Полный текст статьи
Печать

Со времени выделения молодёжи в особую социальную группу общество приписывает молодому поколению особую социальную роль, обычно связываемую с инновациями, свежими идеями и мыслями, способными изменить традиционные взгляды общества и дать толчок к развитию культуры, производства, технологий и т.д.

В литературе нет единого взгляда на возрастные границы молодости. Однако чаще всего в качестве представителей молодого поколения рассматривают людей в возрасте от 14 до 30 лет. Следовательно, большая часть представителей молодёжи – это люди, ещё выбирающие или осваивающие жизненный путь. Важным периодом в жизни молодого человека является освоение профессии, которое предполагает дальнейшую успешную интеграцию представителя молодёжи в современное общество. Безусловно, в данном случае студенческие годы играют в жизни человека огромную роль. Это не только период освоения профессии, но и время формирования определённых (уже довольно устойчивых) взглядов на окружающий мир. Соответственно, студенческая молодёжь представляет собой особый интерес в изучении процесса интеграции молодого поколения в социум. Как правило, в последние десятилетия к молодёжи предъявляются ожидания проявлений социальной активности, демонстрации заинтересованности в решении социальных проблем. Молодым людям дают возможность предложить и опробовать свои варианты решения тех или иных социальных проблем, дать свои ответы на вызовы сегодняшнего дня.

 В ходе анкетирования, проведённого нами среди студентов крупнейших государственных вузов г. Кирова (Вятский государственный гуманитарный университет, Вятский государственный университет, Кировская государственная медицинская академия, Вятская государственная сельскохозяйственная академия), мы постарались выяснить, как сами молодые люди пользуются данными возможностями, есть ли у них, что предложить современному миру и как социальная активность молодёжи влияет на её интеграцию в общество.

В исследовании применялась квотная выборка с учётом двух параметров – вуза, в котором проходит обучение респондент (Примечание 2), а также его пола (см. табл. 1). Объём выборки составил 625 человек (согласно таблице определения объёма выборки [1, С. 398]). Репрезентативность данных обеспечивается ошибкой выборки 4% и доверительным интервалом 95%. 

Таблица 1

Расчёт выборки для анкетирования 

Сокращён-ное наимено-вание вуза

Числен-ность обучаю-щихся очной формы обуче-ния, ч-к

Числен-ность обучаю-щихся в % от общего числа по указан-ным вузам, %

Числен-ность мужчин и женщин от общего числа обучаю-щихся в вузе, ч-к

Числен-ность мужчин и женщин от общего числа обучаю-щихся в вузе, %

Коли-чество опро-шенных студен-тов,

ч-к

Количест-во мужчин и женщин среди опрошен-ных, ч-к

м

ж

м

ж

м

ж

ВятГСХА

2392

14,5

1014

1378

42,4

57,6

91

39

52

ВятГГУ

4869

29,4

1463

3406

30,0

70,0

183

55

128

ВятГУ

6346

38,4

3236

3110

51,0

49,0

240

122

118

КГМА

2928

17,7

875

2053

29,9

70,1

111

33

78

Итого

16535

100

6588

9947

100

100

625

249

376

 

В ходе исследования студентам задавался вопрос: «В какой общественной деятельности Вы готовы участвовать?». Из распределения ответов видно, что самой популярной является работа в общественных молодёжных организациях (27,2%). Следует отметить, что на сегодняшний день действительно общественные молодёжные организации достаточно широко представлены в нашей стране. Если же говорить о студенческой молодёжи, то, безусловно, самыми распространёнными из общественных организаций в этой среде являются органы студенческого самоуправления. Они представлены студенческими советами, профсоюзными организациями, студенческими научными обществами, студенческими кадровыми центрами и агентствами, советами общежитий и другими организациями. Об их популярности свидетельствует и распределение ответов на вопрос «Являетесь ли Вы членом следующих общественных организаций?».

Как показывают результаты исследования, самыми популярными после социальных виртуальных сетей (56,7%) как раз и являются студенческие сообщества. 20,2% опрошенных указали, что являются их членами, а это пятая часть всех респондентов.

Однако по критерию пола видны различия по членству студентов в общественных организациях. В том числе, мужчины более чем в 2 раза чаще становятся членами неформальных объединений (7,9% и 3,2% соответственно), политических партий (2,9% и 1,1% соответственно) и клубов общения, социально-психологической помощи (3,5% и 1,6% соответственно).

При этом вопрос членства в общественных объединениях ещё не единственный в масштабах определения уровня социальной активности студенческой молодёжи. Следует также понять, как часто студенты принимают участие в деятельности общественных организаций.

Анализируя результаты опроса, мы видим, что лишь 11% респондентов принимают участие в деятельности общественных организаций постоянно; ещё 22,3% опрошенных – время от времени. Вообще не участвуют в деятельности общественных организаций 20,8% респондентов; остальные – редко или практически никогда этого не делают (26,7% и 19,2% соответственно).

При этом выявлена статистически значимая зависимость частоты участия респондентов в деятельности общественных организаций от их пола (χПирсона, р=0,001). Мы вновь видим численное преимущество девушек, активно участвующих в деятельности общественных организаций: 12,1% из них постоянно участвует в данной деятельности, ещё 26,4% – время от времени.

Если самой популярной формой проявления социальной активности среди студентов является участие в молодёжных общественных организациях, то в чём сами представители молодого поколения видят цели существования данных организаций? Проанализируем ответы респондентов на вопрос «По Вашему мнению, молодёжные организации призваны…».

Отвечая на этот вопрос, большинство респондентов отмечают, что молодёжные организации призваны развивать лидерские, организаторские качества молодых людей (26,0%) и способствовать самоорганизации молодёжи через участие в социальных проектах, акциях, общественной деятельности (25,9%).

В распределении ответов на данный вопрос в зависимости от пола мы вновь видим более скептическое отношение к социально активной деятельности со стороны молодых людей. Так среди ответивших, что молодёжь должна учиться/работать, а не заниматься общественной деятельностью, доля мужчин больше, чем женщин (5,7% и 1,6% соответственно). Кроме того, девушки чаще, чем юноши, указывают на то, что молодёжные организации должны развивать лидерские, организаторские качества молодых людей (28,5% против 21,6%).

Следовательно, представители студенческой молодёжи ждут, что благодаря своей активной социальной деятельности в молодёжных организациях, они смогут развить в себе необходимые лидерские и организаторские способности, научатся самоорганизации, что поможет им в дальнейшем более успешно интегрироваться в общество. Как правило, одним из важнейших показателей успешной интеграции молодёжи в социум является их трудоустройство после окончания вуза.

В ходе анкетирования мы задали студентам вопрос: «Как Вы считаете, влияет ли активная социальная деятельность на конкурентоспособность будущего выпускника на рынке труда?». Как показывают результаты, большинство респондентов уверены, что такое влияние носит положительный характер, в особенности на развитие нужных качеств и навыков (44,5%), а также на приобретение «связей» и знакомств «(32,0%).

Выводы по результатам анкетирования в данном вопросе согласуются с выводами, которые мы можем сделать по итогам неформализованного интервью, проведённого нами в тот же период. Было опрошено 50 студентов очной формы обучения указанных выше вузов города Кирова, активно участвующих в разного рода социальной деятельности, и 50 выпускников этих вузов в возрасте до 30 лет из числа лиц, активно проявивших себя в социальной деятельности в студенческие годы. В ходе интервью мы задали студентам и выпускникам аналогичный вопрос относительно их взглядов на влияние активной социальной деятельности на дальнейшее трудоустройство. Большинство респондентов абсолютно уверены, что активная социальная деятельность поможет им при трудоустройстве и продвижении в карьере и дают такие ответы, как «Да, конечно», «На сто процентов уверен» и пр. Некоторые из интервьюируемых отвечают, что им социальная активность уже помогла устроиться на работу. Например, в одном из интервью мы встречаем такой ответ: «Да, я так считаю. Я в этом уверена, потому что я устроилась на работу благодаря тому, что была в студенческом совете». При дальнейшем разговоре выясняется, что место работы – Центр культуры и туризма Кировской области, респондент занимает там должность специалиста по связям с общественностью.

В другом интервью мы встречаем такой ответ на поставленный вопрос: «Да, на личном опыте убедилась. Уже стала председателем профкома студентов, возможно, если я дальше буду, то меня ещё куда-то пригласят. То есть нужно всегда общение, нужны связи, они всегда помогают».

При этом чаще всего респонденты отмечают положительное влияние социальной активности на развитие тех качеств и компетенций, которые требуются сегодня от специалиста на рынке труда; и чаще всего они упоминают коммуникабельность, умение налаживать контакты, поиск связей и пр.

Интересно сопоставить ответы студентов и выпускников на данный вопрос, ведь студенты ещё только предполагают, что социальная активность может помочь им при трудоустройстве и продвижении в карьере, а выпускники вузов уже должны были устроиться на работу и понять оправдываются ли подобные ожидания. В связи с этим мы задали выпускникам помимо вопроса «Считали ли Вы, что активная социальная деятельность поможет Вам в дальнейшем при трудоустройстве и продвижении в карьере?» ещё дин вопрос: «Произошло ли так?». Выяснилось, что большинство респондентов также возлагали определённые надежды на положительное влияние социально активной деятельности на их привлекательность на рынке труда и в большинстве случаев эти ожидания оправдались.

В одном из интервью респондент говорит: «Конечно. Благодаря активной деятельности меня и заметили как раз члены правления, которые мне и предложили эту должность после окончания вуза». Из ответов на дельнейшие вопросы мы узнаём, что опрашиваемый работает директором кредитно-патриотического кооператива. В другом интервью мы находим такой ответ на вопрос: «Да, конечно, так и получилось. Меня пригласили на работу сотрудники академии. Вот Юрий Викторович – директор нашей клиники, – он у нас преподавал, заметил активную студентку и пригласил работать». Ещё один из респондентов говорит: «Да, я нашла работу за счёт знакомств, которые приобрела на мероприятиях, где выступала волонтёром».

Некоторые выпускники говорят о том, что изначально не задумывались о пользе активной социальной деятельности при трудоустройстве и построении карьеры, однако, отмечают, что всё же это им помогло.

Таким образом, как студенты, так и выпускники вузов в большинстве случаев отмечают, что надеются (надеялись) на то, что активная социальная деятельность поможет им при трудоустройстве и продвижении в карьере, и судя по ответам выпускников, эти ожидания оправданны. При этом чаще всего положительное влияние проявляется в полезных знакомствах и оттачивании навыков коммуникации. Поэтому мы можем говорить об определённом положительном влиянии социальной активности молодёжи на её позиции, занимаемые на рынке труда, и, как следствие, успешной интеграции молодёжи в современное общество.

Соответственно, говоря о развитии, например студенческого самоуправления как одной из самых популярных форм социальной активности молодёжи, мы можем расценивать подобный опыт представителей молодого поколения в качестве приносящего пользу как самому индивиду (развитие различных качеств личности, налаживание связей, знакомств и др.), так и обществу, которое в итоге получает гражданина, более приспособленного к реалиям современного социума. Это доказывает необходимость развития молодёжных общественных организаций и проведения грамотной государственной молодёжной политики, что поможет молодым людям более успешно интегрироваться в общество, а затем предлагать этому обществу полезные инновации в самых различных сферах общественной жизни.