Полный текст статьи
Печать

В начале XXI века идет процесс активного поиска обществом и государством духовно-нравственных ориентиров воспитания и развития современных детей. Современный период в российской истории, в целом, - это время преобразования,  кризиса и поиска ценностных ориентиров, связанных с нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [2, с.5].

Традиционная культура и этнопедагогика, как неотъемлемые части развития общества, играют огромную роль  в формировании духовно богатой, творческой, созидающей, успешной личности. Если этнопедагогика способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, а также воспитанию у них нравственно-этических идеалов, то традиционная культура – сохранению устойчивого уклада жизни в обществе [2, с.9].

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах и традициях. Устное народное творчество является самым эффективным средством воздействия на поведение, чувства младших школьников и дошкольников, о чем свидетельствует анализ психолого-педагогических трудов О.В.Акуловой, А.Г.Гогоберидзе, В.И.Логиновой, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, т.е. представляет собой своего рода педагогическую религию [6, c.5].

Основы высокой духовности народа саха начинается с изучения детьми  родного фольклора в учебной и внеклассной деятельности. Народное творчество обращено к внутреннему духовному миру человека, к личности, потому что постижение истины и правды жизни возможно только через самопознание. Учиться жизни – значит подчинить образ жизни своему духовно нравственному миру [4, с.115].

К этнопедагогическим критериям, т.е. к отличительным признакам, своего рода мерилам оценки народного воспитания относятся естественность, преемственность, действенность, непрерывность, полнота педагогического цикла («Каждый рождается внуком, умирает дедом”), массовость воспитателей, целостность, комплексность подхода к воспитанию, комбинированность методов воздействия и др. Чрезвычайно важно знать и понимать, что народная педагогика – это естественная педагогика, в ней и межличностные отнощения – естественны. Потому что главными факторами народного воспитания являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия,пример – символ [4, c.71].

Базовые национальные ценности, отраженные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России являются основой Федерального государственного стандарта общего образования. На основании этого формируется концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка-саха по педагогике Олонхо.

Педагогика Олонхо – это трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса Олонхо будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанные на лучших традициях народной педагогики, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях Олонхо, деятельностных технологиях современного образования. Она как составляющая этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) призвана обеспечить приобретение детьми мировоззренческого и эстетического опыта в овладении этнокультурными ценностями, обогащение опыта восприятия, анализа и интерпретации этнокультурного материала [2, с.39]. Олонхо как феномен педагогической культуры народа воплощает в себе ценные средства, методы, приемы, формы воспитательного воздействия на личность. В нем можно обнаружить скрытые от непосредственного восприятия методы и способы воспитания созидающей личности: словесно-эмоциональные (благословение, разъяснение, требование, внушение и т.д.); воспитание делом (пояснение рода деятельности, поручение, испытание, воспроизведение); воспитание игрой (соревнование, индивидуальное и коллективное переживание); воспитание общественным мнением (одобрение, осуждение, наказание, упрек и .т.д.) [1, с.83].

Впервые этнопедагогические ценности фольклора и Олонхо отметил в монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» первый этнопедагог народа саха В.Ф.Афанасьев. На основе всестороннего анализа народных традиций и обычаев он отметил, что в эпосе Олонхо народа саха издревле существовала и сформулировалась своя самобытная этническая система традиционного воспитания. Он считал, что в «Олонхо воплощены важные педагогические идеи якутского народа». По его утверждению, «доброта, честность, моральная чистота, сочувствие угнетенным и обездоленным, беззаветная храбрость и удаль, любовь к родному краю, ненависть и презрение к врагам и поработителям богатырей айыы, а также духовная сила женщин, которые полны красоты, ласки, привлекательности и задушевности, являлись лучшими выразителями умственных, физических и нравственных сил народа» [5, c.11-13].

В Олонхо утверждается семь основных этапов духовного развития созидающей личности, выявляются цели, задачи, воспитательные и обучающие качества каждого из этапов.  В данной статье мы раскрываем эти этапы становления и развития личности на примере Олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Батастаан Баатыр».

1.Рождение героя, развитие в родном очаге (тэлгэһэ).

Описывается место рождения богатыря, внешний вид, нравы богатыря, его родители воспеваются полно и насыщенно. Батастаан Баатыр, как и все богатыри, растет в любви и теплоте родителей, воспитывается их мудростью, под покровительством божеств Айыы. Почти во всех Олонхо можно прочесть такую фразу: «Так на радость матери и отца вырастает первенец молодцом и становится могучим богатырем».

Главная идея данного этапа: осознание ребенком собственной защищенности и связности с отчим домом, семьей, родными местами и близкими. В мировоззрении народа саха этап детства является самым важным и решающим в жизни человека, ибо в младенческом возрасте фактически составляется «сценарий будущей жизни», закладываются основы его достоинства. Воспитание детей должно сопровождаться игрой, творчеством, духовной мудростью Айыы, теплом родительской любви, родительского очага [2, c.64].

2.  Расставание богатыря с родным очагом (тэлгэһэ).

В Олонхо каждый богатырь рано или поздно покидает родные места, чтобы защищать племя Айыы и утверждать себя в жизни. Не обходит эта участь и Батастаан Баатыра. К нему за помощью обращается тоже богатырь Айыы Маҥан Хабдьылаан. А Батастаан Баатыр, в свою очередь, обращается к Аан Алахчын Хотун (божество). Богатырей, отправляющихся в долгий и нелегкий путь, благословляют их родители и Аан Алахчын Хотун. Они возлагают на богатыря большие надежды. Это дает силу богатырям для преодоления трудностей и служит мощным стимулом для созидающей жизни. Главная идея данного этапа заключается в ощущении себя самостоятельной личностью, осмыслении перспектив, своего предназначения в жизни, в стремлении показать и испытать себя.

3.Определение и принятие богатырем пути жизни.

Данный этап для богатыря является определяющим в судьбе. Любая дорога имеет начало направления и олицетворяет вступление из прошлого в будущее. Богатыря ждет нелегкий выбор пути в соответствии с целью, ради которой он покинул родные места. При выборе дороги богатырь всегда встречает препятствия, но он преодолевает их и правильно определяет свой путь [2, c.66]. Так, Батастаан Баатыр отправляется в путь, чтобы спасти Ньургустаан Куо от сына абаасы Алып Мэҥилэстэй. До этого над его домом пролетает стерх (священная птица якутов), и говорит: «Твоя участь (твоя судьба) – это спасать людей Среднего мира от злых духов!» (Эн үрүҥ күн дьонун абааһы аймаҕыттан өрүһүйэр аналлааххын. Ону толороргор тиийэҕин!). С описания этого этапа жизни боотура, дети  могут извлечь следующее: доверие самому себе, вера в свои силы, оценка своих возможностей; духовно-нравственная закалка с позиции совести, принятие большой ответственности за  свою судьбу и судьбу своего народа.

4.Борьба и победа богатыря над противником.

В эпосе народ показывает, с одной стороны, что судьба всегда испытывает человека на прочность и мужество, что человек закаляется в критических ситуациях, что свое счастье он кует сам, с другой – консолидирующую силу и мудрость народа при решении судьбоносных вопросов всем миром. Побеждая, причем не столько противника, сколько самого себя в психологическом плане, человек Айыы становится духовно еще сильнее и мудрее [2, c.66.].

Батастаан Баатыр сражается с двумя сыновьями абаасы Алып Мэҥилэстэй и Ардьамаан-Дьардьамаан, которые хотели украсть его невесту Ньургустаан Куо, и побеждает.

5.Возвращение богатыря к родному очагу.

На данном этапе раскрываются закономерности борьбы противоположностей во времени и пространстве. Победа богатыря над противником еще не означает завершенности противоборства добра и зла. Об этом свидетельствуют новые «смертоносные схватки» Батастаан Баатыра с богатырями абаасы за торжество жизни в Среднем мире, в которых он проявляет мужество, решительность, несгибаемую волю.

Основная идея в данном этапе духовной жизни человека Айыы заключается в следующем: надо развивать упорство и настойчивость, бороться до конца за избранный в жизни путь, быть верным ему всегда и через добрые поступки утверждать свое право на самостоятельность; знать, что достигнутый результат – это лишь свидетельство правильного ориентира в пути и основа для новых достижений [2, c.67].

6.   Сватовство и утверждение богатыря в жизни.

Любой народ придает сватовству важное значение. Анализ Олонхо показывает, что сватовство богатыря подчинено основной идее его созидающей жизни. Потому Батастаан Баатыр подвергается очередным испытаниям, чтоб спасти свою Ньургустаан Куо. Суть этого этапа состоит в том, что любовь – это не только сладкие грезы, но и страдания, борьба. Народ тонко подмечает женское достоинство, гордость и ум. В Оонхо все жизненные формулы гиперболизованы, потому каждый богатырь свою любовь показывает через поединки. Главное условие на данном этапе духовности – доказать своим возмужанием и делом готовность к устройству с избранницей счастливой жизни на земле. Счастье самостоятельности, по утверждению Я. Корчака, является самой высокой радостью и для маленького ребенка [2, c.66].

7.Свадебный ысыах (Уруу ысыах)

Свадебный ысыах (Уруу ыһыаҕа) – финальная формула якутского Олонхо. В Олонхо это событие обозначается «…как праздник побед и подвигов жениха и начала брачной жизни новой семьи». В устном творчестве любого народа свадьба символизирует завершенность какого-либо процесса. В якутском эпосе свадебный ысыах олицетворяет наступление нового времени, судьбы героев проецируются в «бесконечное настоящее». Уруу-свадьба – символ завершенности, целостности процесса духовно-нравственного становления личности и начала другого уровня духовной закалки. Так, Батастаан Баатыр возвращается домой с победой и со своей невестой Ньургустаан Куо. В честь его возвращения родители устроили большой свадебный ысыах, который со всеми прелестями (обычаями и традициями, нарядами жениха и невесты) воспевается в Олонхо. Главная идея на данном этапе – воспитание оптимизма и целеустремленности созидающей личности, его «выход» на новые уровни духовно-нравственного развития.

Таким образом, в Олонхо подробно описывается жизненный путь богатырей от рождения до признания их народом, становления настоящим «боотуром». И это может помочь детям с малых лет правильно сформировать свой жизненный путь,  мысли и мечты о будущем, вдохновить на хорошие поступки. Каждый этап жизни богатыря, воспеваемый олонхосутами, носит в себе воспитательный характер. Читая и изучая Олонхо, учащиеся могут открыть и узнать для себя что-то новое, так же научиться у героев олонхо многому. Они могут подражать им. Боотур – обладает могучей силой, непоколебимой волей, имеет огромную ответственность перед своим народом и человечеством, отличается хватким умом, и другими высоко нравственными качествами. А красавицы Куо – эталон красоты, мудрости и женственности для всей прекрасной половины нашего народа. Жители Среднего мира дружелюбные, трудолюбивые, почитают старших. Поклоняются божествам Айыы, верят в силу природы. Поэтому с уверенностью можно сказать, что народная педагогика, в частности, педагогика Олонхо может послужить средством воспитания младших школьников, способствовать вырастанию всесторонне и гармонично развитой личности, почитающей традиции и историю своего народа,  уверенной за будущее своего народа.

В мифологическом мировоззрении многих народов, выраженном в их эпосах, предсказываются вселенские катастрофы, потопы, конец старого мира и рождение нового, другого. А в нашем эпосе Олонхо абсолютно нет таких предсказаний, в этом и выражается вс егда позитивное, оптимистическое мироощущение народа саха. Вера – неизбежность победы Добра над Злом – выражение оптимистического мироощущения. Поэтому и Олонхо имеет неисчерпаемый творческий потенциал и создает условия для счастливого развития подрастающего поколения.

Исследованием установлено, что Олонхо воспитывает детей  самой реальной жизнью, поэтической красотой якутского языка и культуры, развивает их познавательную активность, расширяет кругозор, углубляет знания учащихся о родном крае и прошлом якутского народа.

Знание своих корней, собственных традиций, культурных ценностей и символов становится основой формирования духовно-нравственной личности, как представителя родного народа, в поликультурной среде. Человек, в совершенстве владеющий родным языком и осознающий себя достойным представителем своего этноса, будет уважать и успешно изучать мировую цивилизацию , традиции и культуру других народов.