В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию способностей и личных качеств ребенка.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей[1, с. 24].
Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого учащегося. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся. Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, в новых взглядах на образовательные результаты. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей учащегося при том, что он сам выбирает ее.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеурочная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.[1, с.121].
Роль дополнительного образования – помочь детям сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам.
Ребенок – постоянно развивающаяся личность, которая хочет узнавать и открывать для себя новое каждый день. То, что было для него важным сегодня, может потерять интерес завтра. Младший школьный возраст – это время, когда ребенок, может попробовать себя во всех видах внеучебной деятельности. Но отчасти, такой возможности у них нет. Можно привести для этого, несколько причин:
- выбор внеучебной деятельности родителями за ребенка,
- нехватка времени,
ребенок сам не знает, чем хочет заниматься.
В настоящее время, внеучебные занятия, секции и разные кружки стали очень популярны. Родители тратят много времени, усилий, денег на то, чтобы их ребенок развивал свои способности, таланты. Но выбор дополнительного образования имеет свои сложные вопросы: В какой кружок отдать ребенка? Не будет ли слишком большая нагрузка? С какого возраста лучше отдать ребенка в кружок?
Чтобы узнать какие проблемы встречают родители младших школьников, перед выбором внеучебных занятий для своего ребенка, мы провели опрос. В анкетировании принимали участие родители Намской средней общеобразовательной школы №2. В таблице 1 приведены вопросы анкетирования.
Таблица 1
Анкетирование
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Как Вы думаете во сколько лет можно отдать ребенка в кружок? |
|
2 |
Ходит ли Ваш ребенок в кружки, секции, внеучебные занятия. |
|
3 |
Если да, то в какие? |
|
4 |
Если нет, то назовите причину. |
|
По мнению родителей, ребенка нужно отдавать в секции и кружки с 6-7 лет. Некоторые родители думают, что чем раньше, тем лучше.
На вопрос со скольки лет можно ребенку посещать секции и кружки, известные психологи и ученые отмечают самим ранним возрастом, когда ребенок готов- это 4 года. Но следует учитывать его здоровье, и физические и умственные способности. Отдельно можно отметить спортивные секции, такие как гимнастика, плавание, куда можно отдать ребенка с 2-3х лет.
По результатам опроса было выявлено, что младшие школьники посещают такие кружки как: спорт – 30 %, танцы – 17 %, пение и рисование – по 6 %, научно - исследовательские и образовательные занятия – 3 %, другое ( театральное, фотографии, журналистика, экскурсии и др.) – 2 %, а остальные 33% - не посещают ничего вообще. Это видно в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
Внеурочные занятия |
% |
1 |
Танцевальный |
17 |
2 |
Спортивный |
30 |
3 |
Пение |
6 |
4 |
Рисование |
6 |
5 |
Научно-исследовательские занятия |
3 |
6 |
Образовательные занятия |
3 |
7 |
Другое |
2 |
8 |
Не посещают доп. Занятия |
33 |
Причин тому, что некоторые младшие школьники не посещают внеучебные занятия много. Например: нехватки времени у родителей, чтобы водить ребенка каждый день, денег, на некоторые платные секции. Но основной причиной они выделили то, что они не хотят лишать своего ребенка детства и нагружать его еще и помимо учебы.
К сожалению, этот миф культивируется многими врачами, психологами и учеными. Соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки. Родители считают, что ребенок и так много занимается, получает много заданий в школе, и он будет уставать и физически и морально. Но это не так.
У ребенка врожденная жажда познания и развития. Ему интересно учиться, узнавать новое, делать открытия, строить гипотезы и искать им подтверждение. Это и есть развитие. Это и есть детство. Не надо лишать своего ребенка детства – нужно помогать ему найти тех, с кем он сможет совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей[2, с. 18].
При выборе кружка нужно учитывать и желание ребенка. Может он хочет танцевать, но стесняется об этом сказать. Может у него талант к лепке глиной ( которую часто не испоьзуют в школах), а родители этого не знают, да и сам ребенок тоже. Может ребенку лень куда-то ходить, делать уроки, но если он найдет то, что ему по душе, он будет стараться, у него то, на что он сможет вкладывать свою душу и одновременно отдыхать морально, психологически.
Кружок – это не будущая профессия. Не стоит, отдавая ребенка в секцию раз и навсегда, определяя ему готовую траекторию будущего. Напротив, пусть он попробует десяток кружков, самых разных. Тогда шанс выбрать собственную и действительно правильную траекторию, значительно возрастет. Родители не должны решать за ребенка. Они должны помогать ему, показать какие варианты есть. Как и учитель. Поэтому здесь так же важно взаимодействие учителя с родителями. [3, с 45].
Младший школьный возраст, это возраст когда ребенок максимально готов к новым знаниям, открытиям. Это время когда он может пробовать, ошибаться и пробовать снова.
Исходя из этого, мы предлагаем следующую концепцию дополнительного образования для младших школьников. Основной целью, которого является – возможность самостоятельного выбора занятий ребёнком и всестороннее развитие личности младшего школьника. «Большая маленькая страна» - это система свободных занятий, особенностью которых является то, что ребенок может заниматься чем хочет и сколько захочет.
Внеучебная деятельность в образовательных учреждениях обычно начинается после обеда, после основных занятий школьников. Так, после уроков открывает двери «Большая маленькая страна». Это занятия, самых разнообразных направлений, которые ребенок может сам выбрать по настроению. Если захотел полепить, то идет в класс лепки, если ему там не понравилось, то идет решать логические задачи, а если захочет размяться, идет на физиотерапию.
Основные задачи дополнительного образования:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация детей;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- организация содержательного досуга детей;
- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.[3, 67].
Также мы считаем, что главной задачей является мотивация ребенка к самообразованию. И для этого педагог должен создать благоприятные условия, занятия должны проходить в интересной для ребенка форме.
Далее, в таблице 3 приведены примеры занятий, с примерными формами их проведения.
Таблица 3
|
Наименование занятий |
Форма проведения |
1 |
Город губернатора Циферкина |
Решение логических задач, игры «Магазин», «Монополия». |
2 |
Театр «Улыбка» |
Развитие речи, записи песен, постановки миниатюр. |
3 |
Знайка и Незнайка |
Интересные факты, опыты. |
4 |
Я должен это знать! |
Правила ПДД в виде игр, первая помощь, техника безопасности и др. |
5 |
Город бумажных кораблей |
Аппликация, папье маше, оригами и др. |
6 |
Я строитель! |
Лепка, конструкторы, лего. |
7 |
Я художник! |
Живопись, нетрадиционные техники рисования |
8 |
Если хочешь быть здоров |
Физиотерапия |
9 |
Цветочная поляна |
Посадка рассады, фруктов, овощей и др. |
Примерные занятия дополнительных занятий «Большая маленькая страна»
Чтобы узнать заинтересованность к таким типам занятий мы провели опрос среди младших школьников Намской среднеобразовательной школы №2. Опрос состоял всего из одного вопроса: Какое занятие ты бы посещал? В опросе принимали учащиеся с 1 по 4 классы. В таблице 4 приведены результаты опроса.
Таблица 4
|
Наименование занятий |
Учащиеся в % |
1 |
Город губернатора Циферкина |
2% |
2 |
Театр «Улыбка» |
7% |
3 |
Знайка и Незнайка |
3% |
4 |
Я должен это знать! |
4% |
5 |
Город бумажных кораблей |
7% |
6 |
Я строитель! |
3% |
7 |
Я художник! |
3% |
8 |
Если хочешь быть здоров |
2% |
9 |
Цветочная поляна |
2% |
10 |
Хочу на все занятия |
67% |
По результатам опроса было выявлено, что большая половина учащихся хочет посетить 3 и более занятий. Ребята все спрашивали, можно ли им выбрать несколько занятий. Так же, младшие школьники были обеспокоены тем, что можно ли будет пойти на другое занятие, если им не понравится, то или иное занятие.
Если дать ребенку свободу выбора, у него появится желание и мотивация. В развитии личности ребенка это играет очень важную роль. В наше время, когда телефон, интернет имеют слишком большое значение, необходимо заинтересовать ребенка, мотивировать его, развивать личностные качества, помочь раскрыть свои таланты, которые есть у каждого ребенка. И дополнительное образованиеиграет в этом самую важную роль.
Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.