Вопросам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении иностранным языкам уделялось и уделяется большое внимание как за рубежом, так и в нашей стране. Это объясняется тем, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей нашего предмета в школе.
Обучение иностранному языку в большой степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода. т.к. «…при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения - речь человека, как способ выражения мысли средствами языка…»
В результате проведенных работ общепризнанным является необходимость обучения иностранным языкам на основе учета индивидуально –психологических особенностей обучаемых и дифференцированного подхода к формулировке целей обучения, отбору содержания обучения, к методической организации, выбору методов и приемов, формированию навыков и умений обучаемых, методике контроля сформированности навыков и умений учащихся.
Как же реализовать индивидуальный подход на уровне целей обучения иностранному языку?
Под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуально- психологических особенностей учащихся.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности и реальными возможностями каждого ученика.
Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор и распределение речевых ситуаций, коммуникативных задач.
Но без учета свойств личности ученика, а также без его психических аспектов индивидуализация обучения не представляется возможным.
Принципы индивидуального подхода и дифференцированного взаимосвязаны между собой и направлены на рационализацию учебного процесса. Оба принципа воздействуют на все компоненты системы обучения иностранным языкам от цели до контроля обучения.
Индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, интерес, общее развитие, степень уверенности в своих возможностях, способность, культурные особенности, уровень обученности, способности к обучению, языковая способность, интеллектуальные способности, отношение к предмету, работоспособность, трудолюбие, механизмы речевой деятельности.
Поэтому в рамках развития ФГОСа именно учитель должен задуматься о построении урока так, чтобы была возможность взаимодействия с каждым учащимся.
Хочу остановиться на способах вовлечения в процесс изучения английскому языку учащихся среднего и старшего звена. Опыт работы показывает, что основная масса учеников при переходе в среднее звено обучения не владеют в должной мере теми лексическими и грамматическими навыками, которые должны быть сформированы к 5 классу, а значит возникает необходимость повторения и переучивания пройденного. Чтобы учащимся было легче и интереснее запомнить, мне приходится продумывать каждый урок, находить разные методы и приемы, применять игры и новые технологии. При повторении лексики провожу игры: «Капитан Грант», «Меткий стрелок», «Лучший альпинист», «Построим мостик из слов», «Летим на Луну».
В 6 классе применяю «Синквейн», «Кластер», карточки с заданиями, по которым работают и парами и группой. При повторении грамматики использую «Вотум». Учащимся очень нравится работать с пультами, а самое главное , что они сразу узнают свои результаты. Это стимулирует их и они с каждым разом выполняют задания лучше. На заключительном уроке по теме «Путешествия» в 6 классе я опробовала метод проектной деятельности. Ребята были разделены на 4 группы, каждой группе был вручен конверт с картинками видов транспорта, достопримечательности городов и стран, интересные места природы, семейные фотографии и фото друзей. За 10-15 минут каждая группа должна не только поместить на плакат картинки, но и подготовить рассказ о предстоящем путешествии. Проекты и рассказы получились. Ребятам очень понравилась такая работа и я тоже была довольна. Хочу сказать, что начало фраз рассказа я им дала на листочках.
В 7-8 классах применяю игры-конкурсы, проектную технологию, методы «Мудрый совет» или «Мудрая сова».
В старших классах практикую проектную, исследовательскую технологии.
Эти комплексные обучающие методы, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности.
В своей работе я исхожу из необходимости ориентироваться не на среднего ученика, а на всех и каждого. Я стараюсь учитывать особенности учащихся при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий.
Я сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Методы обучения должны быть различными, варьировать, исходя из индивидуальных особенностей учащегося. И каждый учитель ищет свои методы и приемы для достижения целей. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.