вас в разделе «друзья» порядка ста человек – это еще не говорит о том, что у вас на самом деле столько друзей [10].

По мнению ученых, коммуникациям в компьютерных сетях, в отличие от традиционных форм межличностного общения, присущи некоторые особенности, не всегда осознаваемые самими пользователями. Так, социальные сети помогают увеличению коммуникативной открытости и толерантности. Для данной формы общения свойственно постоянство и высокая интенсивность контактов, сближение коммуникативных интересов партнеров, взаимная информационная продуктивность коммуникации, большая активность пользователей и их высокая осведомленность в обсуждаемых вопросах, взаимное пересечение направленности мыслей.

Анализируя, особенности общения в социальных сетях О.А. Гулевич считает важным разделять технические и психологические его черты. Причем среди последних он отмечает следующие [7]:

- повышенная вербальная составляющая, отсутствие барьеров;

- разорванность, мозаичный характер коммуникации;

- специфический этикет общения, новый язык;

- эмоциональность общения и обозначение эмоций посредством специальных слов и символов «смайлов»;

- переживание эмоциональных состояний в процессе общения, не смотря на его анонимность;

- опыт «потока», т.е. погруженность в деятельность, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией.

Таким образом, можно заключить, что общение в коммуникативной среде социальных сетей имеет ряд особенностей, которые обладают, как преимуществами перед обычным общением, так и имеют некую ограниченность. В целом же общение в интернете на данный момент пока остается еще мало изученной областью, хотя интерес к этой теме постепенно растет вместе с растущим увеличением использования социальных сетей населением.

Определив понятие социальных сетей, обратимся к характеристике коммуникативных способностей подростков. Необходимо начать с энциклопедического толкования рассматриваемого термина «коммуникативные способности». Новый энциклопедический словарь трактует способности в виде «индивидуальных особенностей личности, являющихся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности». В содержании такого понима­ния необходимо отметить главные характеристики этого термина, а конкретно: «инди­видуальные особенности» и «субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности».

Более широкое толкование понятия способности мы находим в Большом толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова. Здесь способности трактуются как: 1) «Природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь»; и 2) Как «возможность, умение что-нибудь делать» [13]. Такое толкование расширяет содержание исследуемого понятия. Оно наполняется другими понятиями: «дарование», «склонность», «возможность», «умение».

Психологические аспекты общения в социальных сетях исследованы в настоящее время пока недостаточно. Социальные сети обладают значительным отличием от иных вариантов коммуникации в сети Интернет, они предполагают общение с людьми, с которыми уже установились отношения в реальной жизни, и предлагают возможность создания своей реальной личности, размещения настоящих данных о себе [2].

Особенно актуальной будет такая проблема для подростков, в котором интимно-личностное общение выступает в виде ведущей деятельности, доминирующей на этой стадии развития (Д. Б. Эльконин). Исследователи отмечают, что ощущение одиночества, характерное этому возрасту, вызывает потребность в общении, группировании со сверстниками и дружеской поддержке (И. С. Кон, О. Б. Крушельницкая, П. Массен).

А. Г. Грецов, изучая представления о дружбе у подростков, пришёл к выводу, что в настоящее время дружба видоизменяется в первую очередь не с позиции целей, а с позиции средств общения и методов структурирования времени. В настоящее время в дружеских отношениях увеличивается доля общения, опосредованного современными техническими средствами (в виде электронной почты, интернет-сообщества, сотового телефона и т. п.). При этом цели дружбы сохраняются прежними: эмоциональная поддержка, взаимопонимание, взаимная помощь [6].

Общение в социальных сетях может оказать положительное воздействие на ребёнка. Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский и О.В. Смыслова выделяют такие положительные стороны коммуникации в социальных интернет-сетях:

            -  накапливается психологический опыт;

-  получает развитие социальная компетентность;

- реализуются такие важные потребности, как желание, с одной стороны, выделяться из толпы, оказаться замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, добавиться к референтной группе (идиокультуре), скрыться и раствориться в ней, поделив групповые ценности и став чувствовать себя защищённым;

-  появляются неограниченные возможности самопрезентации;

- возникает возможность экспериментирования со своей идентичностью и проигрывания различных ролей, что можно рассматривать в виде своеобразного психологического тренинга;

- появляются перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, увеличения информированности в обсуждаемых вопросах, обмен разными ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями [3].

Однако, с другой стороны, общение в социальных сетях порой угрожает психологической безопасности детей и подростков. Исследователи отмечают такие отрицательные факторы общения в социальных сетях:

1.         интернет-зависимость можно рассматривать в виде разновидности технологических зависимостей, формирующейся на основе разных форм использования Интернета в соответствии с динамикой, характерной аддиктивному процессу, за счёт смещения целей аддиктивно предрасположенной личности в виртуальную реальность с целью восполнения недостающих сфер жизни через конструирование в виртуальной реальности новой личности и замещение настоящей жизнедеятельности виртуальной [9];

2.         кибербуллинг - оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети. Под буллингом чаще всего предполагается многократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и вербальное, нацеленное против кого-то, кто по каким-нибудь причинам будет считаться слабее для унижения его достоинства. Такое поведение всегда имеет место в подростковой среде;

3.         «опасные» материалы – в виде порнографии, видеороликов, изображений и текстов сексуального, экстремистского характера, призывы к совершению насилия. Под определение проблематичного или «опасного» контента будут попадать различные материалы, но основная часть исследователей станет фокусироваться на тех, что содержат сцены насилия (в виде фильмов, музыки, изображений) и порнографию. Поэтому упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражение ненависти, детская порнография, а также контент, который можно определить, как оскорбительный.

Ю.О. Годик полагает, что «опасный» контент оказывается причиной таких проблем:

1)        дети невольным образом сталкиваются с такими материалами в процессе довольно «безобидных» сессий в Интернете;

2)        юные пользователи нередко вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещаемому (родителями либо законом) контенту;

3)        произвольный или непроизвольный просмотр таких материалов отрицательно сказывается на детской психике и поведении [5].

4. Виртуализация реальности – взаимодействие в сети Интернет привело к возникновению большого количества «виртуальных миров», субъектами которых оказываются настоящие и виртуальные личности, группы и общности (В. Л. Силаева).

Итак, список интернет-угроз довольно обширен. Во время столкновения с какой-нибудь негативной ситуацией при использовании Интернета дети нередко не знают, как поступать и куда им обращаться за помощью, а родители и педагоги не всегда могут помочь им справиться с появившейся проблемой, т. к. мало знакомы с современными технологиями или сами ощущают себя растерянными и беспомощными.

Таким образом, в настоящее время интенсивность общения подростков в социальных интернет-сетях довольно высокая. Они создают личные страницы сразу в нескольких сетях, посещают их больше двух раз в день и нередко посещение страниц продолжается долго. Следовательно, требуются дальнейшие более детальные исследования особенностей общения в социальных сетях, исследование социально-психологических и индивидуально-типологических особенностей подростков, которые используют этот вариант коммуникации, и особое внимание необходимо уделить разработке программы по обеспечению психологической безопасности подростков в процессе общения в социальных сетях.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что у подростков чаще всего не применяется такая форма оказания психологической поддержки, как психологическая коррекция, которая осуществляется по инициативе взрослых: родителей или педагогов. Индивидуальная помощь может предоставляться в виде психологического консультирования по запросу самого ребёнка. Соответственно будет потеряна значимость психологической диагностики, т.к. её итоги не выступают основаниями для организации психологической помощи. Групповые развивающие занятия, предлагаемые в рамках школы, возможны в младшем и среднем подростковом возрасте. В старшем подростковом возрасте могут быть организованы занятия по психологии либо занятия профориентационной направленности. Особое значение приобретает консультирование подростков по проблемам формирования коммуникативных навыков [8]. В современных условиях существуют возможности использования социальных сетей в деятельности психологического консультирования по развитию коммуникативных способностей подростков.

Кочюнас Р. в этой работе с подростками рассматривает такие главные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление предусматривает формирование способности принимать самого себя и иных людей, в то же время адекватно осознавая собственные и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление предполагает формирование умения понимать собственные чувства, причины поведения, результаты поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление для подростков предусматривает, в первую очередь, способность сделать выбор, принять ответственность за собственные выборы, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление будет отличаться содержательным наполнением для школьников различных классов. Однако в целом оно должно обеспечивать формирование к концу подросткового возраста таких главных новообразований: эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л. И. Божович).

Итак, индивидуальное консультирование подростков базируется на использовании методик разговорной терапии, т.е. как раз разговор (а не игра, как у дошкольников и младших учеников) выступает средством для устранения нарушений в области психологического здоровья. В то же время особое значение будут приобретать такие описываемые К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, способность консультанта проявить эмпатию и стать самим собой (конгруэнтность). Подросток довольно чётко ощущает любую фальшь в поведении взрослых людей, в связи с этим лишь полная правдивость самого консультанта позволит установить контакт [11].

На взгляд Н.Самоукиной, консультирование подростков производится в соответствии с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: характеристика проблем и желаемых изменений в себе, определённых людях, ситуациях;

-  диагностическая беседа: поиск возможных причин сложностей;

- интерпретация: словесно обозначенная гипотеза консультанта о вероятных причинах проблем у подростка;

 - реориентация: совместная разработка конструктивных методов преодоления сложностей.

Таким образом, отдельного ребёнка не получится жёстко уложить в любую, даже наиболее удачную схему. Каждый конкретный подросток внесёт свои коррективы в процесс консультирования. Здесь главным будет то, чтобы консультант остался открытым к опыту подростка и смог позволить себе сохранить искренность с самим собой и подростком.