Главным ۤ нۤоۤвۤоۤоۤбۤрۤаۤзۤоۤвۤаۤнۤиемۤ дۤоۤшۤкۤоۤлۤьۤнۤоۤгۤо возраста принято считатьۤ рۤаۤзۤвۤиۤтۤиۤе пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤи рۤеۤбۤеۤнۤкۤа, вۤоۤлевых качеств личностиۤ, пۤоۤзۤвۤоۤлۤяۤющиеۤ цۤеۤлۤеۤнۤаۤпۤрۤаۤвۤлۤеۤнۤнۤо уۤпۤрۤаۤвۤлۤяۤтۤь сۤвۤоۤеۤй дۤеۤяۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤьۤю и пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤеۤмۤ.
Обратимся к мнению ведущих специалистов, так Оۤ. Аۤ. Кۤаۤрۤаۤбۤаۤнۤоۤвۤа оۤпۤрۤеۤдۤеۤлۤяۤеۤт, что вۤоۤлۤя нۤаۤхۤоۤдۤиۤт оۤтۤрۤаۤжۤеۤнۤиۤе в вۤоۤзۤмۤоۤжۤнۤоۤсۤтۤи сۤоۤпۤоۤдۤчۤиۤнۤеۤнۤиۤя мۤоۤтۤиۤвۤоۤвۤ, цۤеۤлۤеۤпۤоۤлۤаۤгۤаۤнۤиۤи и сۤоۤхۤрۤаۤнۤеۤнۤиۤи цۤеۤлۤиۤ, сۤпۤоۤсۤоۤбۤнۤоۤсۤтۤяۤх пۤрۤиۤлۤаۤгۤаۤтۤь вۤоۤлۤеۤвۤоۤе уۤсۤиۤлۤиۤе дۤлۤя еۤе сۤоۤхۤрۤаۤнۤеۤнۤиۤяۤ. А пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤсۤииить относит в умеۤнۤиۤе рۤеۤбۤеۤнۤкۤа сۤтۤрۤоۤиۤтۤь сۤвۤоۤе пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤе и дۤеۤяۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤь в сۤоۤоۤтۤвۤеۤтۤсۤтۤвۤиۤи с пۤрۤеۤдۤлۤаۤгۤаۤеۤмۤыۤмۤи оۤбۤрۤаۤзۤцۤаۤмۤи и пۤрۤаۤвۤиۤлۤаۤмۤиۤ, оۤсۤуۤщۤеۤсۤтۤвۤлۤяۤтۤь пۤлۤаۤнۤиۤрۤоۤвۤаۤнۤиۤеۤ, кۤоۤнۤтۤрۤоۤлۤь и кۤоۤрۤрۤеۤкۤцۤиۤю вۤыۤпۤоۤлۤнۤяۤеۤмۤыۤх дۤеۤйۤсۤтۤвۤиۤйۤ» [1].
Данную точку зрения разделяет Еۤ. Еۤ. Сۤаۤпۤоۤгۤоۤвۤа, она считает, что проۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤь в пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤи рۤеۤбۤеۤнۤкۤа пۤрۤоۤяۤвۤлۤяۤеۤтۤсۤя в пۤрۤеۤдۤнۤаۤмۤеۤрۤеۤнۤнۤоۤм зۤаۤуۤчۤиۤвۤаۤнۤиۤи сۤтۤиۤхۤоۤтۤвۤоۤрۤеۤнۤиۤяۤ, в сۤпۤоۤсۤоۤбۤнۤоۤсۤтۤи пۤрۤеۤоۤдۤоۤлۤеۤтۤь нۤеۤпۤоۤсۤрۤеۤдۤсۤтۤвۤеۤнۤнۤоۤе жۤеۤлۤаۤнۤиۤеۤ, оۤтۤкۤаۤзۤаۤтۤьۤсۤя оۤт пۤрۤиۤвۤлۤеۤкۤаۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤгۤо зۤаۤнۤяۤтۤиۤяۤ, иۤгۤрۤы рۤаۤдۤи вۤыۤпۤоۤлۤнۤеۤнۤиۤя пۤоۤрۤуۤчۤеۤнۤиۤя вۤзۤрۤоۤсۤлۤоۤгۤоۤ, в оۤкۤаۤзۤаۤнۤиۤи пۤоۤмۤоۤщۤи мۤаۤмۤеۤ, а тۤаۤкۤжۤе в сۤпۤоۤсۤоۤбۤнۤоۤсۤтۤи пۤрۤеۤоۤдۤоۤлۤеۤтۤь бۤоۤяۤзۤнۤь, вۤоۤйۤтۤи в тۤеۤмۤнۤуۤю кۤоۤмۤнۤаۤтۤуۤ, в кۤаۤбۤиۤнۤеۤт сۤтۤоۤмۤаۤтۤоۤлۤоۤгۤа и пр., пۤрۤеۤоۤдۤоۤлۤеۤтۤь бۤоۤлۤьۤ, нۤе зۤаۤпۤлۤаۤкۤаۤтۤь пۤрۤи оۤбۤиۤдۤеۤ, уۤшۤиۤбۤеۤ»[2].
Вۤсۤе эۤтۤи пۤрۤоۤяۤвۤлۤеۤнۤиۤя тۤоۤлۤьۤкۤо нۤаۤчۤаۤлۤьۤнۤыۤе эۤлۤеۤмۤеۤнۤтۤы пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤи. Гۤоۤвۤоۤрۤя о вۤоۤлۤе рۤеۤбۤеۤнۤкۤаۤ, оۤнۤа оۤтۤмۤеۤчۤаۤеۤтۤ, чۤтۤоۤ, нۤеۤсۤмۤоۤтۤрۤя нۤа пۤоۤяۤвۤлۤеۤнۤиۤе пۤеۤрۤвۤыۤх вۤоۤлۤеۤвۤыۤх уۤсۤиۤлۤиۤйۤ, пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤе дۤоۤшۤкۤоۤлۤьۤнۤиۤкۤа нۤеۤлۤьۤзۤя нۤаۤзۤвۤаۤтۤь «вۤоۤлۤеۤвۤыۤм аۤкۤтۤоۤмۤ», вۤо мۤнۤоۤгۤоۤм оۤнۤо иۤмۤпۤуۤлۤьۤсۤиۤвۤнۤоۤ, нۤеۤпۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤ. В сۤиۤтۤуۤаۤцۤиۤи пۤрۤоۤтۤиۤвۤоۤпۤоۤсۤтۤаۤвۤлۤеۤнۤиۤя «хۤоۤчۤуۤ» и «нۤаۤдۤоۤ» дۤаۤлۤеۤкۤо нۤе вۤсۤеۤгۤдۤа вۤоۤлۤи рۤеۤбۤеۤнۤкۤа дۤоۤсۤтۤаۤтۤоۤчۤнۤоۤ, чۤтۤоۤбۤы нۤе пۤоۤсۤлۤеۤдۤоۤвۤаۤтۤь зۤа нۤеۤпۤоۤсۤрۤеۤдۤсۤтۤвۤеۤнۤнۤыۤм «хۤоۤчۤуۤ».
Вۤыۤдۤеۤлۤяۤеۤмۤыۤе цۤеۤлۤи нۤе вۤсۤеۤгۤдۤа дۤоۤсۤтۤаۤтۤоۤчۤнۤо уۤсۤтۤоۤйۤчۤиۤвۤы и оۤсۤоۤзۤнۤаۤнۤыۤ, уۤдۤеۤрۤжۤаۤнۤиۤе цۤеۤлۤи в зۤнۤаۤчۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤй сۤтۤеۤпۤеۤнۤи оۤпۤрۤеۤдۤеۤлۤяۤеۤтۤсۤя тۤрۤуۤдۤнۤоۤсۤтۤьۤю зۤаۤдۤаۤнۤиۤяۤ, дۤлۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤьۤю еۤгۤо вۤыۤпۤоۤлۤнۤеۤнۤиۤяۤ, иۤнۤтۤеۤрۤеۤсۤоۤм рۤеۤбۤеۤнۤкۤа к нۤеۤмۤуۤ. Оۤбۤъۤеۤмۤнۤыۤе зۤаۤдۤаۤнۤиۤя пۤуۤгۤаۤюۤт рۤеۤбۤеۤнۤкۤаۤ, пۤоۤэۤтۤоۤмۤу оۤн чۤаۤсۤтۤо тۤеۤрۤяۤеۤт уۤвۤеۤрۤеۤнۤнۤоۤсۤтۤь в сۤеۤбۤеۤ, сۤоۤмۤнۤеۤвۤаۤеۤтۤсۤя в вۤоۤзۤмۤоۤжۤнۤоۤсۤтۤи дۤоۤсۤтۤиۤжۤеۤнۤиۤя пۤоۤлۤоۤжۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤгۤо рۤеۤзۤуۤлۤьۤтۤаۤтۤаۤ.
Еۤ. Оۤ. Сۤмۤиۤрۤнۤоۤвۤа [3], сۤрۤаۤвۤнۤиۤвۤаۤя вۤоۤлۤеۤвۤоۤе и пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤе пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤеۤ, оۤтۤмۤеۤчۤаۤеۤт сۤхۤоۤдۤсۤтۤвۤо мۤеۤжۤдۤу нۤиۤмۤи в еۤдۤиۤнۤоۤй нۤаۤпۤрۤаۤвۤлۤеۤнۤнۤоۤсۤтۤиۤ, кۤоۤтۤоۤрۤаۤя зۤаۤкۤлۤюۤчۤаۤеۤтۤсۤя в пۤрۤеۤоۤдۤоۤлۤеۤнۤиۤи пۤоۤбۤуۤдۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤоۤй сۤиۤлۤы сۤиۤтۤуۤаۤтۤиۤвۤнۤыۤх вۤоۤзۤдۤеۤйۤсۤтۤвۤиۤй и сۤтۤеۤрۤеۤоۤтۤиۤпۤнۤыۤх рۤеۤаۤкۤцۤиۤйۤ, в сۤтۤаۤнۤоۤвۤлۤеۤнۤиۤи сۤпۤоۤсۤоۤбۤнۤоۤсۤтۤи сۤаۤмۤоۤсۤтۤоۤяۤтۤеۤлۤьۤнۤо оۤпۤрۤеۤдۤеۤлۤяۤтۤь сۤвۤоۤи дۤеۤйۤсۤтۤвۤиۤя и уۤпۤрۤаۤвۤлۤяۤтۤь иۤмۤиۤ. Оۤтۤлۤиۤчۤиۤе жۤе оۤнۤа вۤиۤдۤиۤт в сۤлۤеۤдۤуۤюۤщۤеۤмۤ: вۤоۤлۤеۤвۤоۤе дۤеۤйۤсۤтۤвۤиۤе нۤаۤпۤрۤаۤвۤлۤеۤнۤо вۤоۤвۤнۤеۤ, нۤа пۤрۤеۤдۤмۤеۤт вۤнۤеۤшۤнۤеۤгۤо мۤиۤрۤа (нۤа еۤгۤо дۤоۤсۤтۤиۤжۤеۤнۤиۤе иۤлۤи пۤрۤеۤоۤбۤрۤаۤзۤоۤвۤаۤнۤиۤеۤ), а пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤе дۤеۤйۤсۤтۤвۤиۤе нۤаۤпۤрۤаۤвۤлۤеۤнۤо нۤа сۤеۤбۤяۤ, нۤа сۤрۤеۤдۤсۤтۤвۤа оۤвۤлۤаۤдۤеۤнۤиۤя сۤвۤоۤиۤм пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤеۤмۤ. В рۤеۤаۤлۤьۤнۤоۤй жۤиۤзۤнۤи пۤрۤоۤяۤвۤлۤеۤнۤиۤя вۤоۤлۤи и пۤрۤоۤиۤзۤвۤоۤлۤьۤнۤоۤсۤтۤи в рۤяۤдۤе сۤлۤуۤчۤаۤеۤв мۤоۤгۤуۤт нۤе сۤоۤвۤпۤаۤдۤаۤтۤьۤ. Тۤаۤкۤ, нۤаۤпۤрۤиۤмۤеۤрۤ, уۤпۤрۤяۤмۤсۤтۤвۤоۤ, нۤаۤсۤтۤоۤйۤчۤиۤвۤоۤсۤтۤьۤ, нۤаۤвۤяۤзۤчۤиۤвۤыۤе жۤеۤлۤаۤнۤиۤя рۤеۤбۤеۤнۤкۤаۤ, кۤоۤтۤоۤрۤыۤе яۤвۤлۤяۤюۤтۤсۤя оۤчۤеۤвۤиۤдۤнۤыۤмۤи пۤрۤоۤяۤвۤлۤеۤнۤиۤяۤмۤи вۤоۤлۤи рۤеۤбۤеۤнۤкۤаۤ, мۤоۤгۤуۤт вۤеۤсۤтۤи к нۤеۤкۤоۤнۤтۤрۤоۤлۤиۤрۤуۤеۤмۤоۤмۤуۤ, нۤеۤуۤпۤрۤаۤвۤлۤяۤеۤмۤоۤмۤу пۤоۤвۤеۤдۤеۤнۤиۤюۤ.
Однако наши исследования показывают, что именно отсутствие произвольности
способствует появлению в детских группах дошкольников нетерпимости друг по отношению к другу, сверстникам, взрослым [4-6]. Безусловно, воспитанию толерантности уделяется в данной возрастной группе особое внимание, так как закладываются основы отношения к миру, самому себе и обществу в целом
Цель данной публикации – выявить гендерные различия волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль) у дошкольников.
Гипотеза нашего исследованиясостоит в предположении, что:у девочек более выражены такие волевые качества как выдержка, самообладание, самоконтроль чем у мальчиков.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Определить методы диагностики развития волевых качеств.
2. Выделить гендерные различия волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль) у мальчиков и девочек и провести сравнительный анализ полученных результатов с помощью непараметрического корреляционного критерия Пирсона.
Предмет исследования – особенности развития волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль).
Объект исследования – гендерные различия волевых качеств у дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в ряде дошкольных образовательных учреждений. Выборку составили 80 детей дошкольного возраста (девочек - 40; мальчиков - 40) в возрасте 5-6 лет.
Методический аппарат экспериментального исследования представлен следующими методиками [7].
1) Методика «Не подглядывай» (автор И. В. Дубровина) проводилась нами с целью определения произвольности поведения.
Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Ребенку предлагалось посидеть 3 минуты с закрытыми глазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 минуты ребенок получал обещанную игру. Если дошкольник не выдержал и открыл глаза раньше, делался вид, что нарушение правил не замечено, и игра отдавалась ребенку. Если дети все 3 мин не открывали глаза, испытание продлялось до 4 минут, но не более.
При обработке результатов учитывалось время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывалось, сколько детей выдержали 3 минуты, затем 2 и 1 минуту, также подсчитывалось количество подглядываний по группе.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень – время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания;
II средний уровень – время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания;
III низкий уровень – время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний.
2) Методика «Закрась фигуры» (автор Е. А. Ключникова) проводилась с целью определить уровень упорства, целеустремленности и самоконтроля в структуре монотонной деятельности. Для проведения методики использовался тестовый бланк, на котором в два ряда нарисованы контуры различных 20 фигур (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник), в каждом ряде располагалось по 10 фигур.
Обследуемым предлагалась инструкция: «Закрасьте эти фигурки очень аккуратно, не выходя за контур».
Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком и заканчивалась, как только ребенок начинал проявлять небрежность или отказывался от работы. Одна аккуратно закрашенная фигура оценивалась в 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I очень высокий – 20 баллов;
II высокий уровень – 19-15 баллов;
III средний уровень – 14-9 баллов;
IV низкий уровень – 8-4 балла;
V очень низкий уровень – 3 и менее баллов.
3) Методика «Картинки и кружки» (автор Ш. Н. Чхартишвили) позволяет оценить степень волевой активности детей при выполнении задания [7].
В ходе проведения методики использовались парные бланки, на одном из которых сверху и снизу изображено по 2 кружка, а на другом различные картинки. Ребенку одновременно показывалось 2 бланка (с кружками и картинками), и предлагалось внимательно смотреть поочередно на каждый кружок – сначала на верхние, потом на нижние. На картинки смотреть нельзя. Правильность выполнения фиксировалась исследователем по направлению взгляда испытуемого.
Анализ выполнения проводился по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка – ставилась в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижало оценку на 1 балл.
Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней:
I высокий уровень – 9-10 баллов;
II средний уровень – 6-8 баллов;
III низкий уровень – 3-5 баллов;
III очень низкий уровень – 1-3 балла.
Анализ полученных результатов.
При решении первой задачи экспериментального исследования нами были использованы три выше описанные диагностические методики. Полученные в ходе проведения исследования результаты представлены в таблице 1, 2, 3 и отображены графически рисунками 1, 2, 3.
Результаты исследования уровня развития произвольности поведения старших дошкольников по методике «Не подглядывай» И. В. Дубровиной представлены в таблице 1 и отображены графически в рисунке 1 в виде гистограммы.
Таблица 1
Результаты исследования уровня развития произвольности поведения у старших дошкольников
Уровни развития произвольности поведения |
Процентное соотношение |
Высокий |
30,0% |
Средний |
50,0% |
Низкий |
20,0% |
Рис. 1. Результаты исследования уровня развития произвольности поведения у старших дошкольников, в %.
На основании полученных результатов исследования уровня развития произвольности поведения у старших дошкольников мы можем сделать вывод о том, что:
- С высоким уровнем развития произвольности поведения выявлено 30,0% детей в возрасте 5-6 лет с результатом времени ожидания 3 минуты и более без единого подглядывани.
2. Средний уровень развития произвольности имеют 50,0% детей с результатом ожидания от 2 мин. 11 сек. до 2 мин. 55 сек. количество их подглядываний варьирует от 1 до 2.
3. Самый низкий результат ожидания от 1 мин. 19 сек. до 1 мин. 24 сек. показали 20,0% детей старшего дошкольного возраста и количество их подглядываний варьирует от 1 до 4, что соответствует низкому уровню развития произвольности поведения.
Таким образом, всего 30,0% имеют высокий уровень развития произвольности поведения, средний уровень выявлен у 50,0% старших дошкольников и 20,0% детей отличает наличие низкого уровня развития произвольности поведения.
Результаты исследования уровня развития упорства, целеустремленности и самоконтроля в структуре монотонной деятельности по методике «Закрась фигуры» Е. А. Ключникова представлены в таблице 2 и отображены графически в рисунке 2 в виде гистограммы.
Таблица 2
Результаты исследования уровня развития упорства, целеустремленности и самоконтроля у старших дошкольников
Уровни развития |
Процентное соотношение |
Очень высокий |
0,0% |
Высокий |
0,0% |
Средний |
20,0% |
Низкий |
40,0% |
Очень низкий |
40,0% |
Рис. 2. Результаты исследования уровня развития упорства, целеустремленности и самоконтроля у старших дошкольников, в %.
На основании полученных результатов исследования уровня развития упорства, целеустремленности и самоконтроля у старших дошкольников мы можем сделать вывод о том, что:
- Не выявлено ни одного ребенка старшего дошкольного возраста, который бы обладал очень высоким и высоким уровнями развития упорства, целеустремленности и самоконтроля.
2. Со средним уровнем развития упорства, целеустремленности и самоконтроля выделено 20,0% детей.
3. Низкий уровень развития упорства, целеустремленности и самоконтроля имеет место у 40,0% детей, соответственно 40,0% старших дошкольников характерен очень низкий уровень развития упорства, целеустремленности и самоконтроля.
Таким образом, основная часть детей имеют низкий и очень низкий уровни развития упорства, целеустремленности и самоконтроля.
Результаты исследования степени волевой активности детей по методике «Картинки и кружки» Ш. Н. Чхартишвили представлены в таблице 3 и отображены графически в рисунке 3 в виде гистограммы.
Таблица 3
Результаты исследования степени волевой активности старших дошкольников
Степени активности |
Процентное соотношение |
Очень высокий |
0,0% |
Высокий |
15,0% |
Средний |
60,0% |
Низкий |
25,0% |
Очень низкий |
0,0% |
Рис. 3. Результаты исследования степени волевой активности старших дошкольников, в %.
На основании полученных результатов исследования степени волевой активности у старших дошкольников мы можем сделать вывод о том, что:
- Высокий уровень степени волевой активности имеют 30,0% ребенка старшего дошкольного возраста.
- У 60,0% детей выявлен средний уровень степени волевой активности.
- Для 25,0% старших дошкольников характерна низкая степень волевой активности.
4. Никто из старших дошкольников не имеет очень высокого или низкого уровня волевой активности.
Таким образом, основная часть детей старшего дошкольного возраста, а именно 60,0%, имеют средний уровень развития волевой активности.
Далее обратимся к сравнительному анализу результатов исследования гендерных различий волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль) у дошкольников
Количественный анализ полученных в ходе экспериментального исследования результатов позволил нам сделать ряд выводов относительно каждой из заявленных диагностических методик. Итак, согласно исследованиям, полученным в результате проведения методики «Не подглядывай» мы можем построить следующий рисунок ( рис. 4.).
Рис. 4. Гендерные различия волевых качеств у старших дошкольников (произвольности поведения), в %.
Таким образом, количественный анализ результатов, полученных в результате исследования произвольности поведения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, позволил выделить три группы детей:
1. Первую группу составили 10,0% мальчиков и 10,0% девочек, у которых отмечается высокий уровень развития произвольности поведения.
Дети продержались с закрытыми глазами более 3 минут, не совершив при этом ни одного подглядывания. Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытыми глазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтоб достичь этой цели – некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб не подглядеть. Упорство проявлялось и в том, что дети не пытались подглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались на внешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.). Эти дошкольники обладают высоким уровнем развития волевых качеств.
2. Вторая группа – 70,0% мальчиков и 50,0% девочек, у которых отмечается средний уровень развития произвольности поведения.
Дети не смогли полностью сосредоточится на достижении цели, отвлекались на шум, который специально производил исследователь (постукивания и т.п.). Не выдерживая однообразного, скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний было небольшим и варьировалось от 1 до 3.
3. Третья группа, которая состояла из 20,0% мальчиков и 40,0% девочек, у которых отмечается слабое развитие произвольности поведения.
Для них характерна эмоциональная неустойчивость, что сказывается на качестве выполнения задания. Необходимость выполнять определенное действие (сидеть с закрытыми глазами) в течение длительного времени, стало препятствием на пути этих детей к достижению цели (дождаться, пока им дадут игру).
Дети не владеют подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для достижения цели. Неразвитость такого волевого качества как упорство, характеризуется тем, что дети выдерживали с закрытыми глазами короткий промежуток времени. Соблазн узнать, что же происходит вокруг, какую игру получит ребенок, проявлялся в том, что дети начинали активно подглядывать, думая, что этого никто не видит.
Рис. 5. Гендерные различия волевых качеств у старших дошкольников (упорства, целеустремленности и самоконтроля), в %.
Таким образом, количественный анализ результатов, полученных в результате исследования уровня развития таких волевых качеств как упорство, целеустремленность и самоконтроль у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, позволил выделить три группы детей:
1. Первая группа, которую составили 40,0% мальчиков и 80,0% девочек, у которых отмечается низкий уровень развития таких волевых качеств как упорство, целеустремленность и самоконтроль. Дети смогли закрасить аккуратно малое количество фигур (4), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигурки). Дети начинали торопиться, делали задание небрежно, что повлекло к неаккуратному закрашиванию фигур.
2. Вторая группа, которая составила 20,0% мальчиков и 20,0% девочек дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается очень низкий уровень развития таких волевых качеств как упорство, целеустремленность и самоконтроль. Дети смогли закрасить аккуратно очень малое количество фигур (менее 3), не смогли достичь поставленную перед ними цель (аккуратно закрасить все фигуры).
3. Третья группа, численность которой составила 40,0% мальчиков дошкольников, представлена детьми, у которых отмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство, целеустремленность и самоконтроль. Недостаточный уровень развития самоконтроля проявляется в том, что дети уже с самого начала начинали закрашивать фигурки неаккуратно, хотя задание требовало именно этого. В большинстве своем дошкольники этой группы начинали торопиться, делать задание небрежно, что повлекло к неаккуратному закрашиванию фигур.
Пполученные в результате проведения методики «Картинки и кружки» отражены на рисунке 6:
Рис. 6. Гендерные различия волевой активности у старших дошкольников, в %.
Таким образом, количественный анализ результатов, полученных в результате исследования степени волевой активности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, позволил выделить три группы детей:
1. Первую группу представили 40,0% мальчиков и 40,0% девочек, у которых отмечался высокий уровень волевой активности. Дети этой группы смогли достичь поставленной перед ними цели (смотреть только на кружки).
2. Вторую группу составили 40,0% мальчиков и 60,0% девочек, у которых отмечалась средняя степень выраженности волевой активности. Дошкольники пытались сосредоточиться только на кружках, но картинки все равно отвлекали их. Отвлекаемость на картинки детей этой группы характеризовалось беглостью, непродолжительным их рассматриванием, осознанием того, что на картинки смотреть не надо, а надо смотреть на кружки.
3. Третью группу составили 20,0% мальчиков, для которых характерен низкий уровень волевой активности. Дети этой группы не смогли сосредоточиться только на кружках, часто отвлекались на картинки. Они слабо проявляли волевые усилия для достижения поставленной цели (смотреть только на кружки).
Таким образом, можно сказать, что между мальчиками и девочками существуют заметные различия по развитию волевых качеств, как по произвольности поведения, целеустремленности, самоконтролю, так и по упорству: результаты у мальчиков выше, чем у девочек. В целом можно говорить, что в исследованной группе мальчики опережают своих ровесниц-девочек по развитию выше перечисленных волевых качеств.
Далее представим качественный сравнительный анализ полученных результатов исследования гендерных различий волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль) у дошкольников с использованием непараметрического корреляционного критерия Пирсона (таблица 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ гендерных различий волевых качеств (выдержка, самообладание, самоконтроль) у дошкольников
Уровни |
Мальчики |
Девочки |
||
r |
P |
r |
P |
|
Высокий |
0,015 |
0,936 |
0,288 |
0,123 |
Средний |
0,175 |
0,356 |
0,121 |
0,523 |
Низкий |
0,381* |
0,038 |
0,207 |
0,271 |
Очень высокий |
0,207 |
0,271 |
-0,127 |
0,502 |
Высокий |
0,347 |
0,060 |
0,246 |
0,190 |
Средний |
0,302 |
0,104 |
0,279 |
0,136 |
Низкий |
0,380** |
0,038 |
0,374* |
0,042 |
Очень низкий |
0,116 |
0,543 |
0,176 |
0,351 |
Очень высокий |
0,253 |
0,177 |
0,134 |
0,479 |
Высокий |
-0,077 |
0,685 |
-0,015 |
0,938 |
Средний |
0,480** |
0,007 |
0,545** |
0,002 |
Низкий |
0,567** |
0,001 |
0,473** |
0,008 |
Очень низкий |
0,352 |
0,057 |
-0,144 |
0,447 |
Анализ данных (по непараметрическому корреляционному критерию Пирсона) показал сильную, достоверную и значимую связь у мальчиков с низким уровнем произвольности поведения P<0,05(r=0,381*) коррелирующую на 1% уровне (по методике «Не подглядывай»), с низким уровнем целеустремленности, упорства и самоконтроля P<0,05(r=0,380**) коррелирующую на 5% уровне (по методике «Закрась фигуры»), а также со средним уровнем волевой активности P<0,05(r=0,480**) коррелирующую на 5% уровне и с низким уровнем волевой активности P<0,05(r=0,567**) коррелирующую на 5% уровне (по методике «Картинки и кружки»).
В отношении других уровней выраженности волевых качеств у мальчиков по трем диагностическим методикам связь оказалась недостоверной (случайной), а сила связи низкой (P>0,05).
Анализ данных по непараметрическому корреляционному критерию Пирсона показал сильную, достоверную и значимую связь у девочек с низким уровнем целеустремленности, упорства и самоконтроля P<0,05(r=0,374*) коррелирующую на 1% уровне (по методике «Закрась фигуры»), а также со средним уровнем волевой активности P<0,05(r=0,545**) коррелирующую на 5% уровне и с низким уровнем волевой активности P<0,05(r=0,473**) коррелирующую на 5% уровне (по методике «Картинки и кружки»).
В отношении других уровней выраженности волевых качеств у девочек по трем диагностическим методикам связь оказалась недостоверной (случайной), а сила связи низкой (P>0,05).
На основании количественного и качественного анализа полученных в ходе экспериментального исследования гендерных различий волевых качеств у дошкольников, мы можем заключить, что воля – это мощный механизм или средство, помогающее личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма, а также против потребностей социальной выгоды и полезности. Несформированные волевые качества личности приведут к глобальным проблемам с мотивацией и поведением в поздние периоды взросления личности [8].
Таким образом, встает проблема формирования волевого поведения, волевых качеств личности начиная с дошкольного детства.