Проблема воспитания детей актуальна во все времена существования государства и общества. В разные эпохи эту функцию выполняли разные общественные институты: семья, церковь, государство. В истории нашего государства периода XX века существовал яркий пример того, как эту функцию выполняло государство путем создания октябрятского, пионерского и молодежного коммунистического движения. Эти организации отлично справлялись с возложенной на них задачей: воспитание человека в духе коммунизма, порядочного, культурного, готового жертвовать собой во благо Родины. Не состоять в организации или быть исключённым из нее было позором. К сожалению, после распада СССР эти организации перестали существовать в прежнем виде.
Говоря о современной системе образования, нельзя сказать, что воспитанию не уделяется внимания. В ходе реализации документов по модернизации отечественного образования четко прослеживается приоритетная задача образовательного процесса – воспитание подрастающего поколения. Об этом говорят и планируемые результаты, заявленные в ФГОС – личностные и метапредметные, которые формирует учитель в процессе образовательной деятельности.
В мае 2016 года по Указу Президента РФ была создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», сокращенно РДШ. В преамбуле Указа Президента сказано, что данная организация создается с целью содействия государственной политике в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей – любви к Родине, родному краю, готовности преданно служить многонациональному государству. Участниками движения могут стать граждане РФ и не только, разделяющие цели и задачи организации, достигшие возраста 8 лет. Организация создана для школьников., но возрастной порог в Уставе не прописан.
Направления деятельности РДШ:
1) Личностное развитие, которое предполагает участие школьника в проектной деятельности, исследовательской работе, спортивных мероприятиях, его творческие достижения.
2) Гражданский активизм, который предполагает развитие волонтерского движения, деятельность экологических отрядов, трудовое воспитание и т.д.
3) Информационно-медийное обучение, предполагающее освещение деятельности школьных организаций РДШ, обучение и практику юных журналистов и т.д.
4) Военно-патриотическое воспитание, которое будет выражено в создании в школах «Юнармии» - профильных юнармейских формирований (юных летчиков, моряков, десантников, танкистов и т.д.).
Таким образом, мы видим наличие организации на всероссийском уровне с Уставом, символикой, структурой и замечательными направлениями, в которых каждый школьник в зависимости от своих способностей и возможностей сможет раскрыть талант в любом деле, за которое берётся.
Несмотря на это, у учителя, которому рано или поздно придется столкнуться с РДШ, возникает ряд вопросов. Например, какой будет материально-техническая база для реализации направлений РДШ? Кто будет ответственен за это? Пока этого в документе не прописано.
Структура организации, прописанная в Уставе, достаточно сложна и недостаточно структурирована по возрасту участников. Ее участниками являются дети от 8 лет и старше. Но интересы у школьника 8 лет и 16 лет разные, в связи с этим необходимо разделить детей на возрастные категории.
У организации должен быть девиз (слоган). В пионерской организации, например, был девиз. Слова: «Пионер, будь готов!» - «Всегда готов!» не были формальными. Возможно, девиз будет связан с гимном РДШ. Например, «Мы – будущее России» или «РДШ – наш общий дом».
Возникает и кадровый вопрос. Кто будет ответственен за реализацию направлений РДШ? На чьи плечи ляжет создание местных, а главное – первичных отделений организации? Если педагогов-организаторов, то они есть далеко не в каждой сельской школе. Если речь идет о студентах-волонтерах, то студенты педагогических ВУЗов учатся далеко от сельской глубинки. Школьный актив тоже кто-то должен обучить. Получается, что с созданием первичек РДШ во всех образовательных организациях эта работа ляжет на плечи учителя.
Известно, что на момент опубликования Указа Президента РФ о создании РДШ существовали организации, такие как Российский союз молодёжи (РСМ), «Юкона», «Юность Вятского края» и другие. Направления деятельности этих организаций и РДШ в основном совпадают. Ученики нашего района были активными членами организации «Юность Вятского края». Но их заинтересовало и РДШ. Школьники спрашивают, что им делать: быть членом обеих организаций или выбрать одну? Что подсказать школьнику?.
Движение предоставляет каждому школьнику возможность приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, тематических слетах, фестивалях, заниматься добровольческой деятельностью и в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике. Спланированы Дни единых действий в России и в нашем регионе. Но Региональные Дни единых действий по срокам пришли в образовательные организации после того, как были составлены планы на текущий учебный год. Это помешало соотнести их с запланированными мероприятиями образовательной организации.
В короткие сроки для РДШ были разработаны символика и атрибутика движения (значки, галстуки, форма, рюкзачки и т.д.). К сожалению, вся атрибутика должна покупаться. Стоит она немалых денег. Это затратно для семей с низким уровнем дохода, которых в нашем районе достаточно много.
В связи с этим, нормативные документы по деятельности РДШ нуждаются в доработке.
Тем не менее, хорошо, что на сегодняшний день мы имеем общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию. Её создание нашло положительный отклик в российском обществе, в её составе уже более 28 тысяч участников. Появилась надежда на то, что совместные усилия семьи, школы и общественных организаций приведут к тому, что подрастающее поколение получит хорошее воспитание и вырастет достойными гражданами нашей страны.