Полный текст статьи
Печать

Нынешнее общество требует воспитания всесторонне развитой личности. Современный человек должен быть креативным, организованным, ответственным, предприимчивым, решительными.т.д. Но как, всем известно, наше общество нестабильно, динамично и непредсказуемо и оно требует от нас подобающего поведения, т.е. мы должны быстро пройти социальную адаптацию в разных условиях жизни. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия индивида с социальной средой[1]. Каждый раз мы сталкиваемся с обществом и жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров. Поэтому для этого еще одним из самых востребованных качеств личности человека становится коммуникативная способность.

Так как, человек только общаясь с другими людьми, прогрессирует, узнает какие-то новые информации, расширяет свой кругозор, развивает коммуникативные способности и становится уверенным в себе. Ему становится легко перенести какие-либо изменения к своей жизни, он всегда будет готов к различным обстоятельствам существования. Для того, чтобы выработать в себе коммуникативные умения необходимо работать над собой, научиться выступать перед многими людьми, общаться с ними, побывать во многих местах. Такое качество, конечно же, нужно развить еще с младшего возраста. Мы считаем, что одним из идеальных выборов такогокруга общения для ребенка, кроме детского сада и школы, являются лагери.

Лагерь даёт дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через различные социальные связи, благоприятную атмосферу[2]. Каждый раз, ребенок с младшего возраста, побывая в разных объединениях, расширяет круг общения, он общается с другими личностями, развивается, узнает, что есть разные люди с различными взглядами и характерами, проходит адаптацию в другой микросреде и учиться постоять за себя, быть стрессоустойчивым.

Итак, с целью выявления уровня удовлетворенности каждого воспитанника от пребывания в лагере «Чэчир» и чтобы оценить свою деятельность, в период летней педагогической практики с 29 июня по 19 июля 2016 года, мы наблюдали за поведением каждого ребенка и в конце практики провели мини-исследование в виде опроса. По их уровню удовлетворенности мы можем выявить, адаптацию ребенка в лагере, а, следовательно, совершенствование коммуникативных навыков. В опросе детям предложили прослушать следующие утверждения:

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

По данным утверждениям дети оценили путем ранжирования степень согласия с их содержанием по следующим баллам:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

Всего в опросе участвовало 29 детей. Исследование проводилось в анонимной форме, шкала оценивания по цифрам была написана на доске, мы задавали вопросы и каждый отвечал самостоятельно.

Обработка полученных данных выявлялась по показателям удовлетворённости детей -(У). У - является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

Анализ данных показал, что высокую степень удовлетворенности от жизни лагеря получили 13 детей, среднюю удовлетворенность получили 15 детей и ниже среднего 1 ребенок. Это означает, что дневной летний лагерь «Чэчир» смог удовлетворить своей работой большинство детей за короткое время.Дети ждут наступление нового дня в лагере с радостью, в лагере у них обычно бывает хорошее настроение, им нравится работа вожатых и их отношение к ним, они всегда могут свободно высказывать своё мнение, у них есть любимые занятия в лагере. Один ребенок, который оценил работу нашего лагеря ниже среднего, поставил шкалу один, в вопросах которые связаны с коммуникативной способностью (4;5;6;8 вопросы). Это может говорит о том, что из-за недостаточного развития коммуникативной способности он не смог полностью реализовать себя, поэтому чувствовал себя неловко. Это показывает, что он не прошел адаптацию в лагере.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развивать коммуникативные способности детей с младшего возраста и следить за их успехом приспособления очень важно. Так как, развитие этих способностей поможет ребенку пристраиваться в разных социальных средах и, если ребенок не может адаптироваться или проходит ее медленно, то необходимо помочь ему в тот же момент. Провести беседы, мероприятия для самореализации, игр для сплочения и индивидуальные работы. Мы считаем, что таким образом можно добиться отличного результата, плодотворной работы и комфортного климата для детей. Потому что, вовремя оказанная помощь обеспечивает полноценное самоутверждение ребенку, дает веру в себе и свои силы. Таким образом, ребёнок с развитой коммуникативной способностью сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни. Он будет уметь быстро приспосабливаться и освоить какую-то социальную роль.