В современной начальной школе освоение курса русского языка на более качественном и высоком уровне невозможно без знания структуры слова и сформированного у младших школьников умения быстрого морфемного анализа. Правильное нахождение частей слова предупреждает многие орфографические ошибки в письменных работах учащихся [1].
Получаемые на уроках русского языка знания и умения по морфемике помогают учащимся не только разобраться в особенностях русского словообразования и формообразования, но и улучшают ориентирование младших школьников в системе родного языка, поскольку связывают воедино лексическую, грамматическую, фонетическую и орфографическую системы русского языка. В конечном счете помогают учителю в решении главной задачи обучения русскому языку в начальной школе – формированию и развитию устной и письменной речи младших школьников.
Пока слово для учащихся будет представляться как набор букв и звуков, добиться прочной и устойчивой грамотности практически невозможно, поскольку для того, чтобы ученик смог применить правила правописания, он должен уметь находить в слове морфемы. При этом разбирать слово по составу ученик должен быстро, правильно и без особых усилий. Чтобы приобрести такой навык, школьникам необходимо постоянно совершенствовать знания по составу слова и доводить до высокого уровня умения в этой области [3].
Основным упражнением, с помощью которого формируются и закрепляются знания и умения по морфемике на уроках русского языка является разбор слова по составу. В современной начальной школе с точки зрения содержания и специфики использования приемов работы разбор слова по составу бывает традиционный и нетрадиционный.
Во время традиционного разбора учитель предлагает учащимся выполнить разбор слова по составу в соответствии с имеющимся алгоритмом, без каких – либо дополнительных заданий, при котором не происходит интеграции между разными разделами русского языка (орфография, морфология, фонетика, лексика и др.) и не удается в должной мере задействовать ряд важных мыслительных операций: анализ, сопоставление, обобщение, сравнение и др.
В отличие от традиционного разбора, нетрадиционные приемы работы над морфемным составом слова на уроках русского языка представляют собой нестандартные, каждый раз новые по содержанию и способу решения лингвистические задачи [1]. Учитель предлагает учащимся выполнить разбор слова по составу в соответствии с установленным ранее алгоритмом, создает многоуровневую поисковую ситуацию, обеспечивая постепенное увеличение количества осуществляемых учеником мыслительных операций, вместе с разбором слова по составу - интегрированную проработку изученного языкового материала по разным разделам русского языка, но в первую очередь – по морфемике.
В начальной школе изучаются следующие морфемы: корень, окончание, приставка и суффикс. Предлагаемые в данной статье нетрадиционные приемы могут включаться не только в процесс изучения темы «Состав слова», но и при освоении учащимися других тем и разделов, что позволит обеспечить систематическую работу по совершенствованию знаний и умений детей по морфемике.
Нетрадиционные приемы по морфемике можно распределить на три группы (направления). Данное деление предполагает соблюдение порядка включения нетрадиционных приемов в работу - задания должны постепенно усложняться: для этого сначала школьникам предлагаются задания первой группы, т.е. только по морфемике, а по мере накопления соответствующих умений осуществляется переход на выполнение заданий второй и третьей групп [3].
В первую группу входят приемы, которые направлены на формирование знаний и умений учащихся в рамках одного раздела русского языка: морфемики. Они предлагаются учителем как дополнительные после выполнения очередного упражнения и составляются на основе имеющихся в нем слов. В процессе работы данными упражнениями у учащихся происходит формирование и развитие таких важных мыслительных операций, как анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение и др.
Варианты нетрадиционных приемов (упражнений) первой группы
(по морфемике)
Упражнение 1. Внимательно прочитайте слова и установите, в каком слове больше морфем (частей слова): холодный или новый? Объясните почему.
Правильный ответ: В слове холодный на одну морфему больше, так как в нем имеется суффикс -н-, а в слове новый суффикса нет.
Упражнение 2. Прочитайте слова. Определите, имеются ли одинаковые морфемы в словах прописка и опилки?
Правильный ответ: В словах прописка и опилки имеется четыре одинаковые морфемы: приставка, корень, суффикс и окончание.
Упражнение 3. Верно ли утверждение, что в словах добрый и низкий одинаковое количество морфем? Докажите.
Правильный ответ: Данное утверждение неверное. В слове низкий есть суффикс -к-, а в слове добрый суффикса нет.
Упражнение 4. Какое число подходит для обозначение составных частей в слове длинные? Объясните почему?
Правильный ответ: Для обозначения количества частей в слове длинные подходит число три, потому что в нем имеется три морфемы: корень, суффикс, окончание.
Упражнение 5. Подумайте и приведите примеры слов (не менее трех), в которых меньше составных частей, чем в слове морозный? Докажите.
Правильный ответ: Например, в словах вишня, белый, окно имеется по две части: корень и окончание, а в слове морозный три: корень, суффикс, окончание.
Упражнение 6. В каких словах больше морфем, чем в слове умный? Приведите в качестве примера 3 слова. Обоснуйте свой выбор.
Правильный ответ: В словах прополка, приморский, безрадостный на одну морфему больше. В них имеется приставка, корень, суффикс, окончание. В слове умный три морфемы: корень, суффикс, окончание.
Упражнение 7. Найдите (составьте) предложение, в котором имеется 3 слова с приставками. Докажите, выделив приставки.
Правильный ответ: Все приготовления к отъезду были закончены.
В упражнениях второй группы поисковая деятельность учащихся осуществляется на основе материала двух разделов русского языка: морфемики и орфографии, морфемики и фонетики, морфемики и морфологии.
Выполняя задания по морфемике и орфографии, учащиеся одновременно совершенствуют знания в правописании слов на изученные правила и закрепляют умения морфемного анализа, вместе с тем углубляют свои способности в осуществлении аналитико - синтетических операций.
Варианты нетрадиционных приемов (упражнений) второй группы
(задания по морфемике и орфографии)
Упражнение 1. Определите, в корне какого слова буква о обозначает проверяемый безударный гласный и в каком слове – непроверяемый безударный гласный? Объясните свой выбор.
Слова: волна, собака.
Правильный ответ: В корне слова волна буква о обозначает проверяемый безударный гласный, проверочное слово – волны, а в корне слова собака – непроверяемый безударный гласный.
Упражнение 2. Внимательно прочитайте ряды слов. Найдите родственные слова с проверяемым безударным гласным в корне. Объясните свой выбор.
А) река, речной;
Б) кровать, прикроватный.
Правильный ответ: В корнях родственных слов река, речной имеется безударный гласный е. Проверочное слово реки. А в корнях слов кровать, прикроватный имеется непроверяемый безударный гласный о.
Упражнение 3. Прочитайте цепочку слов. Добавьте в цепочку третье слово из справки так, чтобы оно подходило по двум признакам: морфемному составу и орфограмме, которая содержится в данных словах.
Слова: сестра, гора.
Слова для справки: стены, работа.
Правильный ответ: В словах сестра, гора одинаковый морфемный состав: имеется корень и окончание, имеется орфограмма – проверяемый безударный гласный в корне слова, поэтому в данную цепочку следует добавить слово – стены. В слове работа такой же морфемный состав, но другая орфограмма: непроверяемый безударный гласный в корне слова.
Упражнение 4. Подберите к слову труд другое с таким же морфемным составом и одинаковой орфограммой. Объясните свой выбор.
Правильный ответ: К слову труд можно подобрать слово пруд. У них одинаковый морфемный состав: имеется корень и нулевое окончание. Оба слова имеют одинаковую орфограмму: парный согласный в корне слова.
Упражнение 5. Прочитайте и объясните смысл пословиц. Напишите пословицы, группируя их по двум признакам. Подчеркните орфограммы. Выделите приставки.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
После драки кулаками не машут.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Ученье и труд все перетрут.
Правильный ответ: Пословицы группируются по смыслу и по наличию в них слов с приставками.
Задания по морфемике и фонетике, направлены на параллельное, взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному анализу слова. Эти два вида анализа, сочетаясь друг с другом, обеспечивают разнообразие поисковых ситуаций, что дает возможность для формирования ранее перечисленных мыслительных операций и наряду с ними такого важного качества, как гибкость мышления.
Варианты нетрадиционных приемов (упражнений) второй группы
(задания по морфемике и фонетике)
Упражнение 1. Верно ли утверждение, что в корне слова береза все согласные глухие?
Правильный ответ: Данное утверждение неверно. В корне - берез- слова береза все согласные звонкие.
Упражнение 2. В какой части слова пробежка больше звуков: в приставке или корне?
Правильный ответ: В приставке про- и корне – беж – слова пробежка по три звука, т.е. одинаковое количество.
Упражнение 3. В приставках каких слов все согласные звонкие?
Слова: подрывает, возводить, отмерь.
Правильный ответ: В приставке воз – слова возводить все согласные звонкие.
Упражнение 4. Найдите в данных словах приставку по характеристике первого звука: согласный, глухой, парный, твердый, парный.
Слова: вспомнить, запомнить, выбежать.
Правильный ответ: Приставка вс – в слове вспомнить, т.к. в ней первый звук [ф], он согласный, твердый, парный, глухой, парный.
Упражнение 5. В корне какого из данных слов все согласные непарные? В чем их отличие?
Слова: рыба, лыжник, грибной.
Правильный ответ: Все согласные непарные в корне лыж – слова лыжник. Звук [л] – непарный по звонкости – глухости, звук [ж] – непарный по твердости – мягкости.
Упражнение 6. В какой части слова выпустит есть звонкий согласный?
Правильный ответ: В приставке вы – слова выпустит есть звонкий согласный [в].
Упражнение 7. Какая формула правильно отражает количество звуков и букв в окончании слова зеленая: 2:2 или 2:3? Почему?
Правильный ответ: Правильно отражает количество звуков и букв в окончании слова зеленая формула 2:3, потому что буква я после гласной буквы обозначает два звука.
Варианты нетрадиционных приемов (упражнений) второй группы
(задания по морфемике и морфологии)
Упражнение 1. Прочитайте предложение. Найдите в предложении глагол. Определите в нем количество приставок.
Столько событий происходит в разное время в разных местах.
Правильный ответ: глагол происходит. В нем две приставки: про -, ис -.
Упражнение 2. В каком имени существительном на один суффикс больше, чем в слове морозный?
Слова: малинник, звездный, подберезовик.
Правильный ответ: В слове морозный один суффикс – н -, а в имени существительном подберезовик два суффикса: - ов -, - ик-.
Упражнение 3. Укажите в предложении имя прилагательное, в котором имеется четыре морфемы.
В остальные дни он кушает два бутерброда с повидлом и с маргарином — на завтрак и отварной картофель с солью — к обеду.
Правильный ответ: В имени прилагательном отварной четыре морфемы: приставка от-, корень – вар-, суффикс – н-, окончание – ой.
Упражнение 4. Найдите в предложении имя прилагательное и глагол с одинаковым морфемным составом.
Доброе слово лечит, злое – калечит.
Правильный ответ: В имени прилагательном доброе и глаголе лечит по две одинаковые морфемы: корень и окончание.
Упражнение 5. Найдите в тексте (предложении) слова трех разных частей речи с таким же морфемным составом, как в слове весна.
Ночью ствол дерева стонал и скрипел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дерево тихо стояло. И вдруг запело! Тихие звуки неслись изнутри ствола. Оказывается, в дереве было дупло. В дупле гнездо, а в гнезде сидят дятлята.
Правильный ответ: В слове весна имеется корень и окончание. Такой же морфемный состав имеет имя существительное дерево, глагол сидят, прилагательное сильного.
Упражнение 6. Прочитайте. Разделите глаголы на две группы в зависимости от вопроса, на который они отвечают. Вопросы запишите рядом с номером группы. Выделите суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Слова: бежать, проговорить, светлеть, отдохнуть, поднять, высидеть, хвалить, говорить, побежать, посветлеть.
Правильный ответ: что делать? – бежать, светлеть, хвалить,говорить; что сделать? – проговорить, отдохнуть, поднять, высидеть, побежать, посветлеть.
Упражнение 7. Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Что объединяет данные слова? Напишите в строчку слова, которых нет в первом столбике. Подчеркните изученную орфограмму. В записанных словах найдите приставки и выделите их.
(не)успел
(не)знали
(не)играли
(не)ушли
(не)верили
(не)оставили
(не)думали
(не)взяли
(не)читали
(не)ожидал
(не)отвечают
(не)успел
(не)подработали
(не)пересказала
(не)объяснили
(не)оставили
(не)ушли
(не)укоренился
Правильный ответ: данные слова относятся к одной и той же части речи – это глаголы.
Не ожидал, не отвечают, не отказали, не подработали, не пересказала, не объяснили, не укоренился.
К третьей группе нетрадиционных приемов относятся упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование и развитие знаний и умений учащихся одновременно по трем разделам русского языка: например, морфемике, морфологии, фонетике. В ходе выполнения данных упражнений, которые характеризуются увеличением языковой нагрузки и усилением поисковой ситуации, обеспечивается все более усиливающееся интеллектуальное развитие учащихся.
Варианты нетрадиционных приемов (упражнений) третьей группы
(задания по морфемике, морфологии и фонетике)
Упражнение 1. Внимательно прочитайте. Найдите в отрывке глагол, в окончании которого три звука.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится («Белый снег, пушистый…» И.З. Суриков)
Правильный ответ: В окончании – ет глагола падает буква е обозначает два звука, т.к. стоит после гласной.
Упражнение 2. Внимательно прочитайте текст.Найдите в тексте имя существительное, в корне и суффиксе которого содержится одинаковое количество звуков.
В ее облике Алешу особенно притягивают глаза и улыбка. Через глаза бабушка «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». А когда она улыбалась, этот свет становился невыразимо приятным. От других людей бабушку отличала и манера разговаривать. Она говорила ласково, весело, складно, как – то особенно выпевая слова (по М. Горькому).
Правильный ответ: В корне – баб - и суффиксе – ушк- имени существительного бабушка содержится по три звука.
Упражнение 3. Прочитайте текст. Укажите в тексте имена прилагательные, в которых буква я находится в разных морфемах и обозначает разное количество звуков.
У каждой ягоды есть свой адрес. Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке. Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге. Кислую клюкву вы найдете на болоте. Каждая ягодка лежит яркой водяной бусинкой. За брусникой надо идти в ельник. На низком кустике висит эта поздняя ягода.
Правильный ответ: например, буква я в окончании - ая, - яя имен прилагательных душистая, поздняя обозначает два звука, т.к. стоит после гласной; в суффиксе - ян- имени прилагательного водяной буква я обозначает один звук.
Упражнение 4. Выделите в глаголе приставку, которая состоит из одной буквы. Охарактеризуйте звук, который она обозначает.
Слова: сруб, измять, входить.
Правильный ответ: в глаголе входить приставка в-. Буква обозначает звук [ф]. Он согласный, глухой, парный, твердый, парный.
Упражнение 5. В каком имени прилагательном одна и та же гласная буква находится в разных морфемах и обозначает одинаковое количество звуков?
Слова: древнее, яркая, гибкий.
Правильный ответ: в прилагательном яркая буква я находится в корне - ярк - и в окончании - ая. И в том, и в другом случае буква я обозначает два звука. В первом случае потому, что она находится в начале слова, а во втором — потому что стоит после гласной.
Упражнение 6. Внимательно прочитайте данные слова. Выполните морфемный анализ слова, обладающего следующими характеристиками: имя существительное, в котором количество букв и звуков соответствует схеме: 10:11. Какое это слово?
Слова: человек, стул, рассказ, хлебный, облачность, звездочка, объявление.
Правильный ответ: Имя существительное объявление. В нем количество букв и звуков соответствует схеме 10:11, так как ъ звука не обозначает, а буква я после твердого знака обозначает два звука, а буква е обозначает два звука после гласной.
Опыт показывает, что систематическое использование во время морфемного анализа нетрадиционных приемов переводит этот процесс на новый уровень. Однако, исключать из работы традиционные приемы не следует. Важно определить последовательность использования традиционных и нетрадиционных приемов. При первоначальном изучении какого – либо материала по морфемике возможно и нужно использование традиционных приемов, а на этапах закрепления и углубления изученного материала целесообразно использовать задания нетрадиционного характера. Такой порядок использования приемов работы по морфемике повышает умственный тонус учащихся, усиливает творческую составляющую их учебной деятельности по русскому языку, а интегрированный подход переводит на более высокий качественный уровень освоения важнейших разделов данной дисциплины, поскольку мыслить, рассуждать, узнавать новое – это всегда интересно.