Полный текст статьи
Печать

Учебно-воспитательный процесс в современной школе охватывает развитие всех сторон личности ребёнка: умственную, нравственную, физическую и, конечно, эстетическую сторону. Значение музыкально-эстетического воспитания для развития и формирования личности сложно переоценить. Музыка оказывает влияние практически на все стороны личности – от ее умственного до физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Роль музыки в творческом развитии и становлении личности бесспорна, независимо от того, занимается ли человек музыкой на профессиональном уровне, либо просто участвует в самодеятельном коллективе. Это и многое другое говорит о необходимости музыкального образования на самых различных уровнях – от детских дошкольных учреждений до развития музыкальной андрагогики.
Целенаправленное музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях осуществляет учитель музыки. Он проводит музыкальные занятия, на которых дети получают знания о музыкальном искусстве, происходит развитие их музыкальных способностей. Учитель музыки организовывает школьные музыкальные мероприятия, на которых дети могут показать то, чему научились в ходе уроков музыки.
Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи:
образовательная: вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков.
воспитательная: формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Цель учителя в современном преподавании на уроках музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.
Конструкцию конкретного школьного урока можно представить четырмя его составляющими: 
организационной, которая состоит из внешних элементов: структура, тип, вид урока; 
содержательной, комплекс информационного материала, на котором строится урок: музыкальные произведения, литературные источники, живописные полотна, нотные тексты;
методической, содержит цель, задачи, методы, приемы. 
педагогической, приемы и средства урока.

Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршаще – ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация.
Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое – нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.
Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы.

Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.

Используя методику анализа музыкального произведения, учителю музыки необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации – темы – музыкальные образы и музыкальная драматургия).

Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве,Г.Огородного,Ю.Алиев) Необходимо тщательно отбирать вокально – хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое , сольное.

На уроках музыки наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. Учащиеся могут использовать разные виды деятельности, как в группах, так и в индивидуальных формах подготовки.

На уроках музыки наиболее эффективно используются информационные технологии –это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)и др.

На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».