Трансформационные изменения в экономике оказали огромное влияние на все сферы жизни нашего общества, и в первую очередь, на систему дополнительного профессионального образования (далее ДПО), которая призвана обновить и совершенствовать знания; обеспечить новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности или способствовать в получении нового вида деятельности/квалификацию; повысить профессиональный уровень специалистов в рамках имеющейся квалификации. Высокая квалификация персонала – важнейшее конкурентное преимущество любой организации/учреждения, компании.
Интенсивное развитие производственных технологий и научно-технический прогресс требуют от специалистов постоянного повышения профессиональных навыков и компетенций. Сегодня вместо квалификационных справочников приходит система профессиональных стандартов, соответствующая современным требованиям. Профессиональные стандарты необходимы для оценки квалификации работников.
Для успешного введения в практику различных инноваций специалист должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В связи с этим необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности становится актуальным.
В 2016 г. удостоверение СВФУ установленного образца получили 3128 человек. Всего за 7 лет по ДПП обучено 20 285 человек. Стабильность результатов образовательной деятельности свидетельствует проведенный мониторинг. На протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли образовательных услуг на 8-9%, так как востребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его профессиональной квалификации. Сегодня специалистам реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса востребованным становится получение нового вида деятельности/квалификации посредством курсов профессиональной переподготовки. Диплом СВФУ о профессиональной переподготовке установленного образца получили 739 человек, это на 11% меньше, чем в прошлом году (табл. 1). Следует отметить, что понижение показателя может зависеть от увеличения количества структурных подразделений СВФУ, занимающихся образованием взрослых.
Таблица 1
Статистика по курсам ПК, ПП с 2010 по 2016 гг.
№ |
Вид программы |
Количество |
Итого |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
Курсы ПК с выдачей удостоверения |
99 |
1775 |
3405 |
2751 |
3180 |
3110 |
3128 |
17 448 |
2 |
Курсы ПП с выдачей диплома |
0 |
78 |
232 |
387 |
572 |
829 |
739 |
2837 |
|
Итого за год |
99 |
1853 |
3637 |
3138 |
3752 |
3932 |
3867 |
20 285 |
Проводимые институтом курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки способствуют выйти на новый уровень в решении нестандартных ситуаций, освоению новых профессиональных компетенций, обновлению форм и методов профессиональной деятельности и т.д.
Сотрудники института обладают не только совокупностью знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы, но и обеспечивают осуществление широкого спектра профессиональных функций. Каждому сотруднику необходимо осуществлять работу по смежной профессии и уметь взаимодействовать с коллегами родственных профессий, то есть необходимо также владеть дополнительными компетенциями. Концентрация усилий в единое целое способствует эффективной и качественной организации деятельности интегративной системы дополнительного профессионального образования. Высокотехнологичное построение деятельности института позволяет ежегодно выполнять план работ, а также удовлетворять возрастающую потребность сектора экономики, бизнеса и социальной сферы.
В настоящее время одним из эффективных способов выявления удовлетворенности качеством образовательных услуг является проведение социсследования посредством анкетирования. Анализ выборочных анкет выходного тестирования 732 слушателей курсов позволило сделать выводы о том, что курсы способствовали повышению:
1. Мотивационного компонента у 98,6% человек, в части:
- выполнения собственных функциональных обязанностей с позиций оптимизации деятельности учреждения у 68,6% слушателей;
- стремление занять приоритетную позицию в системе образования – 76%;
- готовность к непрерывному образованию – 81%.
2. Профессионально-образовательного компонента у 100% слушателей, в части:
- стремление к познанию особенностей организации системы образования на новой технологической основе -74%;
- владение современными приемами организации совместной деятельности и основами прогнозирования ее результатов -69%;
- стремление к изучению современных технологий, психологических особенностей различных должностей- 64%;
- готовность к активному участию в выборе содержания и методов обучения/ работы-100%;
- умение производить рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности – 53%.
3. Профессионально-деятельностного компонента у 88,6% слушателей, части:
- владение интеллектуальными инструментальными средствами познания, транслирование теоретических основ организации образования в сферу профессиональной деятельности - 73%;
- формирование системы профессиональных компетенций-64%;
- владение навыками информационного, имитационного и динамического моделирования как основы разработки стратегии развития образовательных систем в условиях неопределенности конкурентной среды- 58%;
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,- 72%.
4. Информационно-коммуникационного компонента у 95,8 % слушателей, в части:
- владение средствами современных информационных и коммуникационных технологий с целью качественного выполнения нестандартных задач – 82%
- стремление к расширению информационно-коммуникационного пространства, способность вести деловые переговоры -67%;
- коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания – 87.5%.
Проведенное анкетирование среди участников курсов повышения квалификации, а также динамика индекса удовлетворенности общим содержанием курсов подтверждают соответствие целей курсов ожидаемым потребностям респондентов. В целом, на основе анализа анкетных данных можно отметить, что содержание, механизм построения и реализации курсов удовлетворили респондентов. Изучение и оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг позволяет получить необходимую информацию для устранения и корректировки учебного процесса, начиная с момента организационных работ и кончая самим образовательным процессом.
Таким образом, модернизация социально-экономических систем ставит все новые требования к профессиональной деятельности специалиста, что приводит к необходимости постоянно обновлять накопленные знания, профессиональные умения и навыки.