Полный текст статьи
Печать

На современном этапе в России реализуется Федеральный  государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. В основу ФГОС нового поколения возложена новая идея: «Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь» [8]. Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, ставится главная задача - творческое развитие личности учащихся нацелено на реальные виды деятельности и конкретные результаты.

С этих позиций, нами предполагается, что одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания. Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы [2, с. 16].

            Н.М. Борытко под групповой работой подразумевает объединение учащихся в группы и взаимодействие внутри них между членами группы: можно использовать для изучения нового материала, для обсуждения, оценивания своей деятельности, подготовки выступления. В учебном процессе может быть организовано и взаимообучение групп, для чего учебный материал предварительно дробится на отдельные фрагменты (блоки) по количеству групп [1].

В.К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение  [5, с. 349].

            Исследования Х.Й. Лийметса показали, что оптимальный состав групп должен быть от 5 до 7 учащихся. Иногда, более успешно работа организуется в группах по 3 – 5 человек, так легче управлять ими на уроке. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся с  одинаковой успеваемостью и одинаковым темпом работы. Состав этих групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. При его определении важно учитывать отношения между                  учащимися [1, с. 137].

              Г.К. Селевко, один из методистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы организации процесса групповой работы:

1) Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи;

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания.

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

3) Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижении каждой  группы [6, с. 252-256].

            Своеобразной разновидностью групповой работы является групповой опрос, который можно провести для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Можно организовать как после урока, так и на самом уроке [5, с. 353].

            В 60-е гг. большую известность получил план Трампа, названный так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях с занятиями в группах по 10 – 15 человек и индивидуальную работу учащихся. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых закрепились только отдельные элементы [4, с. 296].

            Групповые формы учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать их социальный статус, помогают им самоутвердиться в среде одноклассников.    Коллективные формы обучения создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений как эффективные регуляторы учебной деятельности [2, с. 146].

По мнению американского психолога и педагога Д.С. Брунера методы совместного обучения в сотрудничестве способствуют развитию умений, связанных с решением проблем, поскольку учащиеся вынуждены рассматривать несколько вариантов решения одной и той же проблемной ситуации. Обучение в сотрудничестве позволяет младшим школьникам использовать полученные ранее знания и навыки критического мышления в познавательной интеллектуальной деятельности [3, с. 109].

            Разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе», Д. Джонсон и Р. Джонсон выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

            1) взаимосвязь членов группы;

            2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих одноклассников;

            3) совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;

            4) социализация деятельности учащихся в группах;

            5) общая оценка работы группы [7, с. 56].

            Исходя из вышеизложенных методологических и теоретических положений, опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 ГО «Город Якутск». В эксперименте участвовали учащиеся 4-Б класса в количестве 25 учащихся в течение 2-ой четверти 2016-2017 учебного года.

Для формирующего этапа опытно — экспериментальной работы нами были применены следующие приемы организации групповой работы младших школьников на уроках (см. табл. 1).

Таблица 1

Приемы организации групповой работы младших школьников на уроках 

Прием

Описание

«Вертушка»

Обучение ведется в сотрудничестве в малых группах, в которой состоят четыре ученика разного уровня способностей. Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся в группах должны его закрепить, поделиться, разобраться и понять все детали. Каждой группе дается определенное задание и необходимые опоры. Задания можно выполнить по частям (каждый ученик занят своей частью) или по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начать может любой ученик). При выполнении любых заданий ученик объясняет вслух и его деятельность контролирует вся группа. Затем учитель проверяет выполнение заданий и дает тест на проверку усвоения пройденного материала.

«Пила»

Ученики образуют группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько фрагментов (блоков). Каждый член группы работает индивидуально и находит материал по своей части. Затем ученики, которые изучили один и тот же вопрос, но состояли в разных группах, встречаются, делятся информацией и помогают усвоить материал по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

«Учимся вместе»

Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

 

Класс разбивается на разнородные группы по 3-5 человек. Учебный материал разделен на несколько фрагментов. Каждой группе для всех членов дается одно задание, которое является частью задания большой темы. В итоге совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — результативность всей группы, индивидуальный подход к каждому ученику, равные возможности.

«Зигзаг»

Данный прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Целью приема является развитие навыков работы в группах.

           

            При организации групповой работы младших школьников на основе выбранных нами приемов оказывается индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и учащегося-консультанта. Исходя из этого, нами была разработана и реализована программа организации групповой формы работы младших школьников в системе  уроков по предметам (см. табл. 2).

Таблица 2

Организация групповой работы младших школьников в системе уроков по предметам 

Предмет

Тема урока

Групповая работа

Окружающий мир

Средние века: время рыцарей и замков

Прием «Вертушка».

Окружающий мир

Новейшее время – время открытий

Прием «Зигзаг».

Окружающий мир

Древняя Русь

Прием «Учимся вместе».

Окружающий мир

Петр Великий – основатель российской империи

Прием «Вертушка».

Математика

Сложение и вычитание многозначных чисел

Прием «Вертушка».

Математика

Умножение на 10, 100, 1000

Прием «Пила».

Литературное чтение

 

М. Зощенко «Не надо врать»

Прием «Учимся вместе».

 

Литературное чтение

Поэтическая тетрадь: Сергей Есенин

 

Прием «Зигзаг».

             В частности, рассмотрим организацию групповой формы работы с младшими школьниками на примере одного из уроков (см. табл.3).

Таблица 3

Фрагмент урока по литературному чтению «М. Зощенко «Не надо врать» (прием «Учимся вместе» 

Этап урока,

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Групповая работа

Цель: изучить материал в группе и поделиться с другими группами

- Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения?

- Дадим определение юмору.

 

 

- Кто является главным героем рассказа «Не надо врать»?

- Теперь будете работать в группах.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

- Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное.

- Минька.

 

 

 

1 группа: нарисовать словесный портрет Миньки. Что помогает нам представить Миньку? (Речь. Из текста найти подтверждения).

2 группа: инсценирование эпизода (от слов «Леля, погляди, что это такое… до слов: «С ужасом глядел на единицу».)

3 группа: защита обложки к рассказу.

Личностные: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке; содействовать привитию этических качеств личности.

Коммуникативные: содействовать развитию умений общаться, умению работать в группе.

Познавательные: обеспечить развитие умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Рефлексия

Цель: осуществить итог урока

- Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? Кие чувства испытывает, получив плохую отметку?

- Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не рассердился? Почему папа не ругал, а стал целовать Минку?

- Какой урок вынес Минька из этой истории? Чему учит этот рассказ?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности.

 

Как  видно из фрагмента данного урока, групповая работа дает возможность учащимся четко знать цель и задачи урока, получить  наставление учителя, приступить самостоятельной совместной деятельности и находят соответствующие правильные ответы.

В целом, в процессе реализации формирующего эксперимента на основе выбранных нами приемов (вертушка, зигзаг, учимся вместе, пила) при организации групповой работы с учащимися в системе уроков по предметам (окружающий мир, математика, литературное чтение) получены следующие обобщенные результаты. 

Прежде всего, у младших школьников формируется коммуникативные универсальные учебные действия. Умение общаться, сотрудничать, понимать и принимать другую точку зрения – все эти качества развиваются при работе в группах.

В ходе констатирующего (в начале 2-ой четверти) и формирующего (в конце 2-ой четверти) эксперимента мы измерили в сравнительном плане развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 4 «Б» класса  Применили следующие методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман), «Ваза с яблоками» (Ж..Пиаже).  Полученные результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4.

Результаты констатирующего и формирующего эксперимента по развитию коммуникативных УУД учащихся 4-Б класса 

Учащиеся

Констатирующий этап

Контрольный этап

001

Низкий уровень

Средний уровень

002

Средний уровень

Средний уровень

003

Низкий уровень

Средний уровень

004

Средний уровень

Высокий уровень

005

Высокий уровень

Высокий уровень

006

Средний уровень

Высокий уровень

007

Средний уровень

Средний уровень

008

Высокий уровень

Высокий уровень

009

Средний уровень

Средний уровень

010

Средний уровень

Средний уровень

011

Низкий уровень

Средний уровень

012

Высокий уровень

Высокий уровень

013

Высокий уровень

Высокий уровень

014

Высокий уровень

Высокий уровень

015

Низкий уровень

Средний уровень

016

Высокий уровень

Высокий уровень

017

Низкий уровень

Низкий уровень

018

Высокий уровень

Высокий уровень

019

Высокий уровень

Высокий уровень

020

Низкий уровень

Средний уровень

021

Низкий уровень

Средний уровень

022

Средний уровень

Средний уровень

023

Средний уровень

Средний уровень

024

Высокий уровень

Высокий уровень

025

Низкий уровень

Средний уровень

 

Как видно из данных таблицы, у младших школьников повысился средний показатель уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. На констатирующем этапе средний показатель низкого уровня составлял 32 %, на формирующем, контрольном этапе – 4 %. Средний уровень повысился с 32% до 52% учащихся. В показателе высокого уровня также идет повышение с 36% до 44%. 

Заключение. Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся  выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

            Групповая работа младших школьников на уроке организовывается по следующим условиям:

            1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;

            2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;

            3) групповая работа по выполнению учебного задания;

            4) наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся;

            5) взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе;

            6) сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

         7) индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка.

Следует отметить, что учебная деятельность по группам предполагает общение младших школьников, т.е. принимать во внимание эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Групповые формы учебной деятельности развивают личностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.