Полный текст статьи
Печать

 Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так и с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности [1].

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мэйер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. В 1990 г. они разработали одну из первых и наиболее известную модель этого конструкта. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта [2].

Позднее на основе этой концепции американским психологом Д. Гоулменом была предложена модель эмоционального интеллекта, дополненная, помимо выделенных когнитивных характеристик, рядом личностных, таких как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Именно эта концепция впоследствии приобрела наибольшую популярность среди психологов.

В отечественной психологии развитию представлений об эмоциональном интеллекте способствовала идея единства аффективных и интеллектуальных процессов, представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. На современном этапе результаты исследования эмоционального интеллекта отражены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и других [4].

Цель данного исследования заключалась в изучении эмоционального интеллекта у современной студентов.

Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что между юношами и девушками существуют достоверные различия в показателях эмоционального интеллекта.

Характеристика выборки.В исследовании приняли участие 209 студентов Астраханского государственного университета (167 человек) и Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (42 человека). Из них 73 юношей и 136 девушек.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

-диагностические методики: «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла;

-математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия Манна Уитни. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

С помощью «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла мы определили уровень развития эмоционального интеллекта у современных студентов. Установлено, что 66,5 % (139 чел.) имеют низкий уровень, 30,1 % (63 чел.) - средний уровень, 3,4 % (7 чел.) - высокий уровень развития эмоционального интеллекта (Рис.1). 

 

Рис. 1. Результаты диагностики эмоционального интеллекта у студенческой молодежи

С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки установлено, что распределение переменных эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей значимо отличается от нормального закона (табл. 1).

Таблица 1

Проверка нормальности распределения

Переменные

Значение Z - критерия

Уровень значимости

Эмоциональная осведомленность

1,584

0,013

Управление своими эмоциями

1,165

0,132

Самомотивация

1,740

0,005

Эмпатия

1,762

0,004

Распознавание эмоций других людей

1,471

0,026

Эмоциональный интеллект

0,549

0,924

 

При проведении сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта между юношами и девушками для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы вычислили критерий Стьюдента для независимых выборок (t), в остальных случаях – критерий Манна-Уитни (табл. 2). Различий на уровне статистической значимости выявлены для таких параметров, как управление своими эмоциями, самомотивация, эмоциональный интеллект [3]. 

Таблица 2

Оценка достоверности различий в показателях эмоционального интеллекта между юношами и девушками

Переменные

Среднее значение

Значение критерия

Уровень значимости

юноши

девушки

Эмоциональная осведомленность

8,36

8,71

U = 4706,5

0,536

Управление своими эмоциями

3,30

-1,58

t = 4,734

0,000

Самомотивация

7,29

4,67

U = 3637,5

0,001

Эмпатия

7,26

8,01

U = 4860,5

0,804

Распознавание эмоций других людей

7,95

7,59

U = 4620

0,408

Эмоциональный интеллект

34,23

27,40

t = 2,159

0,033

 

Итак, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Для большинства опрошенных студентов установлено, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте соответствует среднему (30,1 %) и низкому (66,5 %).

2. У юношей в большей степени развиты управление своими эмоциями, самомотивация, эмоциональный интеллект, по сравнению с девушками.