В настоящее время во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с агрессивностью, возникающей как из-за внутренних (личностных), так и из-за внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессивности называют сегодня «интригующей», а сам двадцать первый век «веком беспокойства и насилия».
Актуальность данной темы состоит в том, что мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях. На первом месте в ряду дестабилизирующих факторов стоит эскалация агрессии в разнообразных формах. Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят, убивают друг друга, причиняют боль и страдание ближним. С каждым годом увеличивается число террористов во всем мире. В различных странах вспыхивают войны. Все это может привести к глобальной катастрофе [1].
Социально-ориентированный характер профессиональной деятельности медицинского работника, ее ярко выраженная нравственная направленность, насыщенность физическими и нервными перегрузками, конфликтными ситуациями, необходимостью быстро принимать решения, от которых нередко зависит человеческая жизнь, делает профессию врача, и медицинского работника в целом одной и наиболее подверженных деформациям по сравнению с другими профессиями.
Нравственная направленность данной профессии связанна с ее помогающим характером, ответственностью за жизнь человека, проявлением милосердия и альтруизма. В то же время это ее особенность может служить серьезным риском для развития негативного эмоционального состояния, такого как агрессивность [2].
Агрессивность – это плохо, но и простое подавление агрессивных реакций – тоже. Поэтому особую значимость приобретают исследования, которые ставят вопрос о существовании внутренних психологических факторах, таких как копинг-стратегии, которые влияют на снижение уровня агрессивности у медицинских работников [3].
Методологической основой исследования проблемы агрессивности выступают такие теории, как: «Психоанализ» З. Фрейда, «Теория социального научения» А. Бандуры и «Фрустрационная теория» Дж. Долларда (Н.Д. Левитов, В.А. Аверин, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, Т.Г. Румянцева, К. Лоренц, А. Басс, С. Розенцвейг) [4], а так же теории копинг-стратегий (Л.И. Анцыферова, А.М. Богомолов, Р.М. Грановская, А. Бандура, Ф.Е. Василюк, Я. Стерляу) [5].
Объект нашего исследования – агрессивность и копинг-стратегии медицинских работников.
Предмет исследования – связь агрессивности с копинг-стратегиями у медицинских работников.
Цель – выявление связи между агрессивностью и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Гипотеза исследования:
Существуют различия в связах между агрессивностью и копиг стратегиями у медсестер и врачей: а) когнитивная репетиция характерна для медсестер в случае вербальной агрессии, а для врачей при негативизме; б) врачи и медсестры при чувстве вины используют такую копинг-стратегию, как бегство из трудной ситуации.
В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие задачи.
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Найти различия между медсестрами и врачами в уровне агрессивности и копинг-стратегиях.
3. Установить наличие связи вида агрессивности с копинг-стратегиями у медсестер и врачей.
В исследовании приняло участие 79 женщин-респондентов. Это медицинские работники КОГБУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер»: 39 медсестер и 40 врачей в возрасте от 35 до 45 лет. В ходе исследования применялись 2 методики:
1) Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году) [6].
2) Методика диагностики когнитивно - поведенческих стратегий преодоления (разработана И.Г Сизовой и С.И Филипченковой).
Была проведена обработка данных по нахождению различий между медсестрами и врачами в уровне агрессивности и копинг-стратегиях с помощью статистической программы SPSS U-критерий Манна — Уитни [7].
Благодаря этому было выявлено, что существуют различия между медсестрами и врачами в степени выраженности физической агрессии (p≤0,03), в остальных же показателях различий не выявлено. В подтверждении этого можно увидеть, как часто в СМИ публикуют данные о применении врачами физической силы.
Нами были обнаружены значимые различия между медсестрами и врачами в 2 копинг – стратегиях: когнитивная репетиция (p≤0,02) и уход или бегство из трудной ситуации (p≤0,01).
Когнитивная репетиция ярче выражена у врачей в отличие от медсестер, 52,5% врачей используют ее часто и 32,5% очень часто. Медсестры же в свою очередь прибегают к данной стратегии реже (38,5 % - часто, и всего лишь 15,4 % медсестер и используют ее очень часто). То есть врачам при возникновении трудной, стрессовой ситуации свойственно мысленно продумывать ситуацию и намечать план по ее решению, врачи склоны к преобразующему поведению.
Однако полученные данные по копинг – стратегии: уход или бегство из трудной ситуации ярче выражены у врачей (37,5% - редко, 52,5% - часто), а у медсестер (35,9% - никогда не используют, 41% - редко), поэтому можно заключить, что врачи, которые пережили много разочарований и их мысленный план не оправдался, будут избегать сомнительные ситуации, вызывающие осложнения и проблемы.
В целом же по результатам анализа различий между медсестрами и врачами в стратегиях преодоления выяснилось то, что врачи имеют тенденцию к повышенным по конструктивным преобразующим стратегиям: когнитивная репетиция, коррекция ожиданий и надежд, идущее вниз сравнение, идущее вверх сравнение, антиципирующее преодоление, превосходящая печаль. Таким образом, для врачей важно нахождение личностного смысла деятельности, ценности личной позиции, самоактуализации, осознание мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Это активный процесс по преобразованию психологической ситуации, который связан с переработкой объемов разнородной информации, высокой ценой внутренних затрат, требуемых при решении трудовых задач, профессиональной, социальной и юридической ответственностью за результаты лечения.
У медсестер же преобладают конструктивные приспособительные стратегии: позитивного истолкования, придание ситуации нетривиального смысла, изменение личностных свойств и идентификация со счастливчиками. Неумение управлять своим состоянием, находить оптимальный выход из стрессовой ситуаций может привести к десоциализации, профессионально-личностным деформациям, дезадаптации личности. Это выражается либо в разных формах агрессии и гнева, либо в форме эмоциональной холодности и отчужденности; в обоих случаях страдает не только личность врача, но и личность пациента, поэтому медсестры эффективно применяют стратегии приспособительного поведения, устанавливающие баланс между внутренними возможностями личности, ее ресурсами и требованиями среды.
На третьем этапе была проведена обработка данных по нахождению связей у медсестер и врачей между агрессивностью и копинг - стратегиями с помощью статистической программы SPSS Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Нами выявлено, что у медсестер существует связь между когнитивной репетицией и вербальной агрессией (0,401*). Она свидетельствует о том, что врачи слишком много своих обязанностей возлагают на медсестер, те же не всегда успевают справляться с таким объемом работы, вследствие чего врачи остаются недовольны и высказывают свои претензии. Может быть, медсестры в свою очередь и хотели бы ответить в повышенном тоне, но знаю, что должны подчиняться врачам и поэтому в голове проигрывают возможные варианты слов, которые можно сказать, при этом, не задев врача.
Так же у медицинских сестер связаны чувство вины и уход или бегство из трудной ситуации (0,411**). Это закономерно из-за зависимости медицинских сестер от врачей. Когда медсестры не справляются со своими огромными обязанностями, то начинают испытывать угрызения совести, так как не смогли помочь врачу и плохо выполнили его требования. Из – за этого возникает чувство невыполненного долга.
Исследование показало, что у врачей, связаны когнитивной репетицией и негативизмом (0,542**). У врачей наблюдается очень большой поток пациентов с самыми различными жалобами, каждый хочет попасть без очереди и быстрее, начинают проявлять недовольство по отношению к врачам, но забывают, что врач один, а пациентов много и врачу нужно выслушать каждого, понять какое заболевание, проявить заботу, понимание и назначить правильное лечение. Поэтому врач старается помочь пациенту и оказать квалифицируемую помощь в сжатие сроки, чтобы принять всех желающих.
Чувство вины возникает у врачей в том случае, когда они не могут оказать помощь всем нуждающимся в их помощи людям. Пациенты не всегда слушают врачей и не лечатся по тому плану, который назначил медицинский работник, а в осложнениях винят врачей.
В результате, проведенного нами исследования было эмпирически доказано, что существуют различия в связях между агрессивностью и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Таким образом, на основе полученных данных мы можем дать следующие рекомендации по развитию конструктивных копинг-стратегий:
Во–первых нужно осознать, что конструктивные копинг-стратегии в конечном итоге становятся фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания со стрессом. Они включают попытки улучшить отношения «медицинский работник-пациент» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий, дабы не навредить больному.
Во–вторых, необходимо научить медицинских работникам использовать конструктивные копинг-стратегии.
Конструктивные копинг-стратегии имеют своей целью снизить физическое и психологическое влияние стресса, отвечают за адаптацию и удержание продуктивности деятельности на необходимом уровне. .Конструктивные мысли или действия дают чувство облегчения, что немало важно в профессии медицинского работника, так как стрессовые ситуации ежедневно встречаются в трудовой деятельности врача.