Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так и с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности [1].
Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мэйер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. В 1990 г. они разработали одну из первых и наиболее известную модель этого конструкта. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта [2].
Позднее на основе этой концепции американским психологом Д. Гоулменом была предложена модель эмоционального интеллекта, дополненная, помимо выделенных когнитивных характеристик, рядом личностных, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Именно эта концепция впоследствии приобрела наибольшую популярность среди психологов.
В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. На современном этапе результаты исследования эмоционального интеллекта отражены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и других [4].
Цель данного исследования заключалась в изучении эмоционального интеллекта у современной студентов.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что между юношами и девушками существуют достоверные различия в показателях эмоционального интеллекта.
Характеристика выборки.В исследовании приняли участие 209 студентов Астраханского государственного университета (167 человек) и Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (42 человека). Из них 73 юношей и 136 девушек.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-диагностические методики: «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла;
-математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна Уитни. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
С помощью «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла мы определили уровень развития эмоционального интеллекта у современных студентов. Установлено, что 66,5 % (139 чел.) имеют низкий уровень, 30,1 % (63 чел.) - средний уровень, 3,4 % (7 чел.) - высокий уровень развития эмоционального интеллекта (Рис.1).
Рис. 1. Результаты диагностики эмоционального интеллекта у студенческой молодежи
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки установлено, что распределение переменных эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей значимо отличается от нормального закона (табл. 1).
Таблица 1
Проверка нормальности распределения
Переменные |
Значение Z - критерия |
Уровень значимости |
Эмоциональная осведомленность |
1,584 |
0,013 |
Управление своими эмоциями |
1,165 |
0,132 |
Самомотивация |
1,740 |
0,005 |
Эмпатия |
1,762 |
0,004 |
Распознавание эмоций других людей |
1,471 |
0,026 |
Эмоциональный интеллект |
0,549 |
0,924 |
При проведении сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта между юношами и девушками для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы вычислили критерий Стьюдента для независимых выборок (t), в остальных случаях – критерий Манна-Уитни (табл. 2). Различий на уровне статистической значимости выявлены для таких параметров, как управление своими эмоциями, самомотивация, эмоциональный интеллект [3].
Таблица 2
Оценка достоверности различий в показателях эмоционального интеллекта между юношами и девушками
Переменные |
Среднее значение |
Значение критерия |
Уровень значимости |
|
юноши |
девушки |
|||
Эмоциональная осведомленность |
8,36 |
8,71 |
U = 4706,5 |
0,536 |
Управление своими эмоциями |
3,30 |
-1,58 |
t = 4,734 |
0,000 |
Самомотивация |
7,29 |
4,67 |
U = 3637,5 |
0,001 |
Эмпатия |
7,26 |
8,01 |
U = 4860,5 |
0,804 |
Распознавание эмоций других людей |
7,95 |
7,59 |
U = 4620 |
0,408 |
Эмоциональный интеллект |
34,23 |
27,40 |
t = 2,159 |
0,033 |
Итак, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Для большинства опрошенных студентов установлено, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте соответствует среднему (30,1 %) и низкому (66,5 %).
2. У юношей в большей степени развиты управление своими эмоциями, самомотивация, эмоциональный интеллект, по сравнению с девушками.