Решение задач развития демократического общества, отвечающего потребностям всех граждан, возможно, если последующие поколения вырастут активными гражданами. Важнейшим направлением государственной политики в области образования является поиск путей, обеспечивающих становление юных граждан как субъектов демократии. Это находит подтверждение и в образовательных стандартах нового поколения: возрастает понимание значимости деятельности школы в создании условий для воспитания демократической культуры школьников, актуализируется проблема поиска практических путей ее формирования в учебном процессе.
Демократическая культура учащихся играет важную роль не только в развитии государства, но и в становлении личности. Умение находить общий язык, высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу - это те умения, которые считаются наиболее важными для жизни в современном обществе.
Процесс формирования демократической культуры тесно связан с развитием ученического самоуправления. Именно в школе, ученику предоставляется возможность построить внутри класса или школы систему самоуправления «маленькой моделью» государства.
Существуют разные подходы к демократизации образования, которые рассматривали в своих трудах зарубежные и российские исследователи. Родоначальником целостной теории демократического обучения считается Джон Дьюи. Он считал, что особую роль в становлении гражданина играет опыт демократической жизни, а так как «школа – демократическое общество в миниатюре», то она должна стать «лабораторией демократии».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и участии в ученическом самоуправлении. По ФГОС ученическое самоуправление играет значительную роль в обеспечении готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться», развитии готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты[4].
Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» еще в 1992 году. Ученическое самоуправление закреплено в статье 35 пункт 2 и статье 50 пункт 4 федерального закона «Об образовании» [2], статье 9 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (No 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)
Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного самоуправления представляют тех, кто их избрал и защищают интересы своих избирателей. Они имеют право сказать директору школы: «Мы выражаем мнение учеников (педагогов, родителей)» - и влиять на решение всех школьных вопросов, которые затрагивают интересы учеников (педагогов, родителей).
Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу другу друга, взаимодействуют. Причём именно самоуправление должно оказывать большее влияние на работу директора, а не наоборот. Ведь самоуправление формулирует от имени педагогов, учеников и родителей заказ участников образовательного процесса к данной конкретной школе - тот заказ, который директору предстоит выполнять.
Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:
1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.
2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.
3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.
4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями [3].
В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.
Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:
- постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;
- расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
- постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);
- изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;
- изменение характера отношений в коллективе;
- изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.
Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного коллектива. Ребята активно участвуют в составлении плана, сами проводят заседания совета старшеклассников, а что самое главное они самостоятельно анализируют проведенное мероприятие, находят то, что получилось организовать, и то, что не удалось. В чем были сделаны ошибки, и чему необходимо уделить особое внимание. В школах проходят анкетирования, где дети имеют возможность высказать свое мнение по поводу мероприятий, пожелания о последующих. Тем самым учащиеся учатся жить по принципам демократического общества. Дети не боятся высказывать своего мнения, не боятся брать на себя ответственность[2].
Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления в исследованиях ведущих педагогов (К.Д.Ушинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий), мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общих целей. При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранными конкретной школой, вызванными национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителей.
Участие подростков в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.