В настоящее время актуальны исследования по проблемам профессиональной направленности старшеклассников. С введением ЕГЭ у выпускников школ наблюдается тенденция долгого поиска себя, нечеткого представления сферы будущей профессии.
Успех выбора профессии старшеклассников в многом зависит от правильного и своевременного выявления его интересов. Поэтому воспитание устойчивых профессиональных интересов и их изучение является одной из главных задач проблемы формирования профессиональной направленности. Большой вклад в исследование проблем профессиональной направленности внесли Б.М. Теплов, С.Н. Чистякова, Д.А. Данилов А.В. Мордовская, Ф.Д. Товарищева и др., которые рассматривают профессиональный интерес как временное состояние, связанное с отношением к определенному объекту, и как устойчивая профессиональная направленность личности, и как познавательная активность личности, и как целевая устремленность [1-5].
Наиболее полная разработка критериев и показателей профессиональной направленности старшеклассников и готовности к выбору профессии даны С.Н.Чистяковой, Е.В. Машиньян :
- Мотивационно-потребностный критерий;
- Когнитивный критерий (информированности);
- Деятельностно-практический критерий [5].
В соответствии с предложенными критериями нами определены уровни сформированности: высокий, средний и низкий.
C целью выявления сформированности профессиональной направленности выпускников «Детской школы-студии архитектуры и дизайна» нами опрошены старшеклассники 10-11 классов и получены следующие результаты:
В ходе опроса старшеклассники отвечали на вопросы:
- Насколько вы осведомлены о мире профессий?
- Определились ли вы с выбором будущей профессии?
- Каковы ваши дальнейшие действия по достижению своей цели?
Таблица 1
Результаты опроса
Уровень |
Характеристика уровня |
Результаты |
Высокий |
полные сведения о выбранной профессии, устойчивый интерес, психологическая готовность, знание своих индивидуальных особенностей в соответствии с выбранной профессией. |
50% |
Средний |
общее представление о будущей профессии, непостоянный интерес.
|
37,5% |
Низкий |
незначительные информационные сведения о конкретной профессии; пассивная мотивация; недостаточная собственная активность.
|
12,5% |
Результаты опроса выявили высокий уровень сформированности профессиональной направленности у 50% старшеклассников, средний- у 37,5%, низкий- у 12,5%.
Проведенное исследование показало, что значительная часть занимающихся в «Детской школе-студии архитектуры и дизайна» определились с выбором профессии и лишь незначительная часть не готовы выбрать будущую профессиональную деятельность.
Таким образом, занятия в организациях дополнительного образования способствуют формированию профессиональной направленности старшеклассников.