Полный текст статьи
Печать

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Образование является одним из старейших и самых фундаментальных социальных институтов. В течение многих веков люди учились и развивались, сформировав определенную систему усвоения знаний. Каждый из нас является участником образовательного процесса в течение своей жизни. Новые технологии не могли не затронуть сферы образования. Все больше и больше студентов по всему миру не представляют своего обучения без современных гаджетов.

Га́джет с английского gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка. Гаджетом является небольшим устройством, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Цифровые фотоаппараты, коммуникаторы, планшетные компьютеры, мобильные телефоны, GPS-навигаторы, MP3-плееры, флешки - это самые привычные гаджеты для нас. Но в этой статье мы рассмотрим те гаджеты, которые используются студентами в процессе обучения, в большинство случаев это ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Голицына И.Н., Половникова Н.Л. говорят о том, что применение гаджетов, как и любое другое социальное явление, имеет как положительные так и отрицательные стороны. Среди них отмечают следующие:

- положительные стороны: активное взаимодействие, наличие сенсорного экрана, занимают мало места, возможность работы в группе, использование функции КПК или беспроводной сети, не привязан к конкретному месту, можно учиться не выходя из дома, быстрый поиск необходимой информации;

- отрицательные стороны: малый экран, ограничение памяти, необходимость подзарядки [1].

В настоящее время преподаватели вузов обязаны создавать учебный контент на сайтах образовательных учреждений. В частности, в СВФУ работает Якутский глобальный университет, на страницах сайта которого, находятся учебные материалы для самостоятельной работы студентов. Также в учебные программы по дисциплинам для формирования конкретных компетенций у студентов преподаватели закладываются разные виды СРС, сделанные при помощи разнообразных средств ИКТ [2,3].

Хочется отметить, что несмотря на активное использование гаджетов в процессе обучения, для некоторых студентов они являются хорошими помощниками и улучшают в итоге их результаты, а для других они выполняют роль «медвежьей услуги» и отрицательно влияют на их результаты обучения. Интересно понять почему для одних использование гаджетов приводит к качественному скачку в эффективности обучения, а для других - является губительным и лишь мешает освоению учебной программы.

Целью данного исследования является выявление и оценка того, какую роль играют технические устройства в процессе обучения. С целью выявить как относятся студенты к гаджетам в образовательном процессе, нами было проведено анкетирование среди бакалавров 1-5 курсов разных факультетов, проживающих в общежитиях СВФУ. Общее количество респондентов - 56 человек. Анкета состояла из 6 вопросов, касающихся личных отношений студентов к использованию гаджетов в процессе обучения. 

1. «Выберите техническое устройство, которое считаете самым эффективным для применения в процессе обучения».

Из результатов мы видим, что телефон является самым эффективным устройством для студентов и только потом во втором месте располагается ноутбук и далее планшет. Результаты были вполне предсказуемыми, так как сейчас телефон является самым доступным, удобным и к тому же эффективным в работе гаджетом.  

2. «Считаете ли вы допустимым пользоваться гаджетами во время занятий?»

Из результатов, мы делаем вывод, что есть небольшое количество студентов, которые считают не допустимым пользоваться гаджетами во время занятий. Но в то же время, добрая половина респондентов наоборот считают, что можно пользоваться телефоном во время занятий. Результат тоже вполне ожидаем. Ведь на некоторых занятиях он необходим, к примеру, для просмотра учебника или какого-нибудь учебного материала. 

3. «Как вы считаете, положительно ли влияют гаджеты на процесс обучения?»

Здесь же большинство респондентов, считают, что гаджеты положительно влияют на процесс обучения. Это, скорее всего, обусловлено, тем, что студенты активно используют смартфоны для прочтения учебников во время занятий, выполнения различного рода заданий (самостоятельной работы студента) в ноутбуке. Но некоторые считают, что гаджеты мешают в процессе обучения. Не всегда студенты пользуются гаджетами во время занятий именно для того, чтобы использовать его в учебе, но и для личных целей. И это отвлекает их от учебного процесса, что пагубно влияет на восприятие информации. Они считают, что они могли бы обходиться и без гаджетов. Ведь раньше наши предки отлично обходились и без технологий. 

4. «Как часто вы пользуетесь телефоном во время занятий?»

Из результатов, мы видим, что соотношение студентов, которые редко пользуются гаджетами и часто пользуются равно почти 50/50. Это обусловлено тем, что не все просматривают материал дисциплины на смартфоне или на каком-нибудь другом устройстве. А используют гаджеты в качестве шпаргалок, либо для просмотра социальных сетей. А те студенты, которые часто пользуются гаджетами для того, чтобы просматривать материал дисциплины в гаджетах или для записи лекций. 

5. «Для каких целей вы пользуетесь телефоном во время занятий (если вы пользуетесь)?»

Большинство студентов пользуются гаджетами в качестве шпаргалок, что является большим минусом. И только 37% студентов пользуются гаджетами во время занятий для учебных целей. Не пользуются гаджетами только 2%.

 6. «Как бы вы учились без технических устройств?»

Здесь мы видим ответы студентов, где они оценивают, как бы они учились без технических устройств. Их опрошенных 40% респондентов считают, что отсутствие гаджетов никак не повлияет на их успеваемость в учебе. Это является неплохим показателем, что все же люди не полностью доверяют техническим устройствам и предпочитают получать знания традиционным путем. 27 % респондентов из опрошенных считают, что они не смогут справиться с учебой при отсутствии технических устройств. Это показывает нам, что есть такие студенты, которые уже полностью доверяют гаджетам, и при их отсутствии успеваемость учебы разумеется ухудшится. А те, которые считают, что наоборот отсутствие гаджетов приведет к улучшению их учебы очень мала – 9% опрошенных.

Таким образом, с помощью технических устройств студенты получают долю информации, готовятся к занятиям, записывают лекции, просматривают учебник по дисциплине - это положительные моменты их использования. Среди негативного воздействия гаджетов на образовательный процесс студентов можно назвать подглядывание ответов и решений заданий на контрольных работах и на самостоятельных работах, просиживание в социальных сетях во время занятий.