Полный текст статьи
Печать

Актуальность: Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Принцип самостоятельного созидания знаний заключается в том, что знание учащийся получает не в готовом виде, а созидает его самостоятельно в результате организованной учителем целенаправленной познавательной деятельности. Учащийся может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом.

 Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. [1]

Одним из технологий, обеспечивающих самоорганизацию учебного труда, является продуктивная технология «Сатабыл». [2]

Впервые в истории народного просвещения в Якутии В.Ф.Афанасьев научно обосновал целесообразность применения накопленного веками народами Сибири и Дальнего Востока. [6]

Продуктивная технология «Сатабыл» разработана к.п.н. Кондратьевым П.П., относится к деятельностному подходу. 

Считается, что технология «Сатабыл» содержит много рутинной работы при мониторинге и обработке. Но при современных технологиях уменьшается количество рутинной работы и появляется возможность анализировать, строить диаграммы, используя облачные технологии. Использование облачных технологий в сборе информации об учебном процессе позволяет получать обратный отклик в реальном времени.

Цель: Интенсификация учебного процесса для достижения цели индивидуализации обучения с использованием сервисов облачных технологий Googl.

Задачи:

  • Для каждого учащегося сделать индивидуальную книжку с алгоритмом учебной работы, таблицей для самооценок «Сатабыл» для мониторинга своей деятельности, критериями самооценок и бланком рефлексии.
  • Научить работать по таблице самооценок «Сатабыл», что создает условия для формирования универсальных учебных действий.
  • Систематически контpолиpовать каждого учащегося, что пpиучает к систематическому тpуду.
  • Научить защищать свою самооценку на контрольных срезах и рефлексировать проделанную работу.
  • В облачных технологиях: вовлечение детей к процессу само оценивания с использованием облачных технологий Googl, добиться открытия gmail учащимся, научить отвечать в формах.

Объект – дидактический процесс. Предмет – технология «Сатабыл».  

Новизна – использование облачных технологий в разработке алгоритма учебной деятельности по предмету химия.

Ожидаемый результат – учащийся научится работать самостоятельно, планировать свою работу, рефлексировать, отвечать в реальном времени, повысится учебная мотивация, учащиеся научатся организации учебного труда и смогут применить навыки работы в измененной ситуации.                

 Как же научить ребенка самоорганизации учебного труда?

Одним из технологий, обеспечивающих самоорганизацию учебного труда, является технология «Сатабыл». Суть этой технологии в том, что по заданному алгоритму обучающийся сам реализует учебную деятельность, которая состоит из более мелких учебных действий, сам оценивает свою работу, сам следит за мониторингом своей самооценки, сам защищает свою самооценку на контрольных срезах, учится анализировать свою работу через рефлексию своей деятельности.

Для каждого учащегося сделана индивидуальная книжка с планом работы на год, с алгоритмом учебной работы, таблицей для самооценок «Сатабыл» для мониторинга своей деятельности, критериями самооценки и бланком рефлексии. В течении года по окончании тем учащийся работает по таблице самооценок «Сатабыл» для формирования универсальных учебных действий. Идет накопление баллов самооценок по критериям. Систематически контролируется каждый обучающийся, что приучает к систематическому труду. На контрольных срезах ребенок учится защищать свою самооценку и, отвечая на вопросы рефлексии, учится анализировать проделанную работу.

В результате учащийся учится работать самостоятельно, планировать свою работу, рефлексировать, повысится учебная мотивация, учащиеся научатся организации учебного труда и смогут применить навыки работы в измененной ситуации. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию всех трёх видов рефлексии: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной. Умение рефлексировать поможет им не только в учебе, но и в жизни.

На протяжении всего ХХ столетия психологи доказывали, что для успешного обучения школьников нельзя давать знание в готовом виде, как это делается с помощью объяснительного метода. Главной идеей психологии усвоения знаний является следующая: учащийся может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом.

Исходя из этого, учащийся должен быть активным участником учебного процесса. А учителю нужно стать организатором познавательной деятельности учащегося. Успех обучения заключается в организации учебного процесса по принципу самостоятельного созидания знаний.

Учитель создает условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, стимулирует действия обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечивает эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создает ситуации успеха для каждого ребенка, поддерживает общий позитивный эмоциональный фон. Экспертиза полученного результата производится вместе с детьми.

У каждого учащегося имеется индивидуальная технологическая книжка, по которой ученик руководствуется при изучении основ наук.

В индивидуальную книжку школьника включаются:

Индивидуальная таблица мониторинга самооценок.

Критерии самооценки учебной деятельности.

Диаграмма самооценок.

Вопросы для рефлексии.

Таблица 1. Индивидуальная таблица мониторинга самооценок учащегося.

10-ти бальное оценивание

Тема 1

 

 

 

 

 

 

 

1

Осознанное чтение

 

 

 

 

 

 

2

Выписки, конспекты

 

 

 

 

 

 

3

Умение слушать объяснения

 

 

 

 

 

 

4

Умение делать формулы

 

 

 

 

 

 

5

Умение решать задачи

 

 

 

 

 

 

6

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

 

7

Говорение

 

 

 

 

 

 

8

Тест

 

 

 

 

 

 

9

Отношение к работе

 

 

 

 

 

 

10

Мои умения (Итоги развития способов деятельности)

 

 

 

 

 

 

11

Балл

 

 

 

 

 

 

Здесь указан алгоритм самоорганизации индивидуальной учебной деятельности (какими умениями должен овладеть ученик). На уроках химии это такие умения как осознанное чтение, краткие выписки главного (конспекты), умение говорить, читать формулы, делать формулы и уравнения, схемы, уравнивать, пользоваться лабораторным оборудованием, находить информацию из других источников, решать задачи, связывать изученное с практикой, рефлексировать.

В начале учебного года дается установочная лекция по применению технологии, и первая тема. Ведется опережающая подготовка к обсуждению предстоящей темы. Проверка усвоения темы проходит на следующем уроке (далее по окончании тем). Ведется фронтальное выяснение степени усвоения новой темы, проговариваем тему, рассматриваем схемы и готовые таблицы, пишем формулы и уравнения, решаем задачи, выполняем тест. Ученик проводит самопроверку, ставит себе баллы по каждому пункту. Оценивание идет по 10-балльной шкале.

1.           Для каждого учащегося сделана индивидуальная книжка, с алгоритмом учебной работы, таблицей для самооценок «Сатабыл» для мониторинга своей деятельности, критериями самооценки и бланком рефлексии.

2.           Учащиеся 8-9 классов работают по таблице самооценок «Сатабыл».

3.           У учащихся повышается учебная мотивация через накопление баллов по заданиям.

4.           Систематически контролируется каждый учащийся, учащиеся систематически работают по заданному алгоритму, приучаются к учебному тpуду, формируются универсальные учебные действия.

5.           Самооценка проводится учащимися после каждого блока и сопоставляется с оценкой учителя (контрольная работа).  Рефлексия и анализ графика продвижения своей работы проводится два раза в год.

6.      Использование облачных технологий Googl облегчает сбор и анализ информации.

В результате систематической работы по продуктивной технологии «Сатабыл» каждый учащийся умеет оценивать свою деятельность, сравнивать свои прошлые баллы с новыми баллами, защищать свою самооценку. Алгоритм учебных действий настраивает на систематическую работу, мониторинг самооценок и график показывают продвижение учащихся в учебной деятельности. Рефлексия учит смотреть на себя со стороны и анализировать и регулировать свое поведение. Работа по продуктивной технологии «Сатабыл» формирует у учащихся все виды универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Задавая темы уроков заранее можно научить детей планировать свою работу. Нет необходимости на каждом уроке задавать читать, выписывать и т.д., это подразумевается само собой и является обязательным. Учащийся понимает, чего от него хотят, что он сам хочет. Систематически контролируется каждый учащийся и он сам контролирует себя. Данные самооценки вывешиваются в классе, учащийся сам в любое время может изменить данные в таблице. Учащийся учится понимать, что при нарочном повышении своего балла защита на контрольной работе будет невозможна. Все это ведет к повышению самоорганизации учебной деятельности учащихся.