Полный текст статьи
Печать

Система  высшего профессионального образования в настоящее время требует от выпускника педагогических специальностей: конкурентоспособности в профессиональной деятельности, напротив данному фактору – умение взаимодействовать со всеми субъектами образовательного коллектива, стремление к саморазвитию, к самосовершенствованию, умение достигать поставленных целей и решать профессиональные задачи. Итак, профессиональная подготовка будущих педагогов в обучение и воспитание предполагает знание психологии и педагогики, знания возрастных особенностей обучающихся, знания методов и приемов современных педагогических технологий, развитие коммуникативных навыков.

Обучение – систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения их знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утвержденных программ и в результате собственной активной деятельности [5, 22].Обучение, есть цикличность и кумуляция полученных знаний, процесс постоянного обновления. Существует осознанное и неосознанное обучение. Осознанным является обучение при помощи образования, неосознанным является обучение на основе опыта. Человек черпает знания в образовательных учреждениях, а также передача знаний происходит с социокультурной среды, но немаловажным являются полученные знания через собственный жизненный опыт. Опыт приобретается через деятельность, т.е. происходящие ситуации дают новые знания. Таким образом, при возможности некого действия происходит оптимальное обучение.

Обучение формируется через внутреннее усвоение полученных знаний. Жан Пиаже подчеркивает роль интериоризации в образовании «операций», сочетаний обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних вещей каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное; только в идеальном плане (который приравнивается к внутреннему) можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогошающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира [1, 239]. Таким образом, интериоризация–формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развёрнутое материальное действие в процессе интериоризацииобобщается, сокращается и на заключительной её стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. [4].

Процесс интериоризации тесно связан с общением, в рамках взаимодействия с другими людьми происходит переход внешних действий во внутренний план. Формирование социальных структур сознания личности происходит в процессе общения. [2, 20].

От качества взаимодействия преподавателя и студентов зависит результативность учебного процесса, таким образом, значимым является преподавание, при которых достигаются наиболее эффективные результаты. А.В. Мордовская в своей работе приводит нам модели обучения:

1. Пассивная модель обучения – характеризуется активностью обучающей среды. Внешние условия, при которых осуществляется учение, доминируют благодаря четкому управлению процессом обучения со стороны преподавателя, который отводит обучающимся пассивную роль слушателей. Обучаемый выступает как объект обучения. Познавательная деятельность учащихся характеризуется недостаточным уровнем мыслительной активности и самостоятельности.

2. Активная модель обучения – занимает промежуточное положение при переходе от исполнительской (пассивной) к интерактивной деятельности. Данные методы обучения предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности студентов. При такой организации учебного процесса обучаемый выступает в качестве субъекта обучения как носитель активности и самостоятельности. Познавательная деятельность студента направлена на себя и преподавателя, а не на других участников образовательного процесса. 

3. Интерактивная модель обучения – создают благоприятные условия для активной познавательной деятельности студентов, сотрудничества между всеми участниками учебного процесса. Отличительной особенностью данного метода обучения является взаимодействие обучающихся, при котором происходит совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств [3,11]. В отличие от пассивных и активных моделей обучения, происходит активизация мыслительной деятельности студентов, а также имеет стимулирующий характер в обучение, формирует коллективистский дух, активно взаимодействовать с другими субъектами учебного процесса.

Интерактивная технология – это совокупность способов интенсивного межсубъектного взаимодействия педагога и студентов, последовательная реализация которых обеспечит получение гарантированного результата и создаст педагогически целесообразные условия для развития обучающихся [3, 18]. Интерактивные технологии представляют собой проблемно-диалогическое обучение, развитие коммуникативных навыков, что является важным для профессиональной подготовки бакалавров. Каждый студент вносит свой вклад, высказывает свою точку зрения, происходит активный обмен знаниями и идеями, тем самым данная технология работает как стимул, ведь заинтересованность при помощи данной технологии на высшем уровне. Предельно самостоятельно студенты решают выставленные проблемы, моделируют ситуации, самоконтроль и контроль деятельности друг друга. Преподаватель в процессе обучения выступает как «навигатор» в сфере получаемых знаний, выстраивая, контролируя, наблюдая за деятельностью студентов. Интерактивные технологии способствуют творческому подходу к деятельности, анализу учебной информации самими обучающимися, и тем самым осознанию данной деятельности. Обучающиеся раскрывают свою индивидуальность и предрасположенность к самостоятельным действиям. Происходит реализация компетентностного подхода в обучение, и таким образом повышается эффективность образовательного процесса.