Проблема выбора профессии, осознания своего профессионального «Я», понимание о том, кто должен завтра выйти на рынок труда и являться производительной силой, представляет собой на сегодняшний день достаточно актуальную проблему.
Выбор профессии является значимым событием, которое меняет все последующее течение жизни, при этом не только ее профессиональную составляющую. Профессиональное самоопределение оказывает значительное воздействие на личную жизнь, финансовое положение, на самооценку, внутреннее состояние, и на место жительства, а также на многие другие жизненные обстоятельства.
Под самоопределением личности психологии подразумевают процесс и результат осмысленного выбора личностью собственных позиций, целей и средств существования в конкретных условиях. П. Г. Щедровицкий дает оценку самоопределению в качестве способности личности созидать самого себя, выстраивать свою историю и заниматься самоанализом [5]. В целом, понятие «самоопределение» может быть рассмотрено как самоограничение, установка границ для себя самого.
Личностное становление связывают с большими преобразованиями, которые происходят в подростковом возрасте. Особое положение данного возраста в процессе развития человека отражается также в его названиях – это возраст «переходный», «критический», «трудный».
Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин в подростковом возрасте акцентирует два периода – младший подростковый возраст (12-14 лет), а также старший подростковый возраст (15-17 лет).
Рассматриваемый возрастной период – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, возможностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равноправия, справедливости, ума понимаются подростком непосредственно, используются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В исследованиях И.С. Кона и других авторов показано, что общение выступает как системообразующий фактор деятельности старшеклассников.
В отечественной психологии считают, что главное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее сознание самого себя индивидуальностью [1]. Д. Б. Эльконин говорил об ощущении взрослости как об основном новообразовании данного возраста.
В соответствии с Л. И. Божович, в этот период жизни совершается перемена отношений подростка к миру и к себе. Он формирует собственные взгляды на жизнь, что, в конечном счете, позволит ему быть независимым.
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и назначение в жизни. В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление
Общение выступает как особый вид деятельности, в рамках которой осуществляется поиск близких друзей и установление с ними доверительных отношений. Как подросток умеет контактировать с людьми, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие требования влияют на коммуникабельность – все это оказывает влияние на его внутренний мир, содействует успешности или же напротив, приводит к одиночеству и переживанию неудачи в деятельности.
В возрасте 16-17 лет старшеклассник особенно активно пробует собственные возможности изменения в отношениях с другими людьми, разбираясь в сущности своей Я-концепции и концепции другого человека. Здесь обретает проявление существенное формирование подросткового возраста – мера правильности. Зарождается данная единица в ходе переживания воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства и может быть связана с переживанием боли или же негативных эмоций, которые базируются на потере предметом части его свойств [2].
Старшеклассник ориентируется в обществе социальных взаимоотношений, а также в своем внутреннем мире. Ощущение взрослости складывается в отношениях с товарищами и взрослыми посредством усвоения эталонов, которые различаются по своему моральному и этическому содержанию. Подросток уже может не только следовать образцам поведения взрослых, но также применять к себе взрослые отношения. Для полноценного существования взрослого поведения подростку еще недостаточно накопившейся у него системы ценностей, что дает возможность ему предоставлять оценку совершающимся действиям. Вместе с тем, подросток может обобщить нормы, а также правила поведения человека.
Процесс усвоения норм и взаимоотношений порождает у подростка проблему «нормальности». Проявляется она в желании быть такими же, как все. Подросток склонен следовать сложившейся в группе сверстников системе правил и оценок. Критические замечания окружающих людей относительно его «ненормальности» закономерно порождают бурю эмоций и различные болезненные явления – например, невротические переживания и депрессии. Оценка подростком самого себя зачастую строится на внешней оценке сходства или же различий себя с другими людьми.
Становление на будущее является особо важным для составления содержания развития социальной взрослости в данный возрастной период. Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Контроль над собой в деятельности – лучший способ для осуществления мечты и предотвращения разочарований.
Период обучения в старших классах для многих – это время интенсивных размышлений о своей перспективе. Некоторые старшеклассники пытаются перевести собственные мечтания в действия, кто-то примеривает самого себя к различным вариантам своего будущего. Другие же думают о соответствии собственных возможностей требованиям, которые выдвигает та или иная специальность, а кто-то собирает все необходимые сведения о привлекающей профессии и образовательном учреждении, в котором ее получают. Ребята серьезно интересуются планами своих одноклассников, обсуждают колебания, сомнения и отказываются от своих прошлых мечтаний. Многие подростки подвергаются воздействию более взрослых или влиятельных друзей. Время от времени появляются дискуссии и расхождения касательно различных профессий, а также относительно того, где именно получать образование в дальнейшем [4].
Необходимо выделить, что детям старшего школьного возраста свойственна направленность в собственную перспективу. Если к 15 годам подросток решил пойти в 10 класс, таким образом, он отсрочил себе выход во взрослую жизнь на 2 года, а также сам выбор своего последующего пути. В этот, достаточно непродолжительный период времени, необходимо построить жизненный путь, то есть, найти решение на следующие проблемы: каковым являться (личностное самоопределение) и кем быть (профессиональное самоопределение). Подростку нужно не только представлять в общих чертах собственную перспективу, но еще и анализировать способы достижения задуманных целей [3].
В период перехода к юности личность одновременно переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых. У девушек и юношей формируются новые элементы самосознания, отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, представления о будущем. Все эти элементы взрослости по-разному представлены в характере, потребностях и способностях. Безусловно, что они формируются скачкообразно, с различной динамикой и качественным составом в учебной или общественно-организаторской деятельности.
В выпускном классе учащиеся концентрируются на профессиональном самоопределении, что подразумевает самоограничение и отказ от детских воображений. Ребята вынуждены ориентироваться в разных специальностях. А это нелегко, так как в фундаменте отношения к профессиям пребывает не свой личный опыт, а посторонний – то есть, сведения, полученные от своих родителей, близких людей, из социальных сетей и тому подобное. Данный опыт, как правило, является теоретическим, так как не пережит старшеклассником. Вместе с этим, необходимо грамотно предоставить оценку своим способностям, то есть, материальным условиям семьи, здоровью, уровню учебной подготовки, и, прежде всего, своим предрасположенностям и возможностям [3].
От 15 к 16 годам растет число юношей и девушек, собирающихся работать сразу после окончания школы. Общими для них в планировании профессионального будущего являются тенденции к снижению значимости роли образования. У современных юношей и девушек прослеживается мотивация на получение образования для приобретения определенного статуса, не обязательно сопряженного с конкретной профессией, что в целом свидетельствует о незрелости, нехватке реального представления о профессиональных перспективах и может быть расценено как показатель кризисности ситуации.
Половозрастные характерные черты кризиса профессиональной ориентации проявляются при рассмотрении главных мотивов и факторов влияния на выбор будущей профессии. Так, у юношей внешняя мотивация (материальная обеспеченность) проявляется чаще, тогда как у девушек того же возраста наблюдается повышение внутренней мотивации выбора, отражающей содержание труда и полезность его результатов.
Наряду со степенью сформированности профессиональных планов и мотивацией выбора, существенной значимостью является готовность к профессиональному выбору (независимость, осведомленность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение).
Профессиональные предпочтения как результаты профессионального самоопределения является более значимой возрастной проблемой. Наблюдаемая от 14 к 16 годам тенденция к снижению значимости выбора образования на фоне увеличения числа молодых людей, планирующих работать сразу после окончания среднего учебного заведения, слабая информированность в мире профессий, а также увеличение числа юношей с неопределенным выбором уровня образования, преобладающей внешней мотивацией выбора и девушек, обеспокоенных выбором трудовой деятельности без профессионального образования, возрастная перестройка профессионального типа личности у старших подростков мужского пола — все без исключения свидетельствует о высокой вероятности ошибочного или неадекватного профессионального выбора, отражает кризисный характер профессионального самоопределения в данный возрастной период.
В таком случае то, насколько престижной будет будущая профессия или университет, в который подросток намерен идти, непосредственным образом зависит от его требований. Имеется довольно точная направленность, которая проявляется на протяжении обучения в старших классах, а именно: чем больше будет школьный выпуск, тем более частыми будут пересмотры собственных жизненных планов, и меньше будет требований. Это может оказаться результатом рационального отказа от бесперспективных ожиданий, однако могут быть также и проявления малодушия, проявления страха перед весьма уверенным шагом [3].
Личное и профессиональное самоопределение оказываются главнейшим новообразованием ранней юности. Такое самоопределение считается новой внутренней позицией, которая предполагает осознание самого себя как представителя гражданского общества, утверждение собственного места в этом обществе [4].
Так как у старшеклассников появляются желания и планы, реализация которых является отсроченной, а в подростковом возрасте вероятны существенные коррективы, то порой новообразованием выступает не само по себе самоопределение, а именно психологическая готовность ребенка к нему. Самоопределение непосредственным образом связано с новым восприятием времени, то есть, соотнесением своего прошлого и своего будущего.
Старшеклассник при подходящих ему обстоятельствах собственного развития нацелен на перспективу не по тому фактору, что он не реализовался в настоящем, а в связи с тем, что в будущем станет еще предпочтительнее в той или иной деятельности.