Построение правового государства – одна из актуальных задач современной России. Следовательно, необходимым условием этого является высокий уровень правовой культуры граждан нашей страны, предполагающий, в первую очередь, знание ими своих прав и обязанностей, умение их защищать и не нарушать при этом права остальных членов общества.
Формирование основ правовой культуры начинается уже в дошкольном возрасте, на ранних этапах становления личности. Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы поведения каждого человека. Эти основы закладываются в семье. Однако большую роль при этом играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Детский сад является первым звеном системы правового воспитания и образования детей, поэтому не случайно перед педагогами встает задача развития у дошкольников представлений о своих правах. Ведь именно с первых шагов «юного гражданина» должны формироваться нравственно-правовые качества личности, поведение и эмоции.
Проблема формирования основ правовой культуры личности нашла широкое отражение в психолого-педагогической литературе. В большом объёме она рассмотрена применительно к детям младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, в меньшей степени – к детям дошкольного возраста. Как показали психолого-педагогические исследования А.И. Долговой, К.Е. Иголева, Г.М. Миньковского, В.Л. Рыбальской и др., элементы правовой культуры начинают закладываться в период детства. Именно в период старшего дошкольного возраста у детей могут быть сформированы представления о своих правах. Формирование представлений о правах у детей 5–6 лет является основой для воспитания правовой культуры. Знание ребёнком своих прав позволит ему защитить себя с правовой точки зрения, будет способствовать развитию чувства собственного достоинства, формированию правильного «правового» общения с другими детьми, воспитанию уважения к себе, к своим родителям и окружающим.
В исследованиях по правовому воспитанию дошкольников, представленных В.В.Антоновым, А.Ф.Никитиным, Я.В.Соколовым, Т.А.Шорыгиной и др., указывается на необходимость использовать этот период времени для начала формирования у ребёнка представлений о своих правах, а также для его правового воспитания [2, 6, 7].
С.А.Козлова отмечает, что у ребёнка нужно формировать представление о самом себе, о своих правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и развивать оценочное отношение к событиям, окружающему социальному миру и учить применять полученные знания в различных формах собственной деятельности дошкольника [4].
Мы считаем, что рассказать дошкольнику о его правах можно в виде познавательной беседы, так как этот вид работы с детьми наиболее эффективен и применяется в практике ДОО (особенно в старших группах). Изучению познавательной беседы посвящены исследования М.М. Кониной, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др., которые рекомендуют использовать её в работе с дошкольниками для ознакомления с окружающим миром [1]. Познавательная беседа позволит заинтересовать дошкольника и он получит новые представления, дети смогут не просто выслушать, но и задать педагогу различные вопросы и тем самым лучше усвоить материал.
Для выявления состояния проблемы в реальной практике нами было организовано исследование на базе МКДОУ № 151 г. Кирова. Для выявления представлений о правах у дошкольников 5–6 лет была разработана беседа «О правах ребёнка»; игра «Догадайся и продолжи». Общие результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень представлений о правах у детей 5–6 лет по результатам двух методик (беседа «О правах ребёнка», игра «Догадайся и продолжи»)
Методики/ уровни |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
|
Беседа «О правах ребёнка» |
9 |
75 |
3 |
25 |
0 |
0 |
Игра «Догадайся и продолжи» |
7 |
58 |
4 |
33 |
1 |
9 |
Данные, полученные в ходе сравнения результатов диагностики, дают основание утверждать, что при использовании игры «Догадайся и продолжи» как диагностического инструментария были получены результаты выше, чем при применении беседы «О правах ребёнка». Это можно объяснить тем, что беседа «О правах ребёнка» предполагала развернутые ответы детей с опорой на правовые знания. Игра «Догадайся и продолжи» оказалась для дошкольников более простой, так как в ней были представлены загадки, на которые нужно было дать отгадки. Это было интересно и увлекательно.
На основании полученных в ходе эксперимента результатов мы убедились, что у воспитанников практически отсутствуют представления о своих правах, а если имеются, то они носят поверхностный характер, поэтому мы разработали беседы познавательного характера с целью их формирования.
Прежде всего, мы определили перечень прав для изучения с детьми 5–6 лет согласно основополагающим документам «Всеобщая декларация прав человека» [8] и «Конвенция о правах ребёнка» [9], установили наиболее важные и доступные для понимания детей права, знакомиться с которыми они могут в первую очередь [3, 5]. Перечень прав представлен в таблице 2.
Таблица 2
Определение перечня прав для изучения с детьми 5–6 лет на основе двух основополагающих документов
«Всеобщей декларации прав человека» и «Конвенции о правах ребёнка»
Основополагающий документ |
Право для изучения |
|
«Всеобщая декларация прав человека» |
«Конвенция о правах ребёнка» |
|
«Каждый человек и имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 3). |
«Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6, п.1). «Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27, п. 1). |
Право на жизнь. |
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). |
«Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения» (ст. 24). |
Право на охрану и укрепление здоровья. |
«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным….» (ст. 26). |
«Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: вводят бесплатное и обязательное начальное образование» (ст. 28, п. 1а). |
Право на образование. |
«Каждый человек имеет право на отдых и досуг…» (ст. 24). |
«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» (ст. 31). |
Право на отдых. |
|
«Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу» (ст.7, п.1). |
Право на имя. |
С детьми была проведена серия бесед, а именно беседы по правам детей (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя, право на образование, право на отдых). Перечень, проведённых нами познавательных бесед был достаточно разнообразен и представлен в таблице 3.
Таблица 3
Познавательные беседы о правах для детей 5–6 лет
№ беседы |
Название беседы |
1 |
Познавательная беседа «Имею право жить». |
2 |
Беседа по сказкам: «Колобок», Ш. Перро «Красная шапочка». |
3 |
Познавательная беседа «Имею право на охрану и укрепление здоровья». |
4 |
Беседа по сказке К.И. Чуковского «Айболит». |
5 |
Познавательная беседа «Имею право на имя». |
6 |
Беседа по сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка». |
7 |
Познавательная беседа «Имею право на образование». |
8 |
Беседа по сказке А.К. Толстого «Золотой ключик», или «Приключения Буратино». |
9 |
Познавательная беседа «Имею право на отдых». |
10 |
Беседа по сказке Ш. Перро «Золушка». |
11 |
Заключительная беседа «Дружно весело шагаем и права мы свои знаем». |
После каждой познавательной беседы, содержащей сведения о конкретном праве, проводилась беседа по сказкам, в которых отражалось основное право ребёнка. Эти беседы проводились с целью закрепления представлений детей дошкольного возраста о конкретном праве на основе литературного произведения. В конце всего цикла бесед была проведена ещё одна заключительная беседа, которая закрепляла и обобщала все представления, которые были сформированы ранее.
Предлагаем конспект заключительной беседы «Дружно весело шагаем и права мы свои знаем».
Цель: закреплять представления детей о правах (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя, право на образование, право на отдых) в процессе беседы: уметь называть права, определять их, исходя из содержания знакомой сказки. Активизировать в речи детей слова: право, Конвенция, государство, образование. Развивать чувство собственного достоинства детей. Воспитывать уважительное отношение как к своим правам, там и правам других людей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на нашу полочку, на которой стоят картинки с изображениями различных символов прав, и вспомним, какие же права мы с вами изучили? (право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на отдых, право на имя, право на образование).
Воспитатель: Молодцы. Я рада, что вы знаете свои права. Ребята, а как называется главный международный документ, в котором прописаны все права детей? (Конвенция о правах ребёнка).
Воспитатель: Правильно, это «Конвенцией о правах ребёнка». Мы с вами помним, что право – это возможность что-то иметь или делать. А вы помните, кем эта возможность обеспечивается и охраняется? (государством).
Воспитатель: Правильно, государство обеспечивает и охраняет наши с вами права. А кто же у нас больше всего нуждается в праве на защиту своих прав? (мы).
Воспитатель: Верно, это вы – дети. Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения «Права ребёнка», а вы послушайте меня внимательно.
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, своё имя получить,
Развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
(Батырова Альфира).
Воспитатель: О каких правах детей, которые мы с вами знаем, говорится в стихотворении? (право жить, обучаться и отдыхать, право на образование и на отдых, право на охрану и укрепление здоровья, право на имя).
Воспитатель: Верно, ребята, молодцы. Вы правильно перечислили все права, которые затронуты в этом стихотворении. Каждый ребёнок при рождении имеет право на имя, право на жизнь, право на образование, отдых, охрану и укрепление здоровья.
А теперь, ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Права сказочного героя» и попробуем определить права детей в сказках.
Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.
Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (право на отдых).
В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право обеспечивается? (право на здоровье, зверей лечит Айболит, как только все заболели, Айболит сразу спешит им на помощь).
Воспитатель: Да, все верно, но давайте еще раз вспомним, как точно называется это право?(право на охрану и укрепление здоровья).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Теперь вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право обеспечивается у Буратино? (право на образование).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы настоящие знатоки своих прав и я награждаю вас значками «Знаток».
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского).
Ребята, вам нужно знать свои права, пользоваться ими, но и не забывать про свои обязанности. Такие же права есть у всех детей и взрослых, нельзя нарушать права других людей. Крепкого здоровья всем вам!
В процессе проведения этой и других познавательных бесед дети были активны, тема заинтересовала их с самого начала. Они были внимательны, с желанием даваликонкретные, чёткие ответы на вопросы педагога. Можно сделать вывод, что дети получили определённый запас знаний, представлений о правах.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент. Для этого нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Сопоставив констатирующий и контрольный эксперименты, получили следующие результаты, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень представлений о правах у детей 5–6 лет (по результатам констатирующего и контрольного эксперимента)
|
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Беседа «О правах ребёнка» |
75 % (9) |
25 % (3) |
0 % |
0 % |
25 % (3) |
75 % (9) |
Игра «Догадайся и продолжи» |
58 % (7) |
33 % (4) |
9 % (1) |
0 % |
42 % (5) |
58 % (7) |
В заключение подчеркнём, что в качестве одной из форм работы с детьми 5–6 лет по развитию представлений о правах может выступать познавательная беседа при соблюдении следующих условий:
1. Соответствие содержания познавательных бесед основополагающим документам «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка».
2. Разнообразие бесед познавательного характера.
3. Использование дополнительных закрепляющих бесед по сказкам, в которых будет отражаться суть изученного права.
На основании результатов нашего исследования, можно сказать, что беседы познавательного характера могут эффективно влиять на развитие у детей представлений о правах.