Полный текст статьи
Печать

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд:

  • обеспечение успешности каждого учащегося в обучении;
  • сохранение и укрепление здоровья детей при организации его учебной деятельности;
  • обеспечение не механического усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

   У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают обычный стандарт, а есть среди наших воспитанников и одарённые дети, на качество образования, которых влияют многие факторы. Современный ребёнок попадает под пресс неблагоприятных моментов. Многие дети живут и воспитываются в неполных семьях, а общение с родителями заменяет просмотр телепрограмм. Всё быстрее в нашу жизнь входят компьютеры, книги детей интересуют всё меньше. Снижается их познавательная активность.

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников в ВУЗы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования? Самым актуальным является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношения с учителем. Каждый, кто причастен к воспитанию и развитию ребёнка, обязан знать меру его здоровья и что любой ученик – индивидуален. Поэтому важно на уроках применять технологию индивидуализированного обучения.  Именно она поможет педагогу  найти индивидуальный подход к каждому ребенку и увидеть его способности.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Именно поэтому я уже  несколько лет работаю над проблемой «Индивидуализация  и дифференциация обучения учащихся  на уроках русского языка и литературы», в основе  которой лежит успешность развития личности школьника.

Моя технология строится на принципах коммуникативной направленности, индивидуализации и дифференциации, взаимодействия, сотрудничества и самовыражения. Для себя определила круг задач:

- обучать каждого ученика на уровне еговозможностей и способностей;

- научности и новизны;

- практической направленности;

- интегрированных связей уроков и внеклассной работы;

- комфортности в классе, доброжелательности, взаимопомощи.

Одним из путей, ведущих  к повышению и развитию интереса к русскому языку и литературе,  является отбор содержания учебного материала, его преобразование. Хорошо подобранный материал , средства обучения помогают мне решать многие задачи на уроке. При этом я руководствуюсь принципами:

- каждому ученику предоставляется право выбора уровня сложности;

- объём и трудность заданий увеличиваю от уровня к уровню;

- задания разного уровня помечаю разными знаками;

 Работу с заданиями провожу в системе 3 уровней:

- первый уровень – задания творческого характера ;

- второй уровень – задания, отвечающие требованиям стандарта образования на уровне применения и анализа знаний;

- третий уровень – задания отвечают требованиям стандарта образования на уровне  ЗУН.

В своей практике  на уроках  я использую ИКТ, это помогает мне также   осуществлять  разноуровневое  обучение. Обучение  с использованием  компьютера  даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.

Построение схем, таблиц в презентации экономит время урока.  Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Использование электронных тренажёров по русскому языку и литературе (кроссвордов, иллюстраций рисунков, тестов, занимательных заданий) воспитывает интерес к урокам.  Компьютерные технологии позволяют мне делать уроки более насыщенными, эмоциональными.

 

На уроке продуктивно сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Найдены оптимальные возможности сочетания фронтальной работы с классом и групповых и индивидуальных форм учебных занятий. При этом одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности, индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной так, чтобы каждый был оптимально занят на уроке.

Фронтальная работа с классом (обязательная для всех учеников) сочетается с известным варьированием материала для группы наиболее успевающих, особо интересующихся тем или иным вопросом учащихся, которые более глубоко изучают мате-риал по дополнительным источникам, расширяют знания, а также с индивидуальной работой с отдельными учащимися (для восполнения пробелов или расширения и углубления знаний). Так, некоторые разделы программы группы учащихся изучают по разным источникам, решают качественно различные задачи на одно и то же правило, ставят различной сложности опыты по одной и той же теме, получают различную дозу домашних заданий. В порядке индивидуальной работы ученики изучают дополнительную литературу, проводят опыты, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения, готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам.

Подобная предельная индивидуализация в условиях обычного школьного обучения возможна, и нужна. Для организации такой деятельности достаточно учесть лишь основные типы мыслительной деятельности школьников.

Именно проектная – исследовательская деятельность в полной мере позволяет выявить и развить в каждом ребёнке свою неповторимую индивидуальность. Поэтому моё педагогическое кредо звучит так: «Найти в ребёнке талант, взрастить его, оберегать и постоянно развивать». Создание проекта, является следствием проведённого исследования. Поэтому роль учителя как можно раньше определить и самое основное не «погасить» стремление детей к самообучению, активно стимулировать исследовательское поведение ребенка, предлагая ему различные исследовательские и проектные задачи. В этом и заключается тьюторская позиция педагога по отношению к обучающемуся – позиция партнера, старшего друга, советчика и консультанта.

Тематика проектно – исследовательских работ моих учащихся разнообразна, поэтому каждый сможет проявить свои индивидуальные творческие способности.

Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является  создание на уроке ситуации выбора с помощью  дифференциации  заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания - карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания  выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.

Например, использование  данной технологии на разных этапах урока. 

Дифференцированная  работа  в  парах  или  группах.

    Работа  по  отработке  знаний и умений  обучающихся. 

                          Карточка  № 1

                          ЗЕЛЕНАЯ   

 

Выберите  правильное  написание  и  обозначьте  условия  выбора  букв  з  и  с. (упр.424)

Запишите  данные  слова в  2  столбика. Какие  слова  являются  «лишними»?  Почему?  (упр. 426)

    Используя  слова  в  рамке,  составьте  3  распространенных предложения.      Запишите их, обозначьте  орфограмму. 

                                       Карточка  № 2

                                        ЖЕЛТАЯ

Запишите  данные  слова в  2  столбика. Какие  слова  являются  «лишними»?  Почему?  (упр. 426)

Составьте  текст  на  тему  «Урок  русского  языка», используя  слова и словосочетания  из  упр.427. Обозначьте в словах  изученную орфограмму.

Работа  над  текстом.

- Выпишите  из  данного  текста  слова с  изученной  орфограммой.

- Какие еще правила правописания  приставок  вспомнили?  Приведите  свои примеры.

1) Много поразительных открытий сделали ученые на древней египетской земле. 2) Раскопки вскрыли остатки каменной кладки. 3) Ученый рассчитывал найти остатки пирамиды. 4) Трудно было разгадать тайну пирамиды. 5) Известняковую скалу расчищали от песка и вырубали в ней отверстия. 6) Из небольших отверстий сверху свет ниспадал на мраморный пол храма. 7) Надписи пирамид восхваляли фараонов. 8) Здесь можно увидеть сценыжизни простых людей. 9) До наших дней на каменных страницах стен сохранились рассказы о жизни египтян. 10) Тяжелые стволы колонн сбросили на землю. 11) Здание было разрушено. 12) Для строительства нужно было сделать точные расчеты. 13) Ученые обнаружили бесчисленные мраморные обломки. 14) Во время землетрясения статуя сдвинулась с места и верхняя ее часть рухнула на землю. 15) Работы не прекращались.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света») 

                              Карточка  № 3

                                        КРАСНАЯ

Найдите в «Орфографическом  словаре»   10 слов с данной орфограммой.  Запишите  их, обозначая  орфограмму.

Прочитайте  текст  ознакомительным  чтением, озаглавьте  его.  Спишите , вставляя пропущенные  буквы, обозначая  условия  выбора.

У нас часто леса гибнут от бе.жалостного обращения с ними. Люди бе.сознательно бросают спичку, и от ее огня п.гибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево ле.ко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками м.лодых деревьев след.т лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, нам.чает, где надо ра.чистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вр.дителями леса. Гусеницы иногда с.едают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни мол.дых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они пр.красные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Распределите  в  3  столбика  данные  слова. Запишите в тетрадь  только  те, которые  не  относятся  к  изученной  орфограмме.

 

Сбавить,  разбавить,  создавать,  беспредельный,  сбиться,  здание, исцарапать,  бесконечный,  изжарить,  сберегать,  здороваться, сжечь, истомиться, воспарить, сдача, нисходить, низший, сгинуть, ни зги (не видно), разбежаться, сдвоить, раздвоиться, сдельщина, сдоба, здешний, сделать, взбежать, вспарывать, взбираться, вскричать.

            6.  Работа  с сигнальными  карточками. 

Бесценный,  избежать, исчерпать, низкий,    возрождение, избежать, здесь,               бесчеловечный, бесформенный, воскликнуть, бесчисленный, безвкусный, бестолковый, безграмотный, распороть, возлюбить, бесцельный, бездарный,  сбить, здоровье, беспокойный,

-Какие  слова не относятся  к данной орфограмме? Почему,  докажите  свою мысль

             7.Подведение  итогов  урока. 

- Какую  орфограмму  изучили  на  уроке?  Расскажите  правило и приведите примеры.

- Как  соотносится  высказывание  К.Чуковского  с темой  нашего  урока

«Приставки   придают  русской   речи   столько   богатейших  оттенков. Чудесная   выразительность  речи  в  значительной  мере  зависит  от  них.  В разнообразии  приставок  таится    разнообразие  смысла.»?

- Прокомментируйте  высказывание, согласны  ли  вы  с ним?

- Выстройте  « Ступени  интеллекта»  . Все ли задачи выполнены?

- Оцените  свою  деятельность на  уроке, приклейте  смайлик к  соответствующей  записи.

1.ВСЕ ПОНЯЛ(А)  ,             2.  ВОЗНИКЛИ              3.   НЕ ПОНЯЛ(А)

БЫЛО  ИНТЕРЕСНО              ЗАТРУДНЕНИЯ            МАТЕРИАЛ

            8. Задание  на  дом

-Подберите  к  данным  словам  однокоренные  слова  с разными  приставками, распределите их в два столбика. Запишите, обозначая  орфограмму в приставках. Подчеркните   проверяемые  безударные  гласные  в  словах.  ( стр.176, упр. 42)

 Действительно, использование данной технологии помогает педагогу повысить мотивацию  по предмету и качество знаний. А это самое главное в работе каждого учителя. Бесспорно, система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.

Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.