Полный текст статьи
Печать

Повсеместное распространение сети Интернет сыграло большую роль в жизни общества. Теперь для того, чтобы найти необходимую информацию, будь-то интересная книга, понравившаяся песня, выпуск новостей, не обязательно идти в магазин или другое заведение, чтобы найти всё вышеперечисленное. При грамотном использовании сети Интернет современные технологии позволяют найти всё это. Благодаря сети, и как следствие, появлению социальных сетей и программ голосовой связи, например, «Skype», появилась возможность общаться с людьми по всему земному шару. Из всего этого логично задаться вопросом «Как эти технологии повлияли на изучение иностранных языков?».

В настоящее время очень трудно найти человека, который не был бы зарегистрирован в социальной сети. Появление социальных сетей предоставило человеку возможность общаться на больших расстояниях при наличии у собеседников интернет связи. Бесспорно, это оказало влияние и на изучение иностранных языков, как косвенно, так и напрямую. В настоящее время основными критериями, мотивирующими людей на изучение иностранных языков, являются:

  1. Желание посетить другие страны (побывать за границей).
  2. Желание эмигрировать в другую страну.
  3. Необходимость перевода нужной информации на иностранном языке.
  4. Желание найти друзей в социальных сетях по всему миру.

 Появление социальных сетей предоставило человеку возможность общаться с людьми на больших расстояниях при наличии у собеседников интернет связи. Известно, что существуют социальные сети, которые специализируются на изучении иностранных языков. Примером таких сетей можно назвать виртуальную платформу «Interpals» [1]. В этой социальной сети пользователь указывает язык, которым владеет пользователь и языки, которые он желает изучить. При поиске собеседников в социальной сети поисковая система в первую очередь показывает анкеты тех посетителей социальной сети, которые владеют языком, который пользователь пожелал изучать. На наш взгляд, это достаточно удобный сервис, поскольку у собеседников в процессе общения имеется возможность изучать иностранный язык.

Социальные сети имеют огромное преимущество – возможность общения с людьми по всему земному шару. На наш взгляд, это облегчает поиск нужной информации или специализированной литературы, а также дает возможность получить верные представления о стране изучаемого языка, а значит – узнать их культуру, традиции и условия жизни. Но наряду с преимуществами, существуют и недостатки. Основным из них является разница в часовых поясах. Также социальные сети могут дать «непродолжительный эффект» в изучении языка, поскольку пользователи в социальных сетях стараются придерживаться разговорного стиля общения, опуская правила грамматики и пунктуации, а эмоции выражать специальными значками – смайликами. Очевидно, что социальные сети не могут заменить живое общение. Из этого можно сделать вывод, что при изучении иностранного языка только посредством социальных сетей пользователь сможет вспомнить базовые речевые конструкции для виртуального использования с носителями языка, но при этом знание пунктуации и грамматики часто играет не основную роль, не говоря о малом словарном запасе. Также нельзя забывать о том, что социальные сети негативно влияют на психику человека. Известно, что беседа через социальные сети вытесняет реальное общение, и эта негативная тенденция подтверждается рядом исследований [2, 3]. В качестве еще одного недостатка считаем необходимым выделить и зависимость собеседников от качества интернет связи, а при его отсутствии общение и вовсе становится невозможным.

Какие же ещё методы изучения иностранных языков предоставляют нам новые возможности для изучения иностранных языков помимо известных? В настоящее время всё больше свое распространение получают мобильные приложения. Это, в большинстве случаев, достаточно дешёвый способ для начала изучения иностранных языков. Как правило, в мобильных приложениях в первую очередь собраны все основы (приветствие, вопрос о самочувствии собеседника, выражении желаний и т.д.). Также практически каждое мобильное приложение содержит в себе аудиозапись лексики иностранного языка, что позволяет самостоятельно закреплять правила орфоэпии на хорошем уровне. Приложения содержат различные упражнения на закрепление изученных правил и выученных слов. Некоторые мобильные приложения могут содержать аудио-упражнения, позволяющие практиковать произношение слов. Также есть приложения, которые представляют собой список часто произносимых фраз, например, приложение для изучения китайского языка «Learn Chinese» [4]. Это приложение удобно, если пользователь задался целью овладеть основами языка в кратчайшие сроки. В данном приложении собрано большое количество фраз, которые абсолютно точно понадобятся при определённых жизненных обстоятельствах. Несомненным достоинством данного сервиса является возможность работы в режиме офлайн. На сегодняшний день имеются и приложения, которые представляют собой словари в режиме офлайн, и в таких приложениях, как правило, прилагается список фраз, которые могут быть полезны при разговоре с носителем языка.

Очевидным преимуществом таких приложений является то, что они позволяют получить начальные знания о языке, разговорную практику и потренировать своё произношение (в случае с азиатскими приложениями на китайский, японский, корейский языки приложения подробно объясняют, как пишутся иероглифы). Как правило, уроки на одну тему в приложениях занимают 10-15 минут, это очень удобно для тех людей, которые заняты. В приложениях часто используются интересные тесты и упражнения, которые не оставят равнодушным ни одного пользователя. В большинстве мобильных приложениях существует функция повторения «по карточкам», это довольно удобный и быстрый способ повторить слова. Так же главное преимущество приложений – это их доступность и, в большинстве случаев, бесплатность.

Однако у этих приложений так же есть и недостатки. Так же как и социальные сети, большинство мобильных приложений зависят от качества интернет соединения. Приложение позволяет получить начальные знания иностранного языка, однако оно не может дать такого действенного эффекта в изучении языка, как мы привыкли получать от традиционных методов обучения. Несовершенны и разговорные упражнения. Во время выполнения разговорного практикума произношение определенного слова или фразы пользователем может не засчитаться приложением в качестве правильного ответа или же наоборот, засчитать как верный ответ абсолютно неверное произношение. Нельзя не упомянуть и о злоупотреблении в рассылке спама и рекламы сервисами, что является достаточно большим недостатком. Таким образом, можно сделать вывод, что приложение, как и в случае с социальными сетями, не могут заменить реального общения с носителями языка. В приложениях очень мало грамматической части, а это – один из самых важных аспектов в изучении иностранного языка.

Проведенное исследование наталкивает нас на вывод, что современные технологии намного расширили наши возможности в вопросе изучения иностранных языков. Однако они не являются столь эффективными в самостоятельном изучении, не дают значительного результата. Важно понимать, насколько бы современные технологии не вторгались в нашу обыденность, эффективному изучению языков будет способствовать только лишь сочетание их с другими, традиционными методами обучения.