Модернизация образования в Российской Федерации представляет одно из приоритетных направлений государственной политики. Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС) предъявляет совершенно иные требования к образовательному процессу: изменяются технологии обучения от «содержательных» к «компетентностным»; процедуры оценивания результатов обучения включает не только предметные знания, но и метапредметные, и личностных результаты; произошли изменения в процедуре аттестации педагогов [4, 5].
Согласно новым требованиям конечным результатом деятельности школы является социализированная личность, способная к успешной научной и трудовой деятельности, в связи с этим должно измениться взгляды педагога по отношению к свой деятельности и к обучающимся.
ФГОС является основным документом, обеспечивающим существенные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности, создание в школе атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося. Так как ФГОС задаёт новые цели, то достижение их требует принципиально новых управленческих решений от руководителя. В настоящее время в управленческой науке отчетливо проявляется тенденция отказа от ориентации исключительно на выполнение определенных «функциональных обязанностей» и необходимости ориентироваться, прежде всего, на достижение новых целей. При этом под целью понимается прогнозируемый результат деятельности. Эта тенденция нашла отражение и в современных подходах к организации образовательного процесса. Стандарты нового поколения – это стандарты результатов.
В связи с этим особую актуальность приобретает эффективное управление образовательным учреждением, способное обеспечить выполнение поставленных государством задач.
Критериями готовности образовательного учреждения к успешной реализации ФГОС являются:
- соответствие нормативной базы школы требованиям ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- наличие разработанной и утверждённой основной образовательной программы образовательного учреждения; должностные инструкции сотрудников образовательного учреждения, приведённые в соответствие с требованиями ФГОС;
- список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе соответствует требованиям ФГОС;
- занятия по организации внеурочной деятельности, на основе приоритетных направлений государства, а также с учетом учреждений дополнительного образования находящихся в районе;
- разработанный план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС;
- повышение квалификации всех педагогических работников по технологии обучения по ФГОС;
- заявка на материально-техническое оснащение для реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС [5, 6].
Для выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы (ООП) образовательной организации (ОО) стержневым являются требования к педагогическим ресурсам, в основном определяющим качество образовательного процесса и достижение целей. Результатом выполнения требований является то, что система образования должна располагать воспроизводимым – необходимым и достаточным – кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме, построенной на компетентстно-деятельностном подходе. Кадровый потенциал общего образования должны составить учителя, готовые эффективно использовать методические, материальные, технические, информационно-коммуникационные ресурсы реализации основной образовательной программы, управлять процессом личностного развития обучающихся, а также процессом собственного профессионального и личностного роста.
Большое значение имеют и руководители общего образования (заместители директора по УВР, ВР, НМР), ориентированные на сохранение и формирование системы ресурсного обеспечения реализации программы. Причём, говоря о потенциале, мы имеем в виду качества административного и производственного персонала (учителей), которые можно развивать под цели ОО: обучаемость, креативность, мобильность, инициативность и т.д. В условиях изменений, затронувших сферу образования, очень важна мобильность учителя, его гибкость, готовность к нововведениям, к использованию современных форм и средств обучения. Поэтому для руководителя немаловажным является организация набора и отбора кадров в ОО с учётом принципа вертикального соответствия – критерии подбора и отбора персонала должны согласовываться с целями организации.
Помимо кадровых ресурсов обеспечение реализации ООП ОО зависит от материально-технических, информационно-методических и финансовых ресурсов. Если обеспеченность материально-техническими и финансовыми ресурсами во многом зависит от микроокружения и внешних факторов, то информационно-методические ресурсы занимают своё специфическое место в системе ресурсного обеспечения реализации ООП ОО. Это существенный, необходимый, неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения начального и основного общего образования, без которого невозможен результативный образовательный процесс. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижений современных результатов образования в школе информационно-методические условия образовательного процесса, означающие наличие информационно-методической развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода. Настоящие требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в эффективном состоянии систему соответствующих условий.
Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации ООП ОО представлены ресурсами управленческой деятельности, ресурсами обеспечения учебной деятельности учащихся, ресурсами обеспечения образовательной деятельности учителей. Эти ресурсы и соответствующие им разработанные продукты отличаются высокой модификацией, их легко адаптировать под новые цели и задачи.
Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных информационно-методических ресурсов школы являются системные действия руководителя и всех членов администрации школы в пределах своей компетенции по объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению, в соответствующих случаях, коррекционных мероприятий. Требования к информационно-методическим ресурсам ОО определяют перечень рекомендуемой литературы (УМК) и список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Внедрение ФГОС влечёт за собой внесение изменений в содержание нормативно-правовой базы ОУ: разработку новых положений и других локальных актов.
Таким образом, введение ФГОС ОО является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является эффективное управление образовательным учреждением в условиях перехода школы на стандарты нового поколения.
Школа – самоценный и принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении, активно идёт социализация личности.
С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Особенностью содержания современного образования в условиях введения государственного образовательного стандарта второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность ребенка к организации самостоятельной учебной деятельности. Формируется принципиально важное качество у ученика – способность к самостоятельному и осознанному выбору.
Полномасштабные изменения, происходящие в системе образования (в том числе, введение ФГОС), происходят не только в отношении содержания образования, организации образовательного процесса и его методологии, но и в управлении образовательными учреждениями и системами.
Процесс управления всегда строится посредством реализации управленцами определенных управленческих решений. Любой руководитель, занимаясь своим непосредственным делом, производит такие управленческие действия, как целеполагание; прогнозирование; планирование; организация; мотивация; стимулирование; координация; коммуникация; принятие решения; анализ; контроль; регулирование [8, 10].
Управленческие действия не изменятся в связи с введением новых стандартов, но должно измениться их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления.
Большое значение для повышения эффективности управленческой деятельности имеет системный подход. В менеджменте системный подход рассматривается как способ решения сложных управленческих задач, в котором учитываются взаимосвязи между проблемой и отдельными её элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы. Системы, в которых протекают управленческие процессы, называются системами управления. Проблема системного подхода к управлению образовательными системами рассматривается многими авторами. Субъектом управления выступает орган управления как руководящий или распорядительный центр. Объектом управления является система организации [1].
Развитие управления образовательным учреждением требует перехода к профессиональному управлению, опирающемся на современные теоретические взгляды. Инновационные процессы, происходящие в обществе, являются отражением принятых новых образовательных стандартов. Появляется понятие «управление развитием школы». Под ним понимается «часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, мотивации и контроля процессов разработки и освоения инноваций обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности педагогического коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышения уровня ее использования и, как следствие, получение качественно новых образовательных результатов [2].
Совершенствование системы управления образовательным процессом в школе в условиях внедрения ФГОС, является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием развития инновационной деятельности. В современных условиях образовательное учреждение должно работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции. Внедрение ФГОС основного общего образования является неотъемлемой частью перспективного развития общеобразовательного учреждения.
Для успешной реализации нового ФГОС необходимо кардинально переработать программу развития школы. Она должна основываться на актуальных нормативно-правовых актах, в ней должны ставиться те задачи, которые требует от нас новый ФГОС.
При разработке программы развития школы для реализации ФГОС мы включили следующие мероприятия:
- реализуется комплексный подход к качеству образования: качество целей – качество материально-технических условий – качество образовательного процесса – качество результата;
- регулярно проводится мониторинг учебных, творческих и социальных успехов учащихся;
- осуществляется анализ сравнительных результатов школьной и независимой оценки (ОГЭ);
- разработана школьная система оценивания текущих и итоговых результатов обучения, воспитания и развития;
- разработан алгоритм управления внедрением системы требований к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС;
- разработаны управленческие и общедидактические аспекты разработки контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС;
- описана система школьной программы управления качеством образования;
- составлена циклограмма внутри школьных семинаров по вопросам «Управление качеством образования в школе» с приглашением внешних экспертов.
Кроме того, было уделено внимание формированию корпоративной культуры образовательной организации как важному системообразующему фактору, повышающему эффективность управления образовательной системой в целом, задекларированы ценности, определены символы, отражённые в оформлении образовательной организации и на её сайте.
Приведённые рекомендации позволят реализовывать работу по ФГОС эффективнее, повысить результативность управленческих решений руководителя образовательной организации.