Полный текст статьи
Печать

В современном обществе одной из самых острых социальных проблем является рост агрессивных тенденций у детей подросткового возраста.

По данным научных исследований в последнее десятилетие резко возросла преступность [1], увеличилась частота случаев насилия среди подростков. Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что увеличивается число преступлений против личности, которые влекут за собой нанесение тяжких телесных повреждений. В подростковой среде часто наблюдаются групповые драки, которые также характеризуются жестокостью.

 Анализируя проявления агрессивных тенденций подростков, возникает вопрос о возможности контроля агрессии. Мы считаем, что по вопросам регуляции и контроля агрессивных проявлений у подростков в настоящее время посвящено недостаточно исследований. Поэтому актуальность данной тематики обусловлена необходимостью регуляции агрессивного поведения у подростков, изучением влияния системы осознанной саморегуляции на агрессивное поведение.

В отечественной психологии исследованиями по проблеме саморегуляции занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н.  Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. П. Бояринцев, Е. Т. Соколова, В. В. Николаева, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, Г. И. Габдреева, О. А. Конопкин и др. За рубежом данную проблему изучали А. Адлер, Г. Олпорт, В. Франкл, Ю. Куль, П. Кароли и др.

О. А. Конопкин, автор теории осознанного саморегулирования произвольной активности человека, утверждает, что личность,  осознающая свои состояния и свои задачи, является субъектом собственной деятельности. То есть личность  осуществляет выбор условий, которые соотносятся с новой задачей, подбирает способы преобразования исходной ситуации, а также оценивает полученные результаты и принимает решение о необходимости  изменений в действиях [2].

В структуре процессов психической саморегуляции О. А. Конопкин выделяет  следующие компоненты (функциональные звенья): принятие субъектом цели его произвольной активности, которая выполняет при построении процесса саморегуляции общую системообразующую функцию; модель значимых условий деятельности, которые учитываются при выборе конкретной исполнительской программы; выработка самой программы собственно исполнительских действий; выбор системы критериев достижения субъективно нужного результата, т. е. критериев достижения исходной цели в ее понимании субъектом; осуществление контроля и оценки реальных результатов относительно принятых критериев успеха; решение о необходимости и характере коррекции самой системы регуляции [3].

В. И. Моросанова определяет осознанную саморегуляцию как  системноорганизованный процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которая  направлена на достижение принимаемых субъектом целей. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека – это целостная система психических средств, при помощи которых человек способен управлять своей целенаправленной активностью [4].

Специфика активности личности подразумевает взаимодействия с окружающими людьми. Агрессия является одной из форм активности человека. В социальных контактах человек ориентируется на свою систему оценок действий. В системе этих взаимодействий определенную позицию занимает система осознанной саморегуляции субъектом произвольной активности.

Теоретической разработкой понятий агрессия и агрессивность в зарубежной психологии занимались А. Бандура,  Дж. Доллард, А. Басс, К. Лоренц, В. Франкл, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др. В трудах отечественных психологов данные понятия рассматривались Н. Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой, Л. Ю. Ивановой, С. А. Беличевой, Л. М. Семенюк, В.Г. Петровым, Н. Н. Павловой, В. С. Мухиной, И. А. Фурмановой и др.

Существует множество подходов к понятию «агрессия», рассмотрим один из них. А. Басс определяет агрессию как любое поведение, которое содержит в себе опасность для других либо наносит им ущерб.

А. Басс совместно с А. Дарки выделили следующие 5 видов агрессии: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм. Эти авторы также выделяют враждебные реакции такие как обида и подозрительность. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред [5].

С точки зрения контролируемости агрессии, когнитивные теории достаточно оптимистичны, так как, по мнению исследователей,  агрессивным поведением можно управлять с помощью механизмов саморегуляции. Теории Л. Берковиц  и А. Бандуры являются синтезом теорий научения и когнитивных теорий, которые определяют поведение привлекательностью ожидаемых последствий действий (аналогично и агрессивное поведение). Агрессивное поведение можно регулировать внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением, механизмами саморегуляции. Таким образом, саморегуляцию можно рассматривать одним из способов управления агрессией.

В подростковом возрасте осуществляется активное становление осознанной личностной саморегуляции. У взрослеющей личности наступает период осознаний своих действий, стоит задача проектирования своего будущего [6]. На этом этапе необходимо развивать саморегуляцию подростка, так как от  развития компонентов саморегуляции  зависит управление личностью своей активностью, в том числе и агрессивным поведением.

В данном исследовании изучалась взаимосвязь компонентов саморегуляции и агрессии у подростков. В исследовании приняли участие 85 подростков в возрасте 14-15 лет. Из них 45 учащихся гимназии г. Кирова и 40 учащихся школ Кировской области.

 Для изучения особенностей саморегуляции применялась методика «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой (подростковая форма). Статистический анализ показал, что для большинства подростков характеры средние показатели почти по всем шкалам саморегуляции поведения («Планирование», «Моделирование»,  «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость»). Данные по шкале «Самостоятельность» указывают, что из общего числа подростков 37 % имеют низкий уровень самостоятельности (слабая развитость регуляторной автономности), что характеризует их как зависимых от мнений и оценок окружающих. Они нуждаются в посторонней помощи и без нее не могут составить свои планы и программы действий, могут возникнуть регуляторные сбои. При недостаточном развитии саморегуляции подросток не может в нужной мере управлять своей активностью. Активное становление личностной саморегуляции осуществляется в подростковом возрасте, поэтому этот период наиболее благоприятен для ее развития. В таблице представлены количественные данные всех переменных в соответствии с уровнем выраженности.

Таблица – Соотношение уровней выраженности саморегуляции поведения с индексами агрессии и враждебности (в %)

Уровень выраженности саморегуляции поведения

Показатели агрессивности

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Пл

высокий

10,6

14

2,5

23,5

7

средний

29,4

17,6

2,4

40

7

1,2

низкий

15,3

8,2

16,5

7

М

высокий

11,8

11,8

1,2

10,6

13

1,2

средний

27

21,2

1,2

43,5

5,9

низкий

16,5

9,4

23,5

2,4

Пр

высокий

8,2

8,2

1,2

14,1

3,5

средний

29,4

24,7

1,2

42,4

11,8

1,2

низкий

17,6

9,4

21,2

5,9

Ор

высокий

13

10,6

1,2

13

11,8

средний

33

24,7

1,2

50,6

7

1,2

низкий

9,4

7

14,1

2,4

Г

 

высокий

6

7

2,2

11,8

3,5

средний

28,2

27

2,4

44,7

15,3

низкий

18,8

8,2

21,2

4,7

1,2

С

высокий

20

5,9

24,7

1,2

средний

24,7

11,8

27

9,4

низкий

10,6

24,7

2,4

26

13

1,2

ОУ

высокий

3,5

8

2,6

8,2

8,2

средний

35,3

21,2

1,2

49,4

8,2

низкий

17,6

9,4

1,2

18,8

8,2

1,2

Обозначения шкал саморегуляции: Пл – «Планирование»,М – «Моделирование»,                     Пр – «Программирование», Ор – «Оценивание результатов», Г – «Гибкость»,С – «Самостоятельность», ОУ – общий уровень саморегуляции поведения.

Для исследования агрессии применялся опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки. Более половины участников исследования показали высокие результаты по степени выраженности индексов агрессивности (55,2 %) и враждебности (77,6). То есть большинство подростков имеют, негативную позицию по  отношению к окружающим, не доверяют им, относятся к ним с осторожностью, часто переживают по поводу допущенной по отношению к нему несправедливости. Причиной этому может быть свойственная подростку повышенная тревожность во взаимоотношениях с окружающими, обидчивость, ранимость, избегание критики, стремление к свободе и самостоятельности.

Из таблицы следует, что существует связь между саморегуляцией и агрессией у подростков. Большинство подростков, имеющих средний уровень развития компонентов саморегуляции, имеют высокие уровни по индексам агрессивности и враждебности. Также практически нет подростков, имеющих низкий уровень саморегуляции и низкий уровень по индексам агрессивности и враждебности. Таким образом, для подростков с недостаточно развитой способностью к управлению своей активностью, характерно внешнее, направленное на конкретное лицо выражение агрессии. Также для таких подростков характерна общая негативная позиция по  отношению к окружающим, недоверие к ним.

Следующим этапом исследования стало выявление связи между саморегуляцией и агрессией у подростков с использованием статистической программы SPSS (коэффициент корреляции Спирмена).

Статистическая обработка данных показала, что чем выше способность подростка к осознанному планированию активности, то есть к выдвижению и удержанию целей, тем ниже физическая агрессия (p≤0,01), проявление негативизма (p≤0,05) и уровень агрессивности (p≤0,01). То есть при высокой способности подростка к планированию активности, агрессия с использованием физической силы, сопротивление, активная борьба против установившихся обычаев и законов, любое внешнее выражение агрессии (в том числе и через крик, визг, топанье ногами, угрозы, сплетни) проявляются меньше. Так как подростки, которые активно выдвигают цели, соотносят их  адекватность по отношению к внешним и внутренним субъектным условиям.

Выявлена отрицательная взаимосвязь процесса моделирования с косвенной агрессией (p≤0,05), раздражительностью (p≤0,05), чувством обиды (p≤0,01), враждебностью (p≤0,05) у подростков. То есть косвенная агрессия может планироваться заранее, но происходит выделение значимых внутренних и внешних условий и последующая их оценка. Подросток с высокой способностью к анализу внешних и внутренних условий деятельности, выделения комплекса условий, значимых для достижения цели, адекватно и детализировано оценивает ситуацию, а также прогнозирует возможные последствия. Поэтому подросток будет менее раздражителен при заранее оцененной ситуации и знании последствий. Также при этом условии не будет переживания по поводу допущенной по отношению к подростку несправедливости, негативная позиция по отношению к окружающим смениться на более положительную.

Обнаружена отрицательная взаимосвязь процесса программирования с физической агрессией (p≤0,05) и положительная взаимосвязь с чувством вины (p≤0,01). То есть существует тенденция к тому, что чем выше способность к программированию будущих действий, тем ниже проявление физической агрессии. То есть, если подросток заранее будет строить последовательность своих действий, знать способы, которыми они будут осуществляться, он сможет избежать проявления физической агрессии. При наличии четкой программы действий любая неудача в достижении цели может вызвать у подростка ярко выраженное в переходном возрасте чувство вины.

Также можно отметить, что чем выше гибкость, тем ниже уровень проявления косвенной агрессии (p≤0,05). Подросток с высокой гибкостью процесса регуляции способен корректировать функционирование различных регуляторных компонентов, когда этого требуют условия деятельности. То есть способен изменять свое поведение, тем самым управляя агрессией, направленной на кого-либо в форме сплетен, злобных шуток, либо не направленной (в виде криков в толпе, топанья ногами).

Наблюдается положительная взаимосвязь самостоятельности с физической, вербальной, косвенной агрессией, негативизмом, раздражительностью, подозрительностью, а также со шкалами «индекс агрессивности» и «индекс враждебности» (p≤0,01). То есть для подростков с развитой регуляторной автономностью, с высоким уровнем самостоятельности   характерно внешнее выражение агрессии, проявление ее активно по отношению к конкретным лицам, возможно использование физической силы против другого лица. Также подростки имеют, в общем, негативную позицию по  отношению к окружающим, не доверяют им. Это проявление различных форм агрессии при высоком уровне самостоятельности можно объяснить тем, что в подростковом возрасте формируется чувство взрослости, которое является основным и главным свойством его поведения. Такое чувство проявляется в стремлении показать себя взрослым, продемонстрировать свою самостоятельность, которая зачастую имеет лишь внешний характер. Подросток становится критичным по отношению к правилам, порядкам, законам, духовным ценностям,  появляется желание быть свободным и бороться за свою самостоятельность. Проявления агрессии в переходном возрасте используются для самоутверждения и самореализации [6]. Причиной этого можно назвать стремление подростка «быть взрослым» и одновременно ограниченность средств, которыми располагает ребенок для преодоления затруднений и самоутверждения. Также агрессивные формы во взаимодействиях с окружающими часто выполняют демонстративную функцию.

Таким образом, исследование показало, что у подростков выявлен высокий уровень агрессии. Саморегуляция – это один из способов управления агрессией. В подростковом возрасте осуществляется активное становление личностной саморегуляции. Подростку необходимо научиться формулировать и обосновывать свои цели, анализировать их значимость,  возможность достижения и значимые условия. Подросток должен действовать на основе выработанных у него программ, а также создавать новые способы осуществления действий в определенных ситуациях. Необходимо развивать самостоятельность, уверенность, гибкость, ответственность личности, умение контролировать свои действия путем выделения разнообразных критериев, показателей контроля и оценки. Развитие компонентов саморегуляции осуществляется с помощью специальных упражнений методов позитивного представления, концентрации на положительных эмоциях и методов аутотренинга.