Полный текст статьи
Печать

Современный учебный процесс требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных в частности с использованием электронных образовательных ресурсов(ЭОР). Преподавание биологии в 8 классе требует визуализации обучения, так как строение внутренних органов и физиологические процессы в них протекающие, трудны для восприятия без наглядности. Повышение эффективности образования можно ожидать лишь при условии использования качественных ЭОР. Анализируя имеющиеся на сегодняшний день и применяемые мною ЭОР следует выделить традиционные: презентации, компьютерные тесты, видеофрагменты, тренажеры. Использование данных средств позволяет представить изучаемый материал как систему ярких образов, дающих необходимую информацию, что облегчает восприятие материала.

Уроки с использованием ЭОР позволяют сделать общение учителя и ученика более содержательным, индивидуальным и деятельным: электронные ресурсы можно использовать как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, если позволяет подготовленность учащихся и материальное оснащение кабинета. Работая индивидуально, каждый выбирает для себя свой темп освоения материала и уровень, т. к. используя гиперссылки можно получить более глубокие знания по изучаемому вопросу или же дает возможность возвращаться к отдельным моментам для лучшего их усвоения. Естественно при такой форме работы повышается интерес к предмету и мотивация обучения в целом, современные дети стараются получить интересующую их информацию из компьютера, да и интерес к самому компьютеру и его возможностям очень актуален. Следующим плюсом использования ЭОР на уроках биологии, я считаю эффективность организации самого урока, подача материала в виде мультимедийной презентации,  сокращает время обучения,  позволяет сэкономленное время дифференцированно расходовать: кому то предложить задания повышенной трудности, кому то тренажеры для закрепления изученного, а кому то просмотреть тему еще раз . Современным качественным электронным ресурсом является «Анатомия. Модели», этим приложением можно пользоваться на каждом уроке, в нем есть все: и презентация материала, и тренажеры, и конструктор различных моделей.

Использования компьютерных тестов позволяет быстро и качественно провести контроль знаний по изученной теме прямо на уроке, оценить учащихся и освободить время учителя, кроме того каждый видит свой результат работы на уроке и может определить объем домашнего задания. Например, Биотестер, где при выборе ответа можно сразу увидеть правильно ученик выбрал ответ или нет, здесь же сразу дается разъяснение в чем ошибка по окончанию тестирования подводятся итоги, и ученик видит процент выполнения теста и соответственно оценивает степень усвоения знаний по данной теме.

Особое внимание хочется уделить различным видам тренажеров, именно эти электронные ресурсы помогают отрабатывать знания биологических терминов и процессов, делая процесс обучения более качественным, предоставляя ученикам возможность учиться с удовольствием. Следует сказать, что качественных тестов, отвечающих современным требованиям недостаточно, поэтому приходится не только использовать готовые, но и конструировать самим, а это требует соответствующей подготовки.

 Помимо традиционных ЭОР, в последнее время появились и инновационные, обеспечивающие все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия и контроль учебных достижений. Это обеспечивает расширение сектора самостоятельной учебной работы.                                          

 Я отобрала для своей работы ЭОР нового поколения открытый образовательный модуль мультимедиа-систем (ОМС) сайта ФЦИОР. Он соответствует и традиционным и инновационным критериям. Его можно использовать на разных этапах учебного процесса, так как он состоит из трех частей: информационной ( для изучения нового материала), практической ( для выполнения практических и лабораторных работ, для закрепления практических умений с помощью тренажеров) и контрольной ( для проверки полученных знаний). Модуль содержит яркие иллюстрации, процессы показаны с помощью анимации, термины и понятия выделены, что сразу обращает на них внимание учеников. Учебная информация изложена сжато, четко в соответствии с единой методикой от простого к сложному, к практическим заданиям дается инструкция по выполнению, контрольные задания очень разнообразны включают в себя и кроссворды и филворды, и творческие задания. Модуль имеет хорошую навигацию и панель управления. Большой плюс данного образовательного ресурса в том, что он легко скачивается, информационный объем составляет 1-7 Мб, поэтому его загрузка через сеть не представляет трудностей. Этот модуль можно использовать для индивидуализации обучения, то есть каждый ученик может выбрать свой образовательный маршрут, менять скорость изучения нового материала, возвращаться к непонятным местам неоднократно. Ещё качественным ресурсом является Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, этот ресурс можно использовать на разных этапах учебного процесса: и для изучения нового материала, и для отработки умений, и для проверки знаний. Каждый урок содержит информационную составляющую, хорошо иллюстрирован, содержит тренажеры, видеофрагменты, и тестовую часть для проверки знаний. В качестве недостатка я бы отметила излишнюю научность информационных текстов и изобилие биологических терминов

Использование электронных образовательных ресурсов дает очень много преимуществ: и визуализация строения и процессов, и экономия времени, и возможность индивидуально подходить к процессу обучения, и возможность ученикам использовать современное средство обучения-компьютер.