Полный текст статьи
Печать

Тревожность является одной из индивидуальных психологических особенностей человека, которая проявляется в повышенной склонности человека к тревоге, беспокойству, страху, зачастую не имеющих оснований. Ощущается это состояние как предчувствие угрозы, переживание дискомфорта. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста можно обнаружить повышенный уровень тревожности, поэтому эта проблема очень актуальна. Изучением проблемы тревожности у дошкольников занимались различные отчественные и зарубежные исследователи (Т. М. Титаренко, П. Бейкер, А.П.Бердникова, Г. П. Лаврентьева, М. Алворд, Е.И. Рогов) и посвятили множество работ данному вопросу.

Можно выделить некоторые особенности, характерные для беспокойных детей: непроходящее чувство беспокойства; мышечное напряжение; большие трудности в концентрации на чем-либо; нарушения сна; пугливость; раздражительность. Если в поведении ребенка выявляется хотя бы один критерий из вышеперичисленных, то это повод предположить, что ребенок тревожен.

Причины возникновения тревожности у детей достаточно разнообразны: особенности функционирования ЦНС, неправильное воспитание, низкий социальный статус среди сверстников и т.д. При обнаружении тревожности у ребенка необходимо как можно раньше начать коррекционную психологическую помощь. Работа с детьми с повышенным уровнем тревожности проводится в разных направлениях: снятие мышечного напряжения, повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой в конкретных ситуациях, работа с родителями ребенка, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Также особым направлением в психокоррекционной работе можно выделить  повышение  статусного положения ребенка в группе сверстников, так как статусное положение очень сильно влияет на эмоциональное состояние. Наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рассказывание сказок, рисование и развивающие игры. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как ЛС. Выготский, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер с высоко тревожными детьми упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.

Очень важным направлением в психокоррекционной работе является повышение самооценки дошкольников и помощь в построении хороших отношений со сверстниками. Для реализации данного направления можно использовать следующие игры: «Я дарю тебе…», «Комплименты», «Пожелания». Эти игры помогают узнать много приятного о себе со стороны других детей.

Одной из причин появления тревожности у дошкольников является наличие страхов, поэтому, работа по выявлению и устранению страхов у детей является очень важной в коррекционной работе с тревожными детьми. Сидя в кругу, можно обсудить с детьми их переживания, чувства и волнующие ситуации. Необходимо построить беседу таким образом, чтобы каждый ребенок  вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Многие дети думают, что их проблемы характерны только для них, а такие игры помогают понять детям, что у их сверстников тоже есть страхи и об этом не нужно стесняться говорить. Также волнующие ситуации можно разыграть с помощью ролевой игры. Необходимо так построить игру, чтобы в конце ребенок победил свой страх, только тогда это упражнение даст наибольший эффект.

Во время коррекционной работы с тревожными  необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

  1. Включать ребенка в любую новую игру нужно поэтапно. Ребенку необходимо сначала ознакомиться с правилами игры, посмотреть как другие дети в нее играют и только потом решить, хочет ли он сам принимать участие в этой игре.
  2.  Необходимо исключать соревновательные моменты в играх, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто первый выполнит задание?»
  3. Чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным при введении новой игры, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  4.  Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если у ребенка повышенный уровень тревожности,  то следует начинать работу с ним с дыхательных и релаксационных упражнений. Если ребенок чувствует себя в коллективе уверенно, то только тогда можно включать его в коллективные игры и деятельность. Следует помнить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Таким образом, в настоящее время у большинства дошкольников выявляется повышенный уровень тревожности, что требует своевременного оказания квалифицированной психокоррекционной помощи.