Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития и реализации каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе. К актуальным целям педагогической деятельности относится развитие творческой, активной, способной личности, умеющей самостоятельно получать нужные знания, умения, навыки и применять их на практике. Обучение в школе не исключает необходимости в добровольной и осознанной познавательной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс включает разнообразные формы и виды деятельности. Внеклассная работа, как одна из форм этого процесса, направлена на активизацию познавательной деятельности и развитие интереса школьников, но только при условии ее систематичности и планомерности осуществления. Она имеет большое образовательно-воспитательное значение: объединяет множество видов деятельности, в которых происходит решение задач развития и воспитания, а также социализация учащихся. Внеклассная работа является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников. Также внеклассная работа обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии [3].
Проведение разнообразной внеклассной работы эффективно влияет не только на познавательную деятельность, но и на мыслительную, творческую, и другие виды деятельности. Внеклассная работа способствует в первую очередь становлению личности школьника, как уже говорилось выше, а так же развитию кругозора, углубление уровня знаний и помогает процессу самообразования учащихся [2]. Главной задачей этого процесса является развитие личности и подготовка ее к жизни. Именно поэтому процесс самообразования многие педагоги считают «залогом успеха», абсолютной возможностью реализоваться в социуме.
Потребность в знаниях, побуждающая самообразование, формируется в активной, значимой для самой личности, самостоятельной деятельности учащихся. Стимулирование процесса самообразования должно опираться на желание учащихся и их выбор. Сложившаяся мотивация самообразования у учащихся должна гармонично складываться с целенаправленной работой учителя. Необходимо стимулировать у учащихся стремление заниматься самообразованием [1]. Для этого можно использовать мотивационные приемы: помощь, похвала, убеждение и внушение и др. Также мотивация к самообразованию у учеников зависит от живого примера учителя, родителей, старших братьев и сестёр.
В ходе проведенного исследования, включающего в себя знакомство с уровнем сформированности мотивов самообразования у младших школьников, была использована «Методика изучения мотивации самообразования». Диагностика была проведена с опорой на основные подходы из методики М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации» [4]. Возможность выбора вариантов окончания каждого предложения и сама их формулировка учитывают наличие примерно шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального и учебного). В анкетировании принимало участие 25 учащихся первого класса, МБОУ «Лингвистическая гимназия» г. Кирова.
При выявлении итогового уровня сформированности мотивационной сферы самообразования младших школьников, полученные ответы учащихся суммировались. Общий вывод об уровне сформированности мотивов самообразования исходил из представленных уровней:
I – очень высокий уровень мотивации со стремлением к успеху и преобладанием познавательных и внутренних мотивов;
II – высокий уровень учебной мотивации;
III – нормальный (средний) уровень мотивации;
IV – сниженный уровень учебной мотивации;
V – низкий уровень мотивации с ярким отсутствием у ученика личностного мотива.
В результате проведения тестирования учащихся первого класса были получены результаты, представленные в таблице 1 и рисунке 1:
Таблица 1
«Я учусь в школе, потому что…»
Варианты ответов |
Кол-во ответов |
Кол-во ответов (%) |
а) так хотят мои родители; |
1 |
4% |
б) мне нравится учиться; |
8 |
32% |
в) я чувствую себя взрослым; |
2 |
8% |
г) я люблю хорошие отметки; |
4 |
16% |
д) хочу получить профессию; |
7 |
28% |
е) у меня хорошие друзья. |
3 |
12% |
Рисунок 1. Результаты исследования мотивации учения «Я учусь в школе, потому что...»
По ответам на первый вопрос методики, мы выяснили, что у 32% учащихся, сформированы учебно-познавательные мотивы, эти данные подтверждают, что к концу первого класса школьники ориентированы на получение новых знаний, готовы учиться и добывать знания. Ориентировка на будущее присутствует у 28% первоклассников. Их мотивация обуславливается желанием применения знаний для их будущего самоопределения в профессиональной сфере. 16% учащихся первого класса мотивируют свою учебу в школе получением хороших отметок, им важен результат их обучения, они хотят получать положительные эмоции в процессе обучения. 12% первоклассников в качестве мотива учения выделяют возможность общения со своими сверстниками, друзьями, им нравится комфортная среда дружеского общения в школе. Возможность ощутить себя взрослым мотивирует к получению знаний 8% учеников первого класса, данный факт обуславливается ростом самостоятельности и ответственности при поступлении в школу. И всего 4% первоклассников обладают внешним мотивом к учению - влиянием родителей. У этой группы детей не сформированы положительные мотивы учения. В целом можно сделать вывод о том, что в исследуемом классе первоклассники проявляют достаточно высокую сознательность в процессе получения знаний.
Обобщив ответы на все вопросы диагностической методики, мы соотнесли их с уровнями сформированности мотивов самообразования и получили результаты, представленные в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень сформированности мотивов самообразования первоклассников
Уровень |
Количество ответов (%) |
||||
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Общий итог |
|
I – очень высокий уровень мотивации |
32% |
24% |
24% |
36% |
29% |
II – высокий уровень учебной мотивации |
28% |
8% |
24% |
16% |
19% |
III – нормальный (средний) уровень мотивации |
8% |
8% |
16% |
4% |
9% |
IV – сниженный уровень учебной мотивации |
16% |
28% |
20% |
16% |
20% |
V – низкий уровень мотивации |
12% |
16% |
12% |
8% |
12% |
По результатам исследования можно утверждать, что 57% учащихся класса (29%+19%+9%) имеют достаточно высокий уровень учебной мотивации, они стремятся к успеху, к получению новых знаний, вероятно, что учитель активно способствует формированию у первоклассников познавательных мотивов. Однако третья часть первоклассников имеют сниженный уровень учебной мотивации (32%), эти дети требуют повышенной заботы педагога, целенаправленной и систематической работы по формированию у них стремления к знаниям.
Для изучения внеклассных интересов учащихся мы провели беседу с классом на тему «Мое хобби». В процессе беседы мы выяснили, что более 70% учащихся класса посещают кружки и секции. Всем учащимся класса интересны школьные мероприятия и конкурсы. Все это способствует усилению мотивации к самообразованию, развитию мышления и творческих и познавательных способностей.
Резюмируя итоги исследования, можно утверждать, что ребенок рождается любознательным путешественником в мир новых впечатлений и возможностей. Именно поэтому, организация внеурочной деятельности уже с младших классов, обуславливается, в первую очередь, активной деятельностью учителя по развитию познавательных мотивов учащихся, а также необходимостью способствовать развитию детской жажды новизны, стремления к получению новых знаний и использованию для организации работы новейших технологий обучения и развития.