Полный текст статьи
Печать

Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. В условиях модернизации профессионального образования, внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникам в системе среднего профессионального образования. Качественное обучение по новым стандартам сопряжено с решением проблем, связанных с недостаточно полным теоретическим описанием специфики этого процесса в предметно-содержательном и организационном планах.

Важное значение в профессиональной подготовке художников – преподавателей в нашей стране осуществляют художественные училища.  Вятское художественное училище имени А.А. Рылова является единственным в Кировской области средним профессиональным учебным заведением, готовящим специалистов: художник-преподаватель, дизайнер-преподаватель на основе классической школы художественного искусства.

 Получение профильного художественного образования является достаточно приоритетным направлением обучения. Однако, традиционная система подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности, направленная, преимущественно, на обучение художественному мастерству, не обеспечивает необходимого качества педагогической подготовки, не соответствует современным образовательным требованиям.

В то же время общественная потребность в свободных художниках,  не так востребована и большая часть выпускников этих учебных заведений, как показывает практика, занимается именно педагогической деятельностью, зачастую, на первых этапах, не обладая достаточным запасом профессиональных педагогических знаний и умений, не владея способностями к её осуществлению.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника важнейшую роль играет профессиональная ориентация, сущность которой заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

 Поэтому особо остро в сфере художественного образования стоит вопрос о подготовке профессиональных педагогических кадров среди молодого поколения художников.  Важное значение в решении этого вопроса имеет формирование мотивации студентов к осуществлению педагогической деятельности.

Изучение структуры, знание мотивов, побуждающих стремление к работе в сфере образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности мотивации к педагогической деятельности. Таким образом, проблема личностного и профессионального становления студентов художественно-педагогических специальностей является одной из  наиболее  актуальных.  Это  обусловлено интенсивными  изменениями,  происходящими  в системе образования, в обществе в целом.  В связи с этим от образовательного учреждения требуется разработка таких форм и методов  обучения  и  воспитания  студентов,  которые  могли  бы  помочь будущим  художникам-преподавателям быстро  освоить  свою  профессиональную деятельность. Однако, как показывает практика, выпускники в большинстве своем либо не ощущают себя профессионально готовыми вести преподавательскую деятельность, либо они в ней просто не заинтересованы. Соответственно, можно предположить, что в организации и осуществлении образовательного процесса в данном направлении не достаточно компонентов, способствующих формированию профессиональной педагогической компетентности. 

В ходе исследования, для решения задач которого были разработаны анкеты, использовались различные тестовые методики, были выявлены следующие основные проблемные направления: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; страх студентов перед публичными выступлениями, перед учениками; отрицательно сформированная позиция студентов к педагогической профессии в будущем, так как для них интересна только профессия художника-живописца или дизайнера.

Необходимость проведения дополнительных форм работы по формированию мотивационной готовности к педагогической деятельности очевидна. Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования.

Дополнительная возможность формирования мотивации к педагогической деятельности должна определяться самой образовательной организацией:

  • спецификой содержания учебных дисциплин или модуля;
  • поиском новых видов продуктивной деятельности на занятиях;
  • факультативных курсов;
  • через практико-ориентированный подход в проведении занятий;
  •  организацией самостоятельной работы студентов;
  •  разработкой учебно-методического комплекса, методических пособий и рекомендаций для студентов и преподавателей.

Таким образом,  перед образовательной организацией в целенаправленной работе по формированию мотивации к педагогической деятельности могут стоять следующие задачи:

  • воспитание интереса к педагогической профессии;
  • знакомство с требованиями к личностным и профессиональным качествам педагога;
  • мотивация студентов к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;
  • развитие коммуникативных навыков общения, личностного роста;
  • воспитание гордости и любви к профессии педагога, понимания общественной миссии своей профессии;
  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности по выбранной профессии и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях.

Такие продуктивные формы деятельности как  тренинги, практикумы, деловые игры, мастер-классы, серии бинарных занятий, конкурсы педагогического мастерства, должны быть направлены на совершенствование системы знаний и умений которые помогут в дальнейшем студентам видеть себя в качестве педагога, преподавателя, помогут сформировать профессионально необходимые качества.

Выявление мотивов к будущей профессиональной деятельности, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Успешность профессионального обучения  будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов.

В настоящее время исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов.

В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. [1]

Формирование внутренней мотивации к профессиональной педагогической деятельности у студентов способствует их профессионализации и является важным условием как для их эффективной деятельности, так и для полноценного успеха в других сферах.