Информатика как учебный предмет была введена во все типы средних школ с 1 сентября 1985 г. и получила название «Основы информатики и вычислительной техники». Стратегической целью этого являлось всестороннее овладение молодежью вычислительной техникой, как важным фактором ускорения научно-технического прогресса в стране.
За 25 лет своего существования менялись ценностные ориентиры обучения информатике: алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура.
Академик Н.Н.Моисеев сказал: «Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, информатика ... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе».
Развитие общества неуклонно расширяет и углубляет сферу инноваций в педагогической деятельности. Первой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены дидактическим потенциалом предмета, широкими межпредметными связями, значительной прикладной составляющей, применимой в различных областях деятельности человека.
Современному обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, способные к творческой самореализации. Это становится возможным только при построении системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуализация предполагает, что главным на уроке становится ученик, который сам определяет для себя формы и темп работы, уровень трудности, самостоятельно изучает новый материал и применяет полученные знания, получает адекватную оценку своей работе.
Пути решения данной проблемы на уроках информатики реализованы мною в виде модификации интегральной технологии обучения В.В. Гузеева. Она позволяет реализовать принципы самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Повышение качества обучения немыслимо без организации такого учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся не просто учитываются, а используются как наиболее эффективный инструмент.
Использование методик нейролингвистического программирования позволяет проанализировать способность учащихся воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его. Определения модальности восприятия информации проводится путем наблюдения, собеседования или тестирования. При анализе особенностей восприятия школьников выделяют следующие группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Неоценимую помощь при проведении диагностики оказывает школьный психолог.
На уроках информатики для обучения детей с доминирующим визуальным восприятием использую схемы, диаграммы, различные демонстрации и изображения. Ученики-визуалы особо склонны к алгоритмическому и логическому мышлению, программированию.
Для аудиалов особое внимание уделяю «звуковому» наполнению урока: темпу речи, акцентированию, использованию устного опроса и четкой последовательности изложения. Они хорошо проявляют себя на пользовательском уровне.
Особенности кинестетиков учитываются при проведении динамических пауз, использования поисковых заданий и проблемных ситуаций, обязательно личное общение, эмоциональная окраска урока. Они удачно реализуют различные проектные задания, творческие работы.
За счет адекватности требований учителя возможностям ученика и определения оптимальных путей получения информации процесс обучения становится более эффективным. Это снижает психологическое напряжение при изучении нового материала и делает обучение здоровьесберегающим.
На уроках информатики уровень теоретической и практической подготовки ребят сильно варьирует. Чтобы поддержать интерес к предмету каждый ученик должен получить индивидуально подобранную информацию.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация чаще всего реализуется в разделении обучающихся на группы с целью изучения материала на разных уровнях (низкий, средний, высокий), часто это обусловлено субъективными факторами.
Цель четырехуровневой дифференциации – определение ближайших целей развития учащихся, их реализация и постепенный переход к более высокому уровню. Распределение заданий по уровням сложности производится в соответствии с выработкой ими у учащихся мыслительных навыков (Б. Блум).
1 уровень - минимум («3»): ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ
2 уровень – оптимальный(«4»): + АНАЛИЗ
3 уровень – высокий(«5»): + СИНТЕЗ, + СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА
4 уровень – увлеченный: проявление исследовательских умений и навыков, творческой активности, интеллектуальной инициативы, самостоятельная проработка материала выше уровня школьной программы.
При таком подходе ребята осознают, что не их делят на уровни, а изучаемый материал! Другой плюс этого подхода в том, что ученик, ограничивающийся только программой, получив «5», начинает осознавать, что еще не достиг «вершин» и ему еще есть над чем работать. Он начинает по-другому готовиться к урокам. Он перестает самоуспокаиваться! ЗНАНИЯ для него становятся ВАЖНЕЕ оценки!
В соответствии с данной уровневой дифференциацией предполагаемые результаты обучения должны быть сформулированы для каждой темы курса по каждому уровню. Многоуровневое планирование результатов обучения обеспечивает высокий уровень самостоятельности учащихся при их достижении, а индивидуальный темп работы – осознанность и прочность полученных знаний.
Подбор методов обучения неразрывно связан с содержанием материала и возможностями учащихся. Проблема закрепления материала нередко состоит в малом количестве выполненных заданий по новому материалу. Для уроков информатики (1-2 часа в неделю) это очень актуальная проблема.
В основе предлагаемого мной метода индивидуального тренинга лежит следующий принцип психологии: «Сложные навыки вырабатываются гораздо легче, если входящие в их состав простые отработаны до автоматизма».
Тренинг – это группа элементарных однотипных заданий, на выполнение которых выделяется минимум времени. Отдаленно тренинг напоминает тест, но первоочередная его функция – доведение до автоматизма элементарных навыков и самоконтроль достигнутых результатов. При выполнении тренинга разрешено и даже рекомендуется пользоваться теорией учебника, чтобы найти самостоятельно ответ.
Тренинг позволяет рассмотреть новый материал с различных позиций и акцентировать внимание на особо важных моментах, которые при традиционном закреплении могут остаться незамеченными. Все внутренние и внешние связи изучаемого материала представляются в системе. Индивидуально выработанные ЗУН прочнее и т.к. доля самостоятельной работы на уроках составляет более 85%, их последующее применение в групповых формах работы дает высокие результаты. С вариантами тренингов по информатике можно познакомиться в учебном пособии «Основы алгоритмизации» (http://inform-school.narod.ru), также на сайте https://learningapps.org/ тренировочных тестов, заданий и т.д. .
После выработки элементарных навыков четырехуровневые задания позволяют их применить в различных комбинациях. Применение данной технологии позволяет помимо выработки прочных знаний сделать обучение щадящим для здоровья ученика, как физического, так и психологического, за счет индивидуализации темпа и уровневой дифференциации заданий, формируют навыки самообразования и самоконтроля.
К сожалению, наши школьные учебники не приспособлены для самостоятельного изучения материала учениками. Необходимы концептуально-новые учебные комплексы, в том числе и по информатике.
Самостоятельность – это необходимое условие формирования всех ключевых образовательных компетенций. Это неотъемлемое требование современной реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость.