Полный текст статьи
Печать

В условиях реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования идет активный поиск путей развития личности, которые позволят сохранить духовно-нравственные основы отечественного воспитания детей.

Воспитание безопасного поведения детей – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который целенаправленно начинается в дошкольных образовательных организациях.

В дошкольных учреждениях сегодня реализуется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», цель которой заключается в «формировании у ребенка навыков разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни [2].

Авторы считают, что программа «нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий» [2].

Следует указать, что в обеспечении безопасности детей до сих пор недостаточно изучена проблема формирования духовно-нравственных основ безопасности детей, т.е. «взращение» ценностности ребенка как сущностного его качества [1].  Безусловно, истоками их «взращения» являются этнокультурные ценности, менталитетные качества родного народа.

Формирование духовно-нравственных основ безопасного поведения детей призваны обеспечить защиту ребенка от негативного информационного, психологического и морального воздействия на его формирующееся сознание. Игнорирование проблемы формирования духовно-нравственных основ безопасности ребенка обычно приводит к нарушениям в личностном развитии ребенка, в его адаптации в социуме.

В связи с этим приобретают особое значение проблемы формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей именно с дошкольного детства. Потому мы считаем,изучение и обоснование педагогических условий эффективного формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста должны стать одной из главных задач современного дошкольного образования.

Поставленная цель связана с проблемами духовных катаклизмов в обществе. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умений, способности адекватного реагирования и поведения в обществе.

В настоящее время по данной проблеме при лаборатории этнокультурного образования проводится планомерная экспериментальная работа, в которую вовлечены студенты дошкольного отделения педагогического института.

В процессе эксперимента отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей в области безопасного поведения, вырабатываются их практические умения в общении со сверстниками и взрослыми людьми в разных жизненных ситуациях. Вся система работы построена на этнокультурных и национальных ценностях, свойственных нашим народам. С целью формирования духовно-ценностных основ безопасности личности, безопасного поведения ребенка в социуме студентами обоснован комплекс мероприятий, а для педагогов ДОО разработаны содержания философических бесед, аналитических интерпретаций ситуаций, статических и динамических медитаций, визуализация позитивных семейных и этнокультурных традиций по проблеме и мн. др.

По итогам проделанной и проведенной студентами экспериментальной работы можно сделать такие выводы:

  1. Деятельность по формированию духовно-нравственных основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста строится на технологиях проблемного и эвристического образования и включает основополагающие направления безопасности (психологическое, информационное, социальное).

2. Обсуждение в научном кружке и самостоятельный теоретический анализ студентами научных трудов позволяет глубже познать взаимообусловленность исторических, этносоциальных, этнокультурных основ духовно-нравственного развития детей.  

3. Студентами подчеркивается, что для формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей на ценностях этнокультурных традиций необходимо новое видение позиций основных компонентов образовательной среды. В содержательном компоненте – включение многообразия фольклора как источника этонокультурных ценностей, актуализация субъективной составляющей их ценностей; методическом – расширение проблемно-поисковых, исследовательских методик и диалогического взаимодействия детей; в предметной сфере – создание развивающей и адаптивно-реабилитационной среды для детей.

3. Исследования подтверждают, что старший дошкольный возраст сензитивен для развития сущностных духовно-гуманистических основ личности. В этом периоде ребенок - полноправный субъект жизни, культуры, духовного родства народов, потому воспитание его должно осуществляться по принципу диалога и способствовать нахождению общего «своего» и «другого», обеспечить открытость миру.

4. Целенаправленное формирование духовно-гуманистической направленности личности ребенка предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех шаблона, а с учетом индивидуальности каждого.

Считаем, что сформированность духовно-гуманистических основ безопасного поведения детей в дошкольном детстве является судьбоносной в дальнейшей самореализации себя в жизни.