Полный текст статьи
Печать

Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ с 1 сентября 1985 г. и получила название «Основы информатики и вычислительной техники». Стратегической целью этого являлось всестороннее овладение молодежью вычислительной техникой, как важным фактором ускорения научно-технического прогресса в стране. 

За 25 лет своего существования менялись ценностные ориентиры обучения информатике: алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура. 

Академик Н.Н.Моисеев сказал: «Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, информатика ... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе». 

Развитие общества неуклонно расширяет и углубляет сферу инноваций в педагогической деятельности. Первой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 

Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены дидактическим потенциалом предмета, широкими межпредметными связями, значительной прикладной составляющей, применимой в различных областях деятельности человека. 

Современному обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, способные к творческой самореализации. Это становится возможным только при построении системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 

Индивидуализация предполагает, что главным на уроке становится ученик, который сам определяет для себя формы и темп работы, уровень трудности, самостоятельно изучает новый материал и применяет полученные знания, получает адекватную оценку своей работе. 

Пути решения данной проблемы на уроках информатики реализованы мною в виде модификации интегральной технологии обучения В.В. Гузеева. Она позволяет реализовать принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. 

Повышение качества обучения немыслимо без организации такого учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся не просто учитываются, а используются как наиболее эффективный инструмент.

Использование методик нейролингвистического программирования позволяет проанализировать способность учащихся воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Определения модальности восприятия информации проводится путем наблюдения, собеседования или тестирования. При анализе особенностей восприятия школьников выделяют следующие группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Неоценимую помощь при проведении диагностики оказывает школьный психолог. 

На уроках информатики для обучения детей с доминирующим визуальным восприятием использую схемы, диаграммы, различные демонстрации и изображения. Ученики-визуалы особо склонны к алгоритмическому и логическому мышлению, программированию. 

Для аудиалов особое внимание уделяю «звуковому» наполнению урока: темпу речи, акцентированию, использованию устного опроса и  четкой последовательности изложения. Они хорошо проявляют себя на пользовательском уровне. 

Особенности кинестетиков учитываются при проведении динамических пауз, использования поисковых заданий и проблемных ситуаций,  обязательно личное общение, эмоциональная окраска урока. Они удачно реализуют различные проектные задания, творческие работы. 

За счет адекватности требований учителя возможностям ученика и определения оптимальных путей получения информации процесс обучения становится более эффективным. Это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.

На уроках информатики уровень теоретической и практической подготовки ребят сильно варьирует. Чтобы поддержать интерес к предмету каждый ученик должен получить индивидуально подобранную информацию. 

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация чаще всего реализуется в разделении обучающихся на группы с целью изучения материала на разных уровнях (низкий, средний, высокий), часто  это обусловлено  субъективными  факторами. 

Цель четырехуровневой дифференциации – определение ближайших целей развития учащихся, их реализация  и постепенный переход к более высокому уровню. Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков (Б. Блум). 

1 уровень  - минимум («3»): ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ

2 уровень – оптимальный(«4»): + АНАЛИЗ

3 уровень – высокий(«5»): + СИНТЕЗ, + СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ОЦЕНКА 

4 уровень – увлеченный:  проявление исследовательских умений и навыков, творческой активности, интеллектуальной инициативы, самостоятельная проработка материала выше уровня школьной программы. 

При таком подходе ребята осознают, что не их делят на уровни, а изучаемый материал! Другой плюс этого подхода в том, что ученик, ограничивающийся только программой, получив «5», начинает осознавать, что еще не достиг «вершин» и ему еще есть над чем работать. Он начинает по-другому готовиться к урокам.  Он перестает самоуспокаиваться!  ЗНАНИЯ для него становятся ВАЖНЕЕ оценки! 

В соответствии с данной уровневой дифференциацией предполагаемые результаты обучения должны быть сформулированы для каждой темы курса по каждому уровню. Многоуровневое планирование результатов обучения обеспечивает высокий уровень самостоятельности учащихся при их достижении, а индивидуальный темп работы – осознанность и прочность полученных знаний. 

Подбор методов обучения неразрывно связан с содержанием материала и возможностями учащихся. Проблема закрепления материала нередко состоит в малом количестве выполненных заданий по новому материалу. Для уроков информатики (1-2 часа в неделю) это очень актуальная проблема. 

В основе предлагаемого мной метода индивидуального тренинга лежит следующий принцип психологии: «Сложные навыки вырабатываются гораздо легче, если входящие в их состав простые отработаны до автоматизма». 

Тренинг – это группа элементарных однотипных  заданий, на выполнение которых выделяется минимум времени. Отдаленно тренинг напоминает тест, но первоочередная его функция – доведение до автоматизма элементарных навыков и самоконтроль достигнутых результатов. При выполнении тренинга разрешено и даже рекомендуется пользоваться теорией учебника, чтобы найти самостоятельно ответ. 

Тренинг позволяет рассмотреть новый материал с различных позиций и акцентировать внимание на особо важных моментах, которые при традиционном закреплении могут остаться незамеченными. Все внутренние и внешние связи изучаемого материала представляются в системе. Индивидуально выработанные ЗУН прочнее и т.к. доля самостоятельной работы на уроках составляет более 85%,  их последующее применение в групповых формах работы дает высокие результаты. С вариантами тренингов по информатике можно познакомиться в учебном пособии  «Основы алгоритмизации» (http://inform-school.narod.ru), также на сайте https://learningapps.org/ тренировочных тестов, заданий и т.д. .

После выработки элементарных навыков четырехуровневые задания позволяют их применить в различных комбинациях. Применение данной технологии позволяет помимо выработки прочных знаний сделать обучение щадящим для здоровья ученика, как физического, так и психологического, за счет индивидуализации темпа и уровневой дифференциации заданий, формируют навыки самообразования и самоконтроля. 

К сожалению, наши школьные учебники не приспособлены для самостоятельного изучения материала учениками. Необходимы концептуально-новые учебные комплексы, в том числе и по информатике. 

Самостоятельность – это необходимое условие формирования всех ключевых образовательных компетенций. Это неотъемлемое требование современной реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость.