Полный текст статьи
Печать

Образовательный стандарт нового поколения предлагает участникам образовательного процесса стать соавторами учебных программ. В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации объем инвариантной части составляет 75% учебного времени, остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы. В среднем на формирование знаний по региональному содержанию отводится 10% учебного времени, т.е. ежегодно необходимо посвящать данной теме 6-7 уроков в начальной школе и 10 уроков на средней ступени.

Использование краеведческого материала, несомненно, играет важную роль при формировании мотивации к изучению английского языка. Работа на уроке с материалами регионального содержания стимулирует формирование чувства гордости, патриотизма и уважения по отношению к истории, культуре и обычаям своего народа, а также к диалогу культур и к осуществлению межкультурной коммуникации, что по-прежнему является одной из важнейших задач изучаемого предмета. Данный материал позволяет привлекать в процесс изучения английского языка субъективный опыт учащихся и создаёт положительные условия для сотрудничества учителя и учеников. На базе материалов региональной тематики возможно создание различных коммуникативных ситуаций: экскурсия для зарубежных гостей по родному региону, беседа о родном городе, столице региона, о природе родного края. Взаимодействие личного опыта и нового материала способствуют совершенствованию языковых навыков и повышению мотивации учения. Использование информации из других предметных областей становится базой формирования метапредметных знаний, способствуют развитию творчества и расширению кругозора учащихся.

УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой даёт возможность реализации регионального содержания в следующих учебных ситуациях:

2 класс

Откуда мы родом

РС 1: Мы живём в Архангельской области.

Эмоции. Оценка происходящего

РС 2: Мой друг.

РС 3: Новый год и Рождество. Рождественские традиции на Русском Севере.

Я и моя семья

РС 4: Моя семья.

РС 5: Мой город Мирный.

Люди и их занятия

РС 6: Мой питомец.

Время и действия

РС 7: Чем мы любим заниматься.

3 класс

 

Что мы видим

РС 1: Мой питомец.

Сколько?

РС 2: Наши любимые занятия.

С днем рожденья

РС 3: Мой день рождения.

Работа

РС 4: Кем работают мои родители.

Животные

РС 5: Дикие и домашние животные нашего края.

Месяцы и времена года

РС 6: Погода в нашем городе.

РС 7: Любимое время года.

 

4 класс

Джон Баркер и его семья.

РС 1: Моя семья.

Мой день.

РС 2: Распорядок дня.

Мой дом.

РС 3: Мой дом.

Моя школа.

РС 4: Мой класс.

Еда и напитки

РС 5: Традиционные блюда Северной кухни.

Поговорим о погоде.

РС 6: Погода в моем городе.

Мои выходные.

РС 7: Путешествие по родному краю.

 

5 класс

Каникулы

РС 1: Каникулы на Архангельской земле.

Семья

PC 2: Я живу в Архангельской области.

РС 3: Профессии поморов.

Здоровый образ жизни

РС 4: Наши земляки - знаменитые спортсмены

РС 5: Любимые виды спорта северян.

Свободное время

РС 6: Занятия северян.

РС 7: Музеи моего края.

Путешествие

РС 8: Архангельск

РС 9: Мой родной город.

Россия

РС 10: Животный мир моего края.

 

6 класс

Две столицы

РС 1: Мой первый школьный день в 6 классе.

РС 2: Защита проектов по теме «Там, где мы живём»

Традиции, праздники, фестивали

РС 3: Как празднуют день рождения в моей семье.

РС 4: Новый год в нашем городе.

РС 5: Рождество в моей семье.

Любимые занятия

РС 6: Погода нашего региона в разное время года.

РС 7: Самые популярные хобби в моём городе и в моей семье

РС 8: Северный костюм.

Какие мы?

РС 9: Мой верный друг.

РС 10: Описание семейного обеда.

 

7 класс

Школа и школьная жизнь

РС 1: Моя школа.

РС 2: Школы нашего края

Англоговорящие страны

РС 3: Чудеса природы нашего края.

 

Мир вокруг нас

РС 4: Птицы нашего края.

РС 5: Флора и фауна Архангельской области

РС 6: Природа нашего края.

Азы экологии

РС 7: Экологические проблемы Архангельской области.

РС 8: Эколог. проблемы нашего города

Здоровый образ жизни

РС 9: Здоровый образ жизни. Особенности нашего края.

РС 10: Здоровый образ жизни. Спорт в нашем городе.

 

8 класс

Спорт. Спортивная жизнь

РС 1: Мой любимый вид спорта.

РС 2: Виды спорта популярные в нашем регионе.

РС 3: Олимпийские и параолимпийские чемпионы Архангельской области.

Изобразительное искусство. Театр

РС 4: популярные развлечения нашего города.

РС 5: Театры Архангельска.

РС 6: Театральная студия нашего города.

Кино

РС 7: Кинотеатр в нашем городе.

Выдающиеся люди  

РС 8: Известные люди моего города.

РС 9: М.В. Ломоносов – наш земляк.

РС 10: знаменитые люди Архангельской области.

 

9 класс

Средства массовой информации

РС 1: Телевизионная компания нашего города.

Мир печати: книги, журналы, газеты

РС 2: Библиотеки нашего города.

РС 3: Газеты нашего города.

РС 4: Журналы нашего региона.

Наука и техника

 

РС 5: Приборы, используемые на космодроме Плесецк.

РС 6: Космодром Плесецк и его назначение.

Что значит быть подростком  

 

РС 7: Популярные домашние животные в нашем городе.

РС 8: Где могут провести свободное время родители и дети в нашем городе.

РС 9: Мигранты в нашем регионе.

РС 10: Молодёжные организации нашего города.

Подготовка уроков с региональным содержанием требует больших затрат времени, так как готового материала нет. Встаёт вопрос об отборе необходимого лексического материала, подборе текстов, форм организации работы на уроке.

На начальном этапе учащиеся составляют небольшие диалоги, монологические высказывания, готовят мини-проекты. Как правило это связано с личностью ребенка, его семьёй, друзьями, школьной жизнью, хобби. Постепенно, от класса к классу материал становится сложнее, учащиеся самостоятельно, или под руководством учителя, составляют тематические словари. Так, работу над темой «Животный мир моего региона» учащиеся начинают в 3 классе, продолжают в 6 и 7 классах.

Тематические списки расширяются:

3 класс

6 класс

7 класс

Bear –

brown bear – polar bear

hare –

arctic hare

deer – reindeer

giraffe

crocodile

elephant

tiger

lion

sparrow

 

kitten

puppy

budgie

rabbit

goldfish

hamster

rat

guinea pig

parrot

canary

wolf(wolves) squirrel

elk

hedgehog

mink

mole

polecat

arctic fox

lizard

adder

muskrat

walrus

seal

 

black-cock

woodpecker

puffin

eider(-duck)

kiddaw

loon

common gull

wood grouse

tomtit

eagle owl

bullfinch

willow grouse

common cuckoo

common quail

brand goose

grouse

         

УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой предлагает уже готовый материал по некоторым темам. Так, в 5 классе в учебной ситуации «Семейная история» учащиеся расширяют знания по теме «Jobs», которая была начата ещё в 3 классе. Учащиеся могут дополнить список традиционными профессиями поморов:

a foreman – мастер;

a mason – каменщик;

a sailor – моряк;

a shipbuilder – судостроитель;

a wood cutter – лесоруб;

a smith – кузнец;

a carver – резчик;

a weaver – ткач  и др.

В учебной ситуации «Путешествия» представлен текст для аудирования об Архангельске:

I’d like to speak about my trip to the north of Russia last summer. My friend and I decided to visit some old Russian towns in the north. The first place to visit was Arkhangelsk, situated on the White Sea. We went there by train and stayed in a small hotel. We spent two days in Arkhangelsk, visited the city museum and took a lot of pictures. The forests near Arkhangelsk are very beautiful, the sea is cold and dark grey but it’s beautiful too. The people in the city are friendly and warm. My friend says he would like to go there again some day.

Учащимся предлагается прослушать текст и сделать выводы: какой информации нет в тексте:

  1. Where Arkhangelsk is situated.
  2. Who went there.
  3. Where they stayed.
  4. How long they stayed there.
  5. What they saw near Arkhangelsk.
  6. How many photos they took.
  7. Why they chose Arkhangelsk for their visit.

В этой же учебной ситуации можно разработать маршруты следования от одного места до другого, учитывая реальное местонахождение учащихся. Здесь же уместно было бы ввести лексику по теме «Сувениры» и разыграть диалог «В магазине» или «Выбираем подарок». Целесообразно обогатить словарный запас учащихся следующими лексическими единицами:

chip-bird of happiness – щепная птица счастья;

painted cake (kozoolya) – козуля;

Mezen painting on wood – мезенская роспись;

Kargopol clay toy – каргопольская глиняная игрушка;

Kholmogor bonecarving – холмогорская резные изделия из кости;

a birch-bark box – туесок из бересты.

В учебной ситуации 4 класса «Мне нравится еда» при подготовке проекта можно собрать материал о традиционных блюдах северной кухни, упомянув названия таких блюд как: cod, ukha, mors, kozoolya, tetyorki, pies with cabage, fish-pies (kulebyaka).

Знакомство с северным крестьянским домом можно включить в учебную ситуацию «Дома». Рассматривая фотографии экспонатов Музея деревянного зодчество «Малые Карелы», учащиеся под руководством учителя смогут составить описание домов снаружи и внутри. Им поможет следующий список:

household articles – предметы быта;

a chest – сундук;

a distaff – прялка;

a Russian oven – русская печь;

the red corner – красный угол;

an oil lamp – керосиновая лампа;

samovar – самовар.

В учебной ситуации 6 класса «Любимое времяпрепровождение» вместе с изучением современной модной одежды, возможно работа над проектом «Северный костюм». Приведём примерную тематическую лексику:

a traditional dress – национальная одежда;

home-made cloth – домотканый материал;

a picturesque costume – живописный костюм;

an embroidered shirt – вышитая рубаха;

a blouse of a simple cut – блузка простого покроя;

a long sleeveless dress (sarafan) – сарафан;

a headdress (headgear) – кокошник;

bast (birch-bark) shoes – лапти;

leather boots – кожаные сапожки;

to decorate with river pearls – украшать речным жемчугом.

В учебнике 8 класса в учебной ситуации «Выдающиеся люди» представлены задания (текст и задания к нему), позволяющие углубить знания учащихся о выдающемся земляке Михаиле Васильевиче Ломоносове. Приведём их ниже.

  • · Read the text and complete the sentences after it.

Mikhail Lomonosov

Mikhail Vasilyevich Lomonosov (1711 – 1765) was a Russian scientist and w rite r who made important contributions to literature, education and science. Among his discoveries was the atmosphere of Venus. His interests lay in chemistry, physics, optics, geography, history and art. His poetry helped to develop the modern Russian language.  

Lomonosov was born in the village of Denisovka (now Lomonosovo) near Kholmogory in the far north of Russia. His father, first a fisherman, eventually bought a ship and began transporting things from Arkhangelsk to other places. When Mikhail was ten, his father decided that the boy was old enough to help him.

However, young Lomonosov was not interested in the family business. Learning was what he wanted. His neighbour had taught him to read and he spent as much time as he could with books, among which there was a grammar book and a book of arithmetic. The knowledge he got at home was not enough for Lomonosov and in 1730, at nineteen he left the village and joined a caravan travellin g to Moscow.

Here he entered Slavic Greek La tin Academy and lived on bread and water for quite a long time but made rapid progress as a student. He completed a twelve-year study course in only five years, and graduated from the Academy with brilliant results. A fantastic student, he was given an opportunity to go to Saint Petersburg University and later to the University of Marburg in Germany. The latter was among Europe’s most important universities in the 18th century; Lomonosov quickly learned German and developed an interest in German literature and philosophy. He seriously studied chemistry and began writing poetry. In Germany Lomonosov got married. The money he got from the Russian Academy of Sciences was not enough for his growing family and he decided to return to St Petersburg.

At home, he became a member of the Academy, and soon was made professorof chemistry. Wishing to improve education in Russia, he and Count 1 Ivan Shuvalov founded Moscow University. Lomonosov developed a number of important theories and made some brilliant discoveries, wrote poetry some of which is remembered till nowadays.

1) Lomonosov was not interested in ... .

a) astronomy

b) biology

c) literature

2) Lomonosov’s father ... .

a) sold goods

b) bought goods

c) delivered goods

3) Young Lomonosov left home for Moscow because ... .

a) he didn’t have enough books to read

b) he wanted to see the world

c) he wanted to receive a good education

4) Lomonosov was able to get a university education because ... .

a) the Russian government paid for his studies

b) the German government paid for his university course

c) he worked very hard and paid for himself

5) St. Petersburg University was founded ... .

a) before Moscow University

b) after Moscow University

c) at the same time as Moscow University

  • · Use the text about Lomonosov and prove the following.

1) Mikhail Lomonosov had wide interests.

2) He was largely a self-made man.

3) He was a gifted student and a fast learner.

4) Lomonosov’s contribution to education is priceless.

5) He helped to develop both sciences and arts.

  • · Give 3-5 good reasons why we remember and respect Mikhail Lomonosov.

Подбор материала по региональному содержанию составляет большую трудность, материал нарабатывается годами, собирается по крупинкам. Хотелось бы поделиться списком пособий, где такой материал имеется:

1. Картинный словарь на русском, английском и немецком языках: учебное пособие для 1-5 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.И. Уваровой. – СПб.: ООО ОИЦ «Академия Северо-Запад», 2011. – 136 с.

2. Культура на Севере. На пути к многоязычию / под ред. кандидата педагогических наук, доцента М.В. Дружининой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 276 с.

3. Методическое пособие по использованию в образовательном процессе «Картинного словаря на русском, английском, немецком языках». – СПб.: ООО ОИЦ «Академия Северо-Запад», 2011.

4. Реализация регионального компонента в образовательных учреждениях Архангельской области: сборник методических материалов / Агентство образоват. инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы»; [сост., отв. ред.: Н.В. Осколкова]. – Северодвинск, 2016. – 198 с.

5. Региональное содержание по английскому языку для начальной школы / авт.-сост. О.В. Порхунова. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2013. – 32 с.