Полный текст статьи
Печать

В настоящее время актуальны исследования по проблемам профессиональной направленности старшеклассников. С введением ЕГЭ у выпускников школ наблюдается тенденция долгого поиска себя, нечеткого представления сферы будущей профессии.

Успех выбора профессии старшеклассников в многом зависит от правильного и своевременного выявления его интересов. Поэтому воспитание устойчивых профессиональных интересов и их изучение является одной из главных задач проблемы формирования профессиональной направленности. Большой вклад в исследование проблем профессиональной направленности внесли Б.М. Теплов, С.Н. Чистякова, Д.А. Данилов А.В. Мордовская, Ф.Д. Товарищева  и др., которые рассматривают профессиональный интерес как временное состояние, связанное с отношением к определенному объекту, и как устойчивая профессиональная направленность личности, и как познавательная активность личности, и как целевая устремленность [1-5].

            Наиболее полная разработка критериев и показателей профессиональной направленности старшеклассников и  готовности к выбору профессии даны С.Н.Чистяковой, Е.В. Машиньян :

  1. Мотивационно-потребностный критерий;
  2. Когнитивный критерий (информированности);
  3. Деятельностно-практический критерий [5].

В соответствии с предложенными критериями нами определены уровни сформированности: высокий, средний и низкий.

C целью выявления сформированности профессиональной направленности выпускников «Детской школы-студии архитектуры и дизайна» нами опрошены старшеклассники 10-11 классов и получены следующие результаты:

В ходе опроса старшеклассники отвечали на вопросы:

  1. Насколько вы осведомлены о мире профессий?
  2. Определились ли вы с выбором будущей профессии?
  3. Каковы ваши дальнейшие действия по достижению своей цели?

Таблица 1

Результаты опроса

Уровень

Характеристика уровня

Результаты

Высокий

полные сведения о выбранной профессии, устойчивый интерес, психологическая готовность, знание своих индивидуальных особенностей в соответствии с выбранной профессией.

50%

Средний

общее представление о будущей профессии, непостоянный интерес.

 

37,5%

Низкий

незначительные информационные сведения о конкретной профессии; пассивная мотивация; недостаточная собственная активность.

 

12,5%

 

Результаты опроса выявили высокий уровень сформированности профессиональной направленности у 50% старшеклассников, средний- у 37,5%, низкий- у 12,5%.

Проведенное исследование показало, что значительная часть занимающихся  в «Детской школе-студии архитектуры и дизайна» определились с выбором профессии и лишь незначительная часть не готовы выбрать  будущую профессиональную деятельность.

Таким образом, занятия в организациях дополнительного образования способствуют формированию профессиональной направленности старшеклассников.