В период перехода общества из одной общественной формации в другую, в период социально-экономической нестабильности разрабатываются различные вариативные программы и положения обучения и воспитания, максимально приближенные к запросам родителей, детей и, конечно, общества в целом. Формирование человека, воспитание личности – процесс созидательный. Он не может идти нормально в условиях разрушения нравственности, смены ценностей и общего мировоззренческого кризиса. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения. Надо отметить, что образовательная среда человека – это его окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует [2.с.126].
Исходя из этого положения перед школой, семьей, общественными молодежными организациями, трудовыми коллективами, общественностью, учреждениями науки, культуры и искусства выдвигаются большие и ответственные проблемы. Планомерное и всестороннее совершенствование учебно-воспитательного процесса во всем образовательном пространстве современного общества, более полное раскрытие его гуманистической природы, дальнейшее повышение творческой активности подрастающего поколения – вот основное поле их деятельности. Важнейшая воспитательная задача школы – развивать культуру чувств, не ограничиваться бесстрастным накоплением знаний, а поднимать познавательную активность учащихся, самостоятельность мышления, ликвидировать разрыв между уровнем образованности и уровнем обшей культуры. Для достижения этой цели необходимо приобщить подрастающее поколение к духовному богатству своего народа, опираясь на громадный духовный творческий потенциал, накопленный поколениями.
За годы внедрения Концепции обновления и развития национальной школы и Целевой Программы развития образования в Республике Саха (Якутия) наметились такие достижения: возрождение интереса к национальной культуре, истории, возвращение к традициям и обычаям, уважение к родному языку, повышение интереса к знаниям. Наиболее ярко он проявляется в окружающем нас обществе, во всех аспектах культуры, ставшей органической частью быта, в общественных и межличностных отношениях, во всех видах и жанрах искусства. В культуре находят свое реальное выражение социальные, нравственные понятия и взгляды, воплощающие гуманистическую сущность нашего образа жизни. Эстетическая культура, являющаяся частью духовной культуры, характеризуется прежде всего уровнем эстетического сознания.
Исследователи народной педагогики А.А. Григорьева и М.И. Баишева в своем фундаментальном труде «Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо» обращают пристальное внимание на жизненно-практический аспект педагогической мудрости народа саха. Они отмечают, что воспитание созидающей и саморазвивающейся личности человека; виды и формы воззрений народа саха выстроены на материалах олонхо, на традиционном воспитании детей в якутской семье. Здесь надо отметить целостную концепцию педагогических воззрений народа саха, выстроенной на материале олонхо, которая выражена в народных идеалах, ценностях, педагогических идеях формирования современной творческой личности в условиях реформирования всей системы образования [1.c. 26]
Народное воспитание приобретает более целенаправленный характер воспитательных воздействий на личность ребенка, ориентирует родителей на создание благоприятных условий для самовоспитания и саморазвития детей. Выявление особенностей подготовки молодежи к жизни и труду на основе опыта народной педагогики, определение комплексности изучаемой проблемы разработки этнопедагогических основ формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников позволили нам подойти к рассмотрению и созданию целостной организационно-функциональной модели системы, обеспечивающей выбор личностью своего жизненного пути и будущей профессии.