Овладение орфографическими нормами русского языка – это одна из важных задач обучения младших школьников родному языку, представленная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Уровень сформированности прочного орфографического навыка зависит от степени развития орфографической зоркости младших школьников. Орфографическая зоркость заключается в способности учащихся обнаруживать «ошибкоопасное место» в слове, определять тип орфограммы, устанавливать способ проверки и осуществлять написание в соответствии с орфографическим правилом [1].
Обучение школьников обнаружению и проверки орфограмм начинается с первого года обучения в начальной школе. При этом учитель использует на уроках русского языка различные виды приемов. Наиболее распространенными традиционными приемами по формированию орфографической зоркости школьников являются: звукобуквенный анализ слов, письмо с проговариванием, различные варианты списывания, комментированное письмо, обучающие диктанты, написание с выделением (цветовой гаммой, шрифтом и т.д.) орфограмм и др.
В процессе звукобуквенного разбора слова школьники, опираясь на слух и знание фонетики, осуществляют контроль между звучанием и написанием слов. Письмо с проговариванием позволяет исключить пропуски и замену букв, услышать слово и записать его без ошибок. Списывание предполагает точное воспроизведение предложенного печатного или рукописного текста и обеспечивает правильное зрительное восприятие слов, выработку рукодвигательного навыка. Списывания может быть осложнено графическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и стилистическими заданиями. Обучающие диктанты (слуховые и зрительные; предупредительные, комментированные и объяснительные; словарные, выборочные, свободные и др.) способствуют формированию умения обнаруживать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Традиционные приемы (рассмотренные и другие) очень важны для формирования орфографических умений. Они позволяют основательно проработать изученное правило, запомнить алгоритм его применения, закрепить полученные знания на практике. Однако постоянное использование существенно замедляет развивающий аспект обучения. Поэтому в практику обучения русскому языку в начальной школе постепенно внедряются нетрадиционные приемы. Нетрадиционные приемы создаются на основе различных языковых единиц (слов, словосочетаний, предложений, текстов), которые можно использовать в процессе освоения орфографического правила. Данные языковые единицы таким образом компонуются, чтобы, работая с ними, у учащихся не только формировалась орфографическая зоркость, но параллельно осуществлялось их интеллектуальное и речевое развитие. Для этого школьники с предложенным учителем языковым материалом осуществляют разные мыслительные операции: анализ, сравнение, сопоставление, группировка, классификация, подведение под понятие, синтез, обобщение, абстрагирование, установление последовательности событий и причинно-следственных связей и др. В каждом приеме может быть предусмотрено несколько мыслительных операций и в разных вариациях: анализ, группировка, классификация; установление последовательности событий, синтез и т.п. По существу, каждый нетрадиционный прием представляет собой интеллектуально – лингвистическую задачу, решение которой требует от учащегося интенсивной работы мысли, внимания, памяти, устной речи. Именно от этих качеств зависит развитие орфографической зоркости учащегося [2].
Нетрадиционные приемы могут применяться в процессе изучения всех орфографических правил, начиная с 1 класса обучения в начальной школе. Рассмотрим специфику использования нетрадиционных приемов по формированию орфографической зоркости во время изучения ряда орфографических правил.
Упражнение на правописание безударного гласного в слове.
Задание. Прочитайте. Подберите к каждой цепочке слово из справки. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы в словах. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.
а) м…ряк, л…сник;
б) д…ждинка, р…са;
в) с…ва, гр...чи;
Справка: стр…жи; тр…кторист; сн…жок.
Правильный вариант:
а) моряк, лесник, тракторист;
б) дождинка, роса, снежок;
в) сова, грачи, стрижи.
Во время выполнения упражнения учащиеся выполняют операции анализа, группировки, синтеза.
Упражнение на правописание слов с непроверяемым безударным гласным в слове.
Задание. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы в словах. Распределите слова на 2 группы. Подберите общее название для каждой группы слов.
С…рока, за…ц, м…дведь, в…р…бей, л…сица, с…бака, в…рона.
Правильный вариант:
Сорока, воробей, ворона – птицы.
Заяц, медведь, лисица, собака – звери.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, группировка, классификация, обобщение.
Упражнения на правописание парных по глухости – звонкости согласных звуков на конце слова.
Упражнение 1
Задание. Прочитайте. Спишите каждую цепочку слов, вставляя пропущенные буквы в словах. Объясните написание. К каждой цепочке слов подберите общее название.
а) морко(в, ф)ь, камы(ж, ш), колокольчи(г, к) – ?
б) голу(б, п)ь, индю(г, к), гу(з, с)ь – ?
в) поез(д, т), автобу(з, с), вертолё(д, т) – ?
Правильный вариант:
а) морковь, камыш, колокольчик – растения.
б) голубь, индюк, гусь – птицы.
в) поезд, автобус, вертолет – транспорт.
Упражнение 2.
Задание. Объясните написание слов.
Стол(б, п); каранда(ж,ш);рыба(г, к);кар(б, п); ры(з, с)ь; дру(г, к).
Найдите и выпишите (слова не должны повторяться):
1) слово, в котором количество букв больше, чем звуков;
2) слово, в котором 3 слога;
3) слово, в котором 4 согласных звука и 1 гласный звук;
4) слово, в котором ударение падает на 2 слог;
5) слово, в котором все согласные звуки звонкие;
6) слово, в котором 1 звонкий звук и 2 глухих звука.
Правильный вариант:
Рысь, карандаш, столб, рыбак, друг, карп.
Упражнения на правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Упражнение 1.
Задание. Прочитайте. Исключите в каждой цепочке лишнее слово. Ответ обоснуйте. Напишите получившиеся ряды слов, подчеркивая орфограммы.
а) ж…раф, зайц..., уш…;
б) ощ…щ…ть, получ…ть, провер…ть;
в) ч…деса, щ…пальца. л…стра.
Правильный вариант:
а) жираф, уши;
б) ощущать, получать;
в) чудеса, щупальца.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, исключение, синтез.
Упражнение 2.
Задание. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в словах. К каждому слову из правого столбика подберите подходящее по смыслу слово из левого столбика. Запишите получившиеся пары слов, подчеркивая орфограммы. Придумайте подходящее слово к оставшемуся слову.
речная снеж…нка
фарфоровая ч…шка
детская кольч…га
тяжелая щ…ка
цветные площ…дка
карандаш…
Правильный вариант:
Речная щука, фарфоровая чашка, детская площадка, тяжелая кольчуга, цветные карандаши, красивая снежинка.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, группировка, синтез.
Упражнение на правописание заглавной буквы в словах.
Задание. Прочитайте. Выберите из скобок нужную букву и объясните написание. Распределите сочетания слов на 3 группы. Каждую группу сочетаний слов запишите отдельно.
(Б,б)брат (В,в)ова; (К,к)орова (З,з)орька; (Р,р)ека (В, в)ятка; (К,к)отенок (С,с)нежок; (Г,г)ород (К, к)иров; (К,к)осмонавт (Ю, ю)рий (Г,г)агарин.
Правильный вариант:
1 группа: брат Вова, космонавт Юрий Гагарин.
2 группа: корова Зорька, котенок Снежок.
3 группа: река Вятка, город Киров.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, группировка, обобщение.
Начиная со 2 класса, уровень сложности предлагаемых нетрадиционных приемов с каждым годом обучения постепенно увеличивается. К ранее освоенным мыслительным операциям прибавляются новые, такие как подведение под понятие, установление соответствий, нахождения закономерности и др.
Упражнение на правописание безударных гласных в корне слова.
Задание. Установите, какая взаимосвязь имеется между слова в левой части примера. Составьте подобную пару в правой его части, выбрав одно из четырех слов, заключенных в скобках. Составленные примеры напишите, вставляя пропущенные буквы.
а) утро – вечер; в…сна (т…пло, к…пел…, ос…нь, апрел…);
б) книга – учебник; метел… (сне…, з…ма, моро…, в…юга );
в) к…рова – т…ленок; к…за (р…га, к…зел, м…л…ко, к…зленок).
Правильный вариант:
а) весна – осень;
б) метель – вьюга;
в) коза – козленок.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, выявление существенного признака, группировки, синтез.
Правописание непроизносимых согласных в словах.
К словам из левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Напишите их парами, вставляя в слова букву, обозначающую непроизносимый согласный.
незнакомый грус…ный
огромный праз…ник
торжество громоз…кий
пасмурный неизвес…ный
большой счас…ливый
радос…ный ненас…ный
печальный гигин…ский
Правильный вариант:
Незнакомый – неизвестный, огромный – гигантский, торжество – праздник, пасмурный – ненастный, большой – громоздкий, радостный – счастливый, печальный – грустный.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, нахождение общего признака, группировка, синтез.
Упражнение на правописание приставок.
Задание. Прочитайте. Напишите предложения в соответствии с шифром, который указывает на количество слов с приставкой в предложении. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Озаглавьте текст.
(Из) теплых кр…ев пр…летели п…р…летные птицы.
Р…здаются красивые н…певы скворцов, жаворонков, п…р…пелок.
Н…ступила в…сна.
Они весело щебечут и прыгают (с) ветки (на) ветку.
Шифр: 1 – 2 – 2 – 0.
Правильный вариант:
Наступила весна. Из теплых краев прилетели перелетные птицы. Раздаются красивые напевы скворцов, жаворонков, перепелок. Они весело щебечут и прыгают с ветки на ветку.
Осуществляемые мыслительные операции: анализ, установление последовательности, синтез.
Таким образом, нетрадиционные упражнения ориентируют школьников на более внимательное отношение к языковому материалу, повышают их интерес к изучаемым на уроках русского языка темам, вносят разнообразие в учебный процесс. В целом делают процесс обучению русскому языку более ярким и эффективным.