Полный текст статьи
Печать

Школьный предмет «Русский язык» играет очень важную роль в образовании и развитии младших школьников и, вместе с этим, является неотъемлемой составляющей процесса становления личности ребенка. Вследствие этого, перед каждым учителем стоит ряд необходимых для решения задач, в первую очередь, вооружение школьников практическими знаниями, умениями и навыками по русскому языку, обеспечение учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитание высокой культуры речи, и наконец, формирование умения правильно, точно передавать собственные мысли и чувства.

Для достижения поставленных задач русский язык в начальной школе рассматривается как система, и изучение его носит целостный характер, то есть все его разделы изучаются во взаимосвязи и взаимодействии, а именно: фонетика, морфемика, морфология и синтаксис, а также графика и орфография.

Раздел фонетика занимает особое место в курсе русского языка начальной школы. Фонетические знания необходимы для формирования всех видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма, а также для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без затруднений осуществлять коммуникативную деятельность. Равным образом фонетические способности играют значительную роль для восприятия слышимой речи, позволяющей различать слова по их звучанию, по интонации улавливать смысл высказывания, формируя, таким образом, фонематический слух. Важное значение имеет фонетика для формирования грамотного, правильного письма.

Однако, как показывают наблюдения, младшие школьники не всегда в должной мере овладевают знаниями по данному разделу русского языка. Качество усвоения учебного материала по фонетике во многом зависит от выбранных приемов обучения. Под приемами обучения русскому языку понимаются составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода [1].

В процессе изучения фонетики в начальной школе используются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционными считаются приёмы, которые в течение многих лет применяются в процессе обучения русскому языку, методика работы с ними широко известна. Они направлены на освоение одного раздела русского языка – фонетики. Характер работы с ними – преимущественно репродуктивный. Степень сложности приблизительно одинакова в течение всех лет обучения. Самый распространённый традиционный приём – звуко-буквенный анализ слов.

Нетрадиционные приёмы – это приёмы, используемые в обучении фонетике сравнительно недавно (последние два десятилетия), направленные на освоение и развитие знаний по нескольким разделам русского языка одновременно, всегда содержат поисковую ситуацию, имеют характер постепенного усложнения задействованных мыслительных операций.

Нетрадиционные приёмы обучения фонетике классифицируются по трем направлениям. В приёмах первого направления учащиеся осуществляют поисковую операцию в рамках одного раздела русского языка, в данном случае, фонетики. Варианты заданий по фонетике:

Приём 1

Задание. Посмотрите на рассыпанные буквы. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки по убыванию в них количества звуков.

а)              к в а е т с к н к а

Она к нам весело пришла –

Зима ручьями истекла.

б)              с п у е г р с у о х б

Встал в пургу он на пути –

Ни проехать, ни пройти.

Правильный ответ: сугроб, весна.

При выполнении данного упражнения у младших школьников не только формируются фонетические знания, но и совершенствуются аналитико-синтетические умения, развиваются внимание, память, устная речь.

Приём 2

Задание. Прочитайте предложения. Запишите их, ориентируясь на количество гласных, обозначающих два звука. В первом предложении один, во втором их три, в третьем – два. Подчеркните слова, в которых имеется гласный, обозначающий два звука [2].

Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.

Листья выросли на нем большие, круглые.

Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.

Правильный ответ: Ранней весной Демьян посадил на грядке четыре семечка подсолнечника и только одно пошло в рост.

Листья выросли на нем большие, круглые.

Вскоре из круглого зеленого бутона развернулся яркий, красивый жёлтеющий цветок.

Выполняя данное упражнение, наряду с определением количества гласных, обозначающих два звука в словах, школьники совершенствуют свои умения в осуществлении операций анализа и синтеза. Данные умения являются важной составляющей процесса обучения в целом, так как, овладевая этим умением в совершенстве, у учащихся улучшается процесс усвоения новых знаний не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам.

Приём 3

Прочитайте. Найдите и выпишите слова, в каждом из которых имеется по  2 глухих непарных звука.

Циркуль, шарф, щавель, хищный, курица, чистый, чаща, холм, цирк, чехол, чечётка.

Правильный ответ: хищный, чаща, чехол, чечётка.

Выполнение упражнения начинается с анализа слов, представленных в задании. Дальнейшая аналитическая работа продолжается в нахождении в каждом слове указанных данных, а именно, двух глухих непарных звуков. Результатом выполнения данного упражнения является нахождение указанных слов и совершенствование умения в проведении аналитико-синтетических операций.

Приём 4

Задание. Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание и выполните его. Выпишите слова, в которых все согласные имеют одинаковую характеристику по глухости-звонкости и подчеркните во всех словах буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного.

Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки.

Пришла долгожданная весна.

Причина ------> Следствие

Правильный ответ: Пришла долгожданная весна. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки.

Крыш – капели.

Основная мыслительная операция при выполнении такого рода упражнений сводится к установлению причинно-следственных связей между двумя предложениями. Формирование, собственно, фонетических знаний, осуществляется в процессе выполнения операций анализа и синтеза.

В заданиях второго направления поисковая деятельность осуществляется в рамках двух разделов русского языка: фонетики и морфемики. Задания по морфемике и фонетике направлены на взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному анализу слова. Эти два вида анализа в значительной мере сочетаются друг с другом и обеспечивают совершенствование как фонетических, так и знаний по морфемике.

Приём 5

Задание. Прочитайте слова. Выделите в этих словах корень и приставку. Выпишите слова, в корне которых больше звуков, чем в приставке [3].

Пролетел, отдал, напечатал, дочитал, съел, прибежал, передумал, нарисовал.

Правильный ответ: на¬печат∩ал, до¬чит∩ал, на¬рис∩овал.

Выполнение данного упражнения требует от учащегося максимальной сосредоточенности и распределения внимания. Наряду с ними активно работает оперативная память и устная речь. Интеллект, морфемика и фонетика совершенствуются во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Приём 6

Задание. Прочитайте слова. Выпишите те из них, в корне которых все согласные непарные. Объясните, в чем их отличие.

Зимний, женская, шерстяной, лень, денёк, вечереет.

Правильный ответ: женская, лень.

Отличие: в корне «жен» слова женская все согласные непарные. Звук [ж] — непарный по твердости — мягкости, а звук [н] — непарный по глухости-звонкости, лень – звук [л] – согласный, звонкий, непарный и звук [н] – согласный, звонкий, непарный.

Созданная в упражнении ситуация поиска указанной учителем морфемы – это своего рода загадка. В отгадке два слова, которые найдены в процессе напряженной работы мысли и речи. А отгадывать загадки – одно из любимых увлечений детей.

Приём 7

Задание. Прочитайте слова. Выпишите слово, в приставке которого первый звук имеет такую характеристику: согласный, глухой, парный, твердый, парный. Выделите морфему.

Заполнить, въехать, запить, вспомнить.

Правильный ответ: Вс¬помнить.

При выполнении этого упражнения учащиеся должны выявить всего одно слово, но при этом им необходимо проанализировать морфемный состав всех слов и установить звуко-буквенный состав всех приставок. Аналитическая деятельность усиливает языковой аспект учебных действий школьников. В результате выигрывает и интеллект, и лингвистика.

При выполнении приемов третьего направления, у учащихся параллельно совершенствуются знания и умения по трем разделам русского языка: фонетике, морфемике и морфологии. Данный подход позволяет экономно расходовать драгоценное время урока и усилить обучающее-развивающий аспект выполняемых детьми упражнений.

Приём 8

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Первым запишите предложение, в котором окончание глагола имеет три звука.

Эти животные живут небольшими стадами. За окном уже вечереет.

Правильный ответ: За окном уже вечереет. Эти животные живут небольшими стадами. В окончании глагола вечереет буква е обозначает два звука, так как стоит после гласной.

Приём 9

Задание. Прочитайте предложения. Выпишите предложение, в котором существительные в корне и суффиксе имеют одинаковое количество звуков.

Дети всегда рады помочь родителям. Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. Брат и сестра помогли друзьям достать котенка с крыши дома.

Правильный ответ: Дедушка и бабушка любят делать подарки своим внукам. В именах существительных бабушка и дедушка корень и суффикс имеют по 3 звука.

Приём 10

Задание. Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в корне которых все согласные звонкие. Выделите эти звуки.

Берёза, писать, верил, лимон, горевать, умный, направлять, дарил, звонил, мечта.

Правильный ответ: Верил, горевать, дарил, звонил.

Приём 11

Задание. Прочитайте предложения. Найдите и выпишите 3 глагола единственного числа и  1 глагол множественного числа, в окончании которых количество букв не соответствует количеству звуков.

В весеннем лесу ветер свободно гуляет. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шмели. Прилетают первые бабочки. Как всё нарядно!

Правильный ответ: Гуляет, подхватывает, освещает, прилетают.

Опыт показывает, что нетрадиционные приемы, направленные на формирование фонетических знаний младших школьников на уроках русского языка, очень разнообразны по содержанию и по способу выполнения. Их применение значительно повышает интерес детей к данной дисциплине, усиливает ее развивающую направленность, помогает улучшить знания школьников по разным разделам лингвистики. Работая с такого рода приемами, дети убеждаются, что русский язык – это особый, очень увлекательный, неповторимый мир, где всегда есть место поиску, размышлениям и бесконечному познанию.