Полный текст статьи
Печать

Проблема воспитания детей  актуальна во все времена существования государства и общества. В разные эпохи эту функцию выполняли разные общественные институты: семья, церковь, государство. В истории нашего государства периода XX века существовал яркий пример того, как эту функцию выполняло государство путем создания октябрятского, пионерского и молодежного коммунистического движения. Эти организации отлично справлялись с возложенной на них задачей: воспитание человека в духе коммунизма,   порядочного, культурного, готового жертвовать собой во благо Родины. Не состоять в организации или быть исключённым  из нее было позором. К сожалению, после распада СССР  эти организации перестали существовать в прежнем виде.

  Говоря о современной системе образования, нельзя сказать, что воспитанию  не уделяется внимания. В ходе реализации документов по модернизации отечественного образования четко прослеживается приоритетная задача  образовательного процесса – воспитание подрастающего поколения. Об этом говорят и планируемые результаты, заявленные в ФГОС – личностные и метапредметные, которые формирует учитель в процессе образовательной деятельности.

В мае 2016 года по  Указу Президента РФ была создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», сокращенно РДШ. В преамбуле Указа Президента сказано, что данная организация создается с целью содействия государственной политике  в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей – любви к Родине, родному краю, готовности преданно служить многонациональному государству. Участниками  движения могут стать  граждане РФ и не только, разделяющие цели и задачи организации, достигшие возраста 8 лет. Организация создана для школьников., но возрастной порог в Уставе не прописан.

Направления деятельности РДШ:

1) Личностное развитие, которое предполагает участие школьника в проектной деятельности, исследовательской работе, спортивных мероприятиях, его творческие достижения.

2) Гражданский активизм, который предполагает развитие волонтерского движения, деятельность экологических отрядов, трудовое воспитание  и т.д.

3) Информационно-медийное обучение, предполагающее освещение деятельности школьных организаций РДШ, обучение и практику юных журналистов и т.д.

4) Военно-патриотическое воспитание, которое будет выражено в создании в школах «Юнармии» - профильных юнармейских формирований (юных летчиков, моряков, десантников, танкистов и т.д.).

Таким образом, мы видим наличие организации на всероссийском уровне с Уставом, символикой, структурой и замечательными направлениями, в которых  каждый школьник в зависимости от своих способностей и возможностей сможет раскрыть талант в любом деле, за которое берётся.

Несмотря на это,  у учителя, которому рано или поздно придется столкнуться с РДШ,  возникает ряд вопросов. Например,  какой будет материально-техническая  база для реализации направлений РДШ?  Кто будет ответственен за это?  Пока этого в  документе не прописано.

Структура организации, прописанная в Уставе, достаточно сложна и  недостаточно структурирована по возрасту участников. Ее участниками   являются дети от 8 лет и старше. Но интересы у школьника 8 лет и 16 лет разные, в связи с этим необходимо разделить детей на   возрастные категории.

У организации должен быть девиз (слоган).  В  пионерской организации, например, был девиз.  Слова: «Пионер, будь готов!»  - «Всегда готов!» не были формальными. Возможно, девиз  будет связан с гимном РДШ.  Например,  «Мы – будущее России» или  «РДШ – наш общий дом».

Возникает  и кадровый вопрос. Кто будет ответственен за реализацию направлений РДШ? На чьи плечи ляжет создание местных, а главное – первичных  отделений организации? Если педагогов-организаторов, то они есть далеко не в каждой сельской школе. Если речь идет о студентах-волонтерах, то студенты педагогических ВУЗов учатся далеко от сельской глубинки. Школьный актив тоже кто-то должен обучить. Получается, что с созданием первичек  РДШ во всех образовательных организациях эта работа ляжет на плечи учителя.

Известно, что на момент опубликования Указа Президента РФ о создании РДШ существовали организации, такие как Российский союз молодёжи (РСМ),  «Юкона», «Юность Вятского края» и другие. Направления деятельности этих организаций и РДШ в основном совпадают.  Ученики нашего района были активными членами организации  «Юность Вятского края». Но их заинтересовало  и РДШ.   Школьники спрашивают, что им делать: быть членом  обеих организаций  или выбрать одну? Что подсказать школьнику?.

Движение предоставляет каждому школьнику возможность приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, тематических слетах, фестивалях, заниматься добровольческой деятельностью и в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике. Спланированы Дни единых действий в России и в нашем регионе. Но  Региональные Дни единых действий  по срокам пришли в образовательные организации  после того, как были составлены планы на текущий учебный год. Это помешало соотнести их с   запланированными мероприятиями образовательной организации.

В короткие сроки для РДШ были разработаны символика и атрибутика движения (значки, галстуки, форма, рюкзачки и т.д.). К сожалению, вся атрибутика должна покупаться.   Стоит она немалых денег.  Это  затратно для семей с низким уровнем дохода,  которых в нашем районе достаточно много.

В связи с этим, нормативные документы по деятельности  РДШ нуждаются в доработке.

Тем не менее, хорошо, что на сегодняшний день мы имеем общероссийскую общественно-государственную  детско-юношескую организацию.  Её создание нашло  положительный отклик в российском обществе,  в её составе уже  более 28 тысяч участников. Появилась надежда на то, что совместные усилия семьи, школы и общественных организаций приведут к тому, что  подрастающее поколение получит хорошее воспитание и вырастет достойными гражданами нашей страны.