Полный текст статьи
Печать

Темпы развития современного мира требуют от человека умения быстро ориентироваться к меняющимся условиям, новым жизненным ситуациям, быстро перестраиваться и идти в ногу со временем [1, с.217-220].Ключевыми понятиями нашего времени являются конкурентоспособность, профессионализм, обучаемость и креативность.   Страна  нуждается  в «самообучающихся» людях. Об этом говорится в докладе  Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «… развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» [2].

С этих позиций, формирование личности человека начинается с рождения, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте. Каждый любящий  родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, успешным, востребованным и компетентным. Чтобы вырастить такого человека, успешного и довольного своей жизнью, с правильной жизненной позицией, необходимо его воспитать, вложить в него много сил и времени; проявить всю любовь и терпимость. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества личности [3].

Младший школьный возраст - это основа, фундамент человека. Поступление в школу – одно из важных событий в жизни ребенка и огромное событие в семье. До школы основной деятельностью ребенка была игра, после поступления в школу его ведущей деятельностью становится учеба. В начальной школе ребенку предстоит овладеть целым рядом способов учения, навыками учебной деятельности. И от того, как сложится отношение с учебой, зависит все будущее ребенка: как он будет учится дальше и каким человеком вырастет? Следовательно, личность  человека формируется в начальных классах[3].

Федеральный  государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, принятые в 2010г., требуют формирования универсальных учебных действий у младших школьников[4]. Ведь умение оперировать этими действиями помогает в учебе и формирует у школьников умение учиться самостоятельно, мыслить и действовать творчески в современных условиях. Практика показывает, что в старших классах успешно продвигаются те учащиеся, которые овладели в достаточной степени универсальными учебными действиями  в начальной школе.

В связи с этим, нами рассмотрены личностные универсальные учебные действия[5]. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия - это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее, будущий выпускник школы должен быть сформирован как полноценный гражданин России, который  любит свою страну, чувствует  гордость за Родину и ее народ. Он должен осознавать свою этническую принадлежность и общероссийскую гражданскую идентичность «Я- гражданин России».

Смыслообразование  - это мотивы и смысл обучения, т.е. четкое пониманиедля чего, с какой целью учиться? При этом главным доминирующим мотивом должен быть учебно-познавательный. Сформированность  «Я – концепции», т.е. самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, способностей и умений; нравственных качеств, переживаний, характера отношений к нему взрослых; овладением определенным уровнем своего развития и критичной оценкой своих достижений и личностных качеств.

Нравственно-этическая ориентация - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, понимание того, что такое хорошо и плохо; знание основных моральных норм: честность, правдивость, ответственность, взаимопомощь, установка на здоровый образ жизни [5].

Теоретико-методологической основой разработки Про­граммы развития универсальных учебных действий в системе начального общего образования в свете государственных образовательных стандартов нового поколения стали:

—   культурно-исторический, системно-деятельностный под­ход, разработанный в трудах отечественных психоло­гов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., где раскрываются основные психологи­ческие условия и механизмы процесса усвоения знаний, фор­мирования картины мира; общая структура, способы, формы и методы учебной деятель­ности учащихся;

—   учение о структуре и динамике психологического воз­раста (Л. С. Выготский) и периодизация психического разви­тия ребёнка, определяющая возрастные психологические осо­бенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин)[6].

            Исходя из вышеизложенных основополагающих положений, учителю для формирования  личностных УУД у младшего школьника, очень важно знать уровень сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения  и нравственно -этической ориентации. С учетом этого нами были проведены  «Беседы о школе».

Так, рассмотрим методику «Беседы о школе» (по модифицированному варианту  Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения и поведения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле­нию в школу и школьной действительности; действия, уста­навливающие смысл учения.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком иописание задания: ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

  1. Что для тебя самое интересное?
  2. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  3. Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5.         Представь, что есть школа «А» и школа «Б». В школе
«А» такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика,  письмо  и только  иногда рисование,  музыка,физкультура. В школе «Б» другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

  1. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались и он тебя спрашивает: «...?».Подумай, о чем он тебя может спросить.
  2. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходи­мости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

  1. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в пред­почтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
  2. Предпочтение классных коллективных занятий индиви­дуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сла­дости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Согласно разработанным нами вопросам было выборочно опрошено 5 детей : 

 

Вопросы

Тебе

нравится в школе?

Что для тебя самое интересное?

 

Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

 

Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

 

Представь, что есть школа А и школа Б. В школе
А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика,  письмо  и только  иногда рисование,  музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «...?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

 

Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

 

Ответы учащихся первого класса

1

да

Играть с друзьями

Хорошо учится

да

Б

Как у тебя дела

Пятерку

2

да

рисовать

Хорошо учится

да

Б

Как зовут

шоколадку

3

да

Урок математики, физ-ра

Который хорошо учится, я нормальный

Нет

А больше ума

Хорошо учился в школе

Пятерку

4

да

Математику

Хорошо учится

Нет

А

Как учишься школе

Пятерку в журнал

5

да

Технология

Хорошо учится

Нет

Б

Хорошо учишься

Пятерку. В школу учатся не из-за игрушки.

                     

 

Как видно из данных, результаты ответов первоклассников показали, что уровень сформированности позиции школьника, мотивации учения и поведения у них имеют следующее состояние:

   -  Из пяти учащихся у двух уровень сформированности мотивации к учебе низкий: у одного преобладает игровой мотив, у второго  отсутствует оценочный мотив: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.  Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних [7].

   -  У троих мотивации на высоком уровне, так как у них доминирует учебно-познавательный мотив. Учебно-познавательные мотивы – это интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов [7].

В целом, позицию школьника  приняли большинство детей. Они  понимают, что ученик и учеба взаимосвязаны, что хороший ученик это тот, кто хорошо учится. У двоих детей положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительнос­ти (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пой­ти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. У троих сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.