Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики, не видя необходимости в изучении этого предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, спрашивают: "А зачем мне иностранный язык?" Оказавшись вне класса, школы, ребёнок сталкивается с трудностями практического владения языком и реально осознаёт, что он не может воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни. Да и пример родителей бывает более убедительным, нежели беседы учителя о значимости языка. Снижается уровень мотивации, а как следствие этого, интерес к иностранному языку падает.
Проблема поддержания интереса к предмету волнует и меня. Чтобы его поддерживать и мотивировать учащихся на его изучение, я считаю недостаточным использование только учебных материалов, предусмотренных программой. Поэтому я пытаюсь выйти за её рамки и использовать в своей педагогической деятельности накопленные педагогами методические приёмы. Чтобы сделать урок более интересным и эффективным, я использую аудио, аутентичные статьи из газет и журналов. Использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности очень перспективно. Многие учащиеся имеют дома компьютеры и возможность выхода в Интернет, поэтому я попыталась внедрить в свою педагогическую деятельность одну из технологий, заслуживающую, на мой взгляд, особого внимания - проектную методику, которая позволяет использовать в учебной деятельности вышеперечисленные средства.
На протяжении нескольких лет я использую проекты при обучении иностранному языку. Замена традиционного урока создает побудительный фон к деятельности. Ведь в процессе такой работы учащиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество, а главное, они получают удовлетворение от своей работы. Я, как учитель-практик, обратилась именно к проектной методике, полагая, что это будет способствовать достижению более высоких результатов в овладении языком.
Ознакомившись с педагогической литературой по данному вопросу в журналах " Иностранные языки в школе", опытом работы моих коллег, я успешно применяю проектную методику в своей деятельности.
Метод проектов возник в начале XX века, когда философы и педагоги начали искать способы развития активного мышления ребенка. Была поставлена задача научить не только запоминать и воспроизводить, но и применить в школе знания на практике для решения жизненных проблем. Для этого обратились к совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы.
Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С. Полат, определяет метод проектов как "определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата".
Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
- Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.
- Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В трудах автора можно увидеть следующие типы проектов: По доминирующему методу в проекте:
Исследовательские
Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, методы обработки результатов.
Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. (Сочинения, видеофильмы, стенные газеты и т.д.)
Ролево-игровые
В этих проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут "вырисовываться" ближе к концу работы. (Литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения и т.д.)
Практико-ориентировочные
Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы участников. Проект требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности участников, определяющий функции каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Результатом таких проектов могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий и т.д.
По предметно-содержательному аспекту:
Монопроекты
Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуры, лучше с поурочным планированием, с чётким определением конкретных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых участниками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую участники выбирают сами.
Межпредметные проекты
Выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. такие проекты требуют чёткой организации всех учителей-предметников, хорошо проработанных форм промежуточного контроля и итоговой презентации.
По характеру координации проекты могут быть:
С открытой координацией
В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.
Со скрытой координацией
Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с участниками, он внимательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.
По характеристике контактов проекты бывают:
Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города). Международные
Можно отметить ряд особенностей использования метода проектов при обучении иностранному языку:
Во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов;
Во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
В-третьих, работа над проектом - это сочетание самостоятельной работы обучающегося с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения определить проблему, наметить способы её решения, подобрать необходимый материал, обсудить его с членами группы, как лучше представить его.
Взаимодействие педагога и ученика будет наиболее эффективным при наличии у педагога определенных средств и методов работы с детьми определенного возраста , учитывающие индивидуальность школьника.
В своей работе над проектом я придерживаюсь следующей схемы:
* Погружение в проект: выбор темы проекта;
* Организация деятельности: структурирование проекта (в данном случае проект – творческий, поэтому не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. По теории Е.С.Полат)
*Осуществление деятельности: сбор и обработка информации;
*Презентация
* Оценка проекта.
1. Погружение в проект: выбор темы.
1-Й ЭТАП - ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
|
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧАЩИЕСЯ |
ФОРМУЛИРУЕТ
|
ОСУЩЕСТВЛЯЮТ |
ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА
|
ЛИЧНОЕ ПРИСВОЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ |
СЮЖЕТНУЮ СИТУАЦИЮ
|
ВЖИВАНИЕ В СИТУАЦИЮ |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ |
ПРИНЯТИЕ, УТОЧНЕНИЕ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
В основе лежит проблема. Ее выбор обусловлен в первую очередь позицией учащихся в плане приобретения ими знаний, умений и изменений к лучшему в структуре личности. Обязательно нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, планировать общекультурное и личностное развитие участников проекта.
2. Организация деятельности: структурирование проекта.
Следующий этап это определение ситуаций по выбранной проблеме.
На стенд в классе можно повесить большой лист бумаги. В середине листа большой круг и написана тема проекта.
Вопрос Тема
Из этого круга проведено много линий-лучей. На одном из них в качестве образца написан один вопрос. С классом учитель выясняет, какие вопросы есть у учащихся, чтобы они хотели узнать по этой теме. Учащиеся записывают их на лучиках. Вопросы могут поступать и на родном языке. Учитель помогает записать их на английском языке. В результате этой работы определяется круг ситуаций, которые интересны учащимся и над которыми они будут работать.
2 – Й ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧАЩИЕСЯ |
ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ОСУЩЕСТВЛЯЮТ |
- ПРЕДЛАГАЕТ
|
|
ОРГАНИЗОВАТЬ ГРУППЫ |
РАЗБИВКУ НА ГРУППЫ
|
РАСПРЕДЕЛИТЬ АМПЛУА В ГРУППАХ |
РАСПЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППЕ
|
СПЛАНИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОЕКТА |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ |
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ |
ВЫБОР ФОРМЫ И СПОСОБА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ |
3. Осуществление деятельности: сбор информации.
3–Й ЭТАП - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
УЧИТЕЛЬ
|
УЧАЩИЕСЯ |
НЕ УЧАСТВУЕТ, НО:
|
РАБОТАЮТ АКТИВНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО:
|
КОНСУЛЬТИРУЕТ УЧАЩИХСЯ ПО НЕОБХОДИМОСТИ
|
КАЖДЫЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ АМПЛУА И СООБЩА
|
НЕНАВЯЗЧИВО КОНТРОЛИРУЕТ
|
КОНСУЛЬТИРУЮТСЯ ПО НЕОБХОДИМОСТИ |
ДАЕТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, КОГДА У УЧАЩИХСЯ ВОЗНИКАЕТ В ЭТОМ НЕОБХОДИМОСТЬ
|
«ДОБЫВАЮТ» НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ |
РЕПЕТИРУЕТ С УЧЕНИКАМИ ПРЕДСТОЯЩУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ |
ПОДГОТАВЛИВАЮТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ |
Каждая группа будет работать только над одной гипотезой. Очень полезен на этом этапе мозговой штурм, когда школьники вырабатывают способы обсуждения, обоснования, находят методы проверки гипотезы, подбирают аргументы за и против. Каждый участник группы, работая по заданному плану, разыскивает факты по нужной теме. Учитель координирует их действия так, чтобы они сами пытались найти ответы в книгах, Интернете, расспрашивали родителей, учителей других предметов, друзей. Подобранный ими материал часто противоречив и способствует развитию критического мышления
Параллельно со сбором информации идет работа по теме на уроках. Учащимся предлагаются лексика по теме и лексические упражнения для ее отработки, тексты соответствующей тематики, как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения, аудиозаписи, работа по картинкам, тематика устных высказываний.
4. Презентация проекта
4-Й ЭТАП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|
|
УЧИТЕЛЬ |
УЧАЩИЕСЯ
|
ПРИНИМАЕТ ОТЧЕТ: |
ДЕМОНСТРИРУЮТ:
|
ОБОБЩАЕТ И РЕЗЮМИРУЕТ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ |
ПОДВОДИТ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ |
УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РАБОТУ |
ОЦЕНИВАЕТ УМЕНИЯ: ОБЩАТЬСЯ, СЛУШАТЬ, ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ДРУГОЕ. |
НАЙДЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ |
АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНОМ МОМЕНТЕ: УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В РУППЕ НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ И ДР. |
ДАЮТ ВЗАИМООЦЕНКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТА |
В конце весь письменный материал (тексты, рисунки, графики, чертежи) собирается, выстраивается в логическом порядке, оформляется в соответствии с содержанием. Это может быть альбом-сборник текстов, сценарий, коллаж, выставка, презентация, научно-практическая конференция.
Проектная методика требует применение английского языка в реальных условиях, способствует внедрению коммуникативного обучения. Дети учатся свободно говорить о том, о чем они думают, выражать собственные идеи настолько хорошо, насколько позволяет им их уровень владения языком. Интерес, появившийся в результате работы, мотивирует их к изучению английского языка и создает хорошую языковую базу.
Школьник имеет возможность проявления себя в качестве личности – подпространство творческой самореализации, а также построение собственной деятельности и собственного поведения- управленческое подпространство.