Полный текст статьи
Печать

Каждый учитель иностранного языка понимает,  насколько важно постоянно поддерживать  интерес к предмету. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики,  не видя необходимости в изучении этого предмета,  не представляя себе  возможные сферы его применения,  спрашивают: "А зачем мне иностранный язык?" Оказавшись вне класса, школы,  ребёнок сталкивается с трудностями  практического владения языком и реально осознаёт,  что он не может воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни. Да и пример родителей бывает более убедительным, нежели беседы учителя о значимости языка. Снижается уровень мотивации,  а как следствие этого,  интерес к иностранному языку падает.

Проблема поддержания интереса к предмету волнует и меня. Чтобы его поддерживать и мотивировать учащихся на его изучение,  я считаю недостаточным использование только учебных материалов, предусмотренных программой. Поэтому я пытаюсь выйти за её рамки и использовать в своей педагогической деятельности накопленные педагогами методические приёмы. Чтобы сделать урок более интересным  и эффективным,  я использую аудио, аутентичные статьи из газет и журналов. Использование   компьютеров  на уроках и во внеурочной деятельности очень перспективно. Многие учащиеся имеют дома компьютеры и возможность выхода в Интернет,     поэтому я попыталась внедрить в свою педагогическую деятельность одну из технологий, заслуживающую,  на мой взгляд,  особого  внимания  - проектную методику, которая  позволяет использовать в учебной деятельности вышеперечисленные средства.

На протяжении нескольких  лет я использую проекты  при обучении иностранному языку. Замена традиционного урока создает побудительный фон к деятельности. Ведь в процессе такой работы учащиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество, а главное, они получают удовлетворение от своей работы. Я, как учитель-практик,  обратилась именно к проектной методике, полагая, что это будет способствовать достижению более высоких результатов в овладении языком.

Ознакомившись с педагогической литературой по данному вопросу в журналах " Иностранные языки в школе", опытом работы моих коллег, я успешно применяю проектную методику в своей деятельности.

    Метод проектов возник в начале XX века, когда философы и педагоги начали искать способы развития активного мышления ребенка. Была поставлена задача научить не только запоминать и воспроизводить, но и применить в школе знания на практике для решения жизненных проблем. Для этого обратились к совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы.

 Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С. Полат, определяет метод проектов как "определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата".

Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

  1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи,  требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.
  4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач  исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов    исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

В трудах автора можно увидеть следующие типы проектов: По доминирующему методу в проекте:

Исследовательские

Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, методы обработки результатов.

Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. (Сочинения, видеофильмы, стенные газеты и т.д.)

Ролево-игровые

В этих проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут "вырисовываться" ближе к концу работы. (Литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения и т.д.)

Практико-ориентировочные

Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы участников. Проект требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности участников, определяющий функции каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Результатом таких проектов могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий и т.д.

По предметно-содержательному аспекту:

Монопроекты

Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуры, лучше с поурочным планированием, с чётким определением конкретных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых участниками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую участники выбирают сами.

Межпредметные проекты

Выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. такие проекты требуют чёткой организации всех учителей-предметников, хорошо проработанных форм промежуточного контроля и итоговой презентации.

По характеру координации проекты могут быть:

С открытой координацией

В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией

Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с участниками, он внимательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города). Международные

Можно отметить ряд особенностей использования метода проектов при обучении иностранному языку:

Во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов;

Во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;

В-третьих, работа над проектом - это сочетание самостоятельной работы обучающегося с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения определить проблему, наметить способы её решения, подобрать необходимый материал, обсудить его с членами группы, как лучше представить его.

Взаимодействие педагога и ученика будет наиболее эффективным при наличии у педагога определенных средств и методов работы с детьми определенного возраста , учитывающие индивидуальность школьника.

 

В своей работе над проектом я придерживаюсь следующей схемы:

* Погружение в проект: выбор темы проекта;
* Организация деятельности: структурирование проекта (в данном случае проект – творческий, поэтому не имеет детально   проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. По теории Е.С.Полат)
*Осуществление деятельности: сбор и обработка информации;
*Презентация            
* Оценка проекта.

1. Погружение в проект: выбор темы.

1-Й ЭТАП   -  ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

 

УЧИТЕЛЬ

 

УЧАЩИЕСЯ

ФОРМУЛИРУЕТ

 

ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА

 

ЛИЧНОЕ ПРИСВОЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СЮЖЕТНУЮ СИТУАЦИЮ

 

ВЖИВАНИЕ В СИТУАЦИЮ

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ

ПРИНЯТИЕ, УТОЧНЕНИЕ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В основе лежит проблема. Ее выбор обусловлен в первую очередь позицией учащихся в плане приобретения ими знаний, умений и изменений к лучшему в структуре личности. Обязательно нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, планировать общекультурное и личностное развитие участников проекта.

2.  Организация деятельности: структурирование  проекта.

Следующий этап это определение ситуаций по выбранной проблеме.

На стенд в классе можно повесить большой лист бумаги. В середине листа большой круг и написана тема проекта. 

              Вопрос                                         Тема

 

Из этого круга проведено много линий-лучей. На одном из них в качестве образца написан один вопрос. С классом учитель выясняет, какие вопросы есть у учащихся, чтобы они хотели узнать по этой теме. Учащиеся записывают их на лучиках. Вопросы могут поступать и на родном языке. Учитель помогает записать их на английском языке. В результате этой работы определяется круг ситуаций, которые интересны учащимся и над которыми они будут работать.

2 – Й  ЭТАП -  ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УЧИТЕЛЬ

 

УЧАЩИЕСЯ

ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

- ПРЕДЛАГАЕТ

 

 

ОРГАНИЗОВАТЬ ГРУППЫ

РАЗБИВКУ НА ГРУППЫ

 

РАСПРЕДЕЛИТЬ АМПЛУА В ГРУППАХ

РАСПЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ

 

СПЛАНИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОЕКТА

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ

ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫБОР ФОРМЫ И СПОСОБА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 3. Осуществление деятельности: сбор информации.

3–Й  ЭТАП  -  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

УЧИТЕЛЬ

 

УЧАЩИЕСЯ

НЕ УЧАСТВУЕТ, НО:

 

РАБОТАЮТ АКТИВНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО:

 

КОНСУЛЬТИРУЕТ УЧАЩИХСЯ ПО НЕОБХОДИМОСТИ

 

КАЖДЫЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ АМПЛУА И СООБЩА

 

 

НЕНАВЯЗЧИВО КОНТРОЛИРУЕТ

 

КОНСУЛЬТИРУЮТСЯ ПО НЕОБХОДИМОСТИ

ДАЕТ НОВЫЕ  ЗНАНИЯ, КОГДА У УЧАЩИХСЯ ВОЗНИКАЕТ В ЭТОМ НЕОБХОДИМОСТЬ

 

«ДОБЫВАЮТ» НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ

РЕПЕТИРУЕТ С УЧЕНИКАМИ ПРЕДСТОЯЩУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

ПОДГОТАВЛИВАЮТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Каждая группа будет работать только над одной гипотезой. Очень полезен на этом этапе мозговой штурм, когда школьники вырабатывают способы обсуждения, обоснования, находят методы проверки гипотезы, подбирают аргументы за и против. Каждый участник группы, работая по заданному плану, разыскивает факты по нужной теме. Учитель координирует их действия так, чтобы они сами пытались найти ответы в книгах, Интернете, расспрашивали родителей, учителей других предметов, друзей. Подобранный ими материал часто противоречив и способствует развитию критического мышления

Параллельно со сбором информации идет работа по теме на уроках. Учащимся предлагаются лексика по теме и лексические упражнения для ее отработки, тексты соответствующей тематики, как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения, аудиозаписи, работа по картинкам,  тематика устных высказываний.

4. Презентация проекта 

4-Й  ЭТАП   -   ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

 

ПРИНИМАЕТ ОТЧЕТ:

ДЕМОНСТРИРУЮТ:

 

ОБОБЩАЕТ И РЕЗЮМИРУЕТ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

ПОДВОДИТ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ

УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РАБОТУ

ОЦЕНИВАЕТ УМЕНИЯ: ОБЩАТЬСЯ, СЛУШАТЬ, ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ДРУГОЕ.

НАЙДЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНОМ МОМЕНТЕ: УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В РУППЕ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ И ДР.

 ДАЮТ ВЗАИМООЦЕНКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И РЕЗУЛЬТАТА

 

В конце весь письменный материал (тексты, рисунки, графики, чертежи) собирается, выстраивается в логическом порядке, оформляется в соответствии с содержанием. Это может быть альбом-сборник текстов, сценарий, коллаж, выставка, презентация, научно-практическая конференция.

 Проектная  методика требует применение английского языка в реальных условиях, способствует внедрению коммуникативного обучения. Дети учатся свободно говорить о том, о чем они думают, выражать собственные идеи настолько хорошо, насколько позволяет им их уровень владения языком. Интерес, появившийся в результате работы, мотивирует их к изучению английского языка и создает хорошую языковую базу.

Школьник имеет возможность проявления себя в качестве личности – подпространство творческой самореализации, а также построение собственной деятельности и собственного поведения- управленческое подпространство.