Полный текст статьи
Печать

Первый класс начальной школы – этап плавного вхождения в систему школьного обучения, выравнивания «стартовых» возможностей младших школьников. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и школьной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. В последние годы многие исследователи, такие как Г.С. Голошумова, О.А. Белобрыкина, Т.Д. Молодцова и другие, констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к школьным условиям. Нередко источником нарушения адаптации являются высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника.

На современном этапе модернизации начального общего образования учителя начальных классов г. Краснодара обеспокоены проблемами адаптации первоклассников к школе. Наиболее остро выделяются такие психологические проблемы – неустойчивое эмоциональное состояние учащихся; психологическая депривация младших школьников; задержка психологического развития первоклассников; тревожность учащихся и другие;социально-педагогические проблемы – педагогическая запущенность учащихся; отсутствие навыков конструктивного общения первоклассников; неполные семьи младших школьников; языковой барьер, связанный с процессами миграции населения и другие; физиологические проблемы – дети-инвалиды, первоклассники с соматическими заболеваниями, хроническими заболеваниями и многие другие.

ФГОС НОО [5] ставит задачу четко распределить зону ответственности между школой и семьей в воспитании учащихся. Между тем современные родители учащихся зачастую в силу различных объективных и субъективных причин стараются снять с себя эту ответственность, в результате чего страдает ребенок. В средствах массовой информации обнародуются вопиющие факты насилия, безнаказанного террора со стороны учащихся общеобразовательных школ, в том числе и начальных: «Ученик четвертого класса держит в страхе всю школу», а мама, имея юридическое образование, не принимает никаких мер, зная, что по закону школа обязана обучать её сына до 9-го класса и т.п.  

Выход из сложившейся ситуации МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара решила найти в целенаправленной, систематической работе в аспекте деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование педагогической компетентности родителей младших школьников во взаимодействии субъектов образовательного процесса школы», разработать новую модель её формирования и создать условий для её реализации. Начало инновационной деятельности во взаимодействии с родителями учащихся состоит в решении проблем адаптации первоклассников к школе. Учителя начальных классов должны обеспечить эффективность этого взаимодействия. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик такого взаимодействия. В психолого-педагогической науке оно характеризуется:

– по взаимопознанию – объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

– по взаимопониманию – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

– по взаимоотношениям – проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

– по взаимным действиям – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

– по взаимовлиянию – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания [1].

По этим показателям учителям начальных классов следует проанализировать состояние проблемы адаптации первоклассников в школьном коллективе и в конкретной ситуации с каждым учеником и его родителями, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.

В практике работы педагоги начальной школы зачастую недооценивают некоторые из названных характеристик взаимодействия. Это приводит к дезадаптации первоклассников к школе, которая в будущем может трансформироваться в различные виды девиантного поведения учащихся. Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в целях повышения уровня развития педагогической компетентности родителей учащихся проводит определенную целенаправленную работу по решению этой проблемы.

Многие родители первоклассников, как правило, охотно участвуют в различной деятельности класса. Большая их часть старается часто встречаться с учителем, проявляет интерес к успехам и неудачам в учебной деятельности своих детей, помогает учителю начальных классов в организации и проведении внеурочной деятельности. К сожалению, постепенно количество таких родителей уменьшается и ко 2-3-му классу их становится единицы. Это связано с многими объективными и субъективными причинами, в первую очередь с адаптацией первоклассников к школе. Поэтому учителям первых классов важно именно в этом период максимально вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс и построить с ними эффективное взаимодействие.

Современные родители учащихся имеют высшее образование и в состоянии понять стратегию развития конкретной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации требований ФГОС. Ученые указывают на переосмысление и учителей, и родителей следующих тради­ционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений и навыков; 2) тотальный контроль за ребенком; 3) видение в учителе субъекта педагогической деятельности, а в ученике – объ­екта его воздействия. Альтернативной моделью сегодня по С.Л. Братченко становится гумани­стическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности [2].

К сожалению, учителя начальных классов, по ряду причин не могут построить грамотные взаимоотношения с родителями учащихся. Для этого им нужно хорошо знать психологию, технологию коммуникации и особенности возрастной педагогики, в частности воспитания взрослых людей. Часто они переносят модели общения с учащимися на модели общения с родителями. Это приводит к ошибкам, которые, особенно в отношении к молодым учителям родители выражают так: «Пусть сначала родит и воспитает сама, а потом меня учит!».

Важно помнить, что доверительная обстановка в первые дни общения с родителями первоклассников: «Вы лучше меня знаете своего ребенка, вы его воспитывали до 7-ми лет. Как вы мне посоветуете поступать в этой ситуации?», поможет избежать отторжения со стороны родителей во взаимодействии. Во время знакомства с родителями первоклассников учителю начальных классов, чтобы обеспечить взаимопознание друг друга, следует чаще проводить индивидуальные беседы по «душам» об остановке в семье и взаимоотношениях между членами семьи, попросить родителей пригласить к себе домой «на чай» вместе с родительским комитетом класса. На первом родительском собрании можно провести анкетирование родителей «Каков мой сын (дочь)» с моей позиции, его положительные и отрицательные стороны личности» и предложить различные формы взаимодействия со школой, родителями, учащимися класса. Опишем некоторые из них.

Совместная подготовка и проведение род собраний. Родительские собрания – основная форма взаимодействия семьи и педагога. Классный руководитель организовывает деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) осуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Таким образом, собрания не сводятся к монологу педагога, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников родительских собраний – включение их в совместную исследовательскую деятельность.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекция. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В этом и заключается главное достоинство родительского лектория. В определении тематики и планировании также могут участвовать родители, а педагог лишь помогает им в этом. Если приглашаются специалисты, то родители и педагог (организаторы занятия) предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий [4].

Не секрет, что в основном воспитанием детей во взаимодействии со школой занимаются мамы. Между тем ученые указывают на положительную роль отцов в этом процессе. Различные авторы связывают с тем, что:

– отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как вести себя в данный момент;

– отцы, которые чутко реагируют на сигналы ребенка и становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявля­ют себя как действенные посредники социализации;

– когда ребенок становится старше, отец превращается для него в важную ролевую модель;

– отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника, его успехов [3].

Поэтому особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагоги организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации, размышления. В сущности, привлечь отцов к организации и проведению каких-либо мероприятий достаточно сложно – у них всегда есть отговорки и «недостаток времени». Однако,  даже при небольших успехах некоторых педагогов в работе с отцами по привлечению их к взаимодействию со своим ребенком и школой, ситуация достаточно быстро начинает разворачиваться в положительном направлении. У пап часто срабатывает эффект здоровой конкуренции и подкрепленный ростом авторитета и уважения в семье они живо откликаются на любые просьбы и проблемы педагогов и школы.

Формы взаимодействия с отцами первоклассников могут быть любые. Например, можно организовать выставку детско-родительских работ «Мы с папой можем!» или привлечь отцов к совместной спортивно-досуговой деятельности (соревнования, турниры, викторины и др.). Сильное впечатление у детей оставляют рассказы пап о службе в армии, такие беседы послужат целям патриотического воспитания детей.

Потенциал взаимодействия с отцами воспитанников в воспитательно-образовательных целях очень велик, к тому же такой опыт взаимодействия у самих отцов формирует педагогическую компетентность, повышает их авторитет не только у детей, но и жен. Это, в конечном счете, способствует здоровому психологическому климату в семье, сохранению полных семей, так как одна из причин разводов – занижение роли отца в воспитании детей.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает родителей, а информация для них звучит более убедительно.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической компетентности. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сами сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли, кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями класса, социальными педагогами, психологами и др. целесообразно проводить ежегодно.

В целях организации внеурочной деятельности учащихся класса учитель может предложить родителям организовывать у себя дома «Клубы выходного дня» (один-два раза в году). Для этого один из первоклассников приглашает группу учащихся класса к себе домой, а родители организовывают их деятельность: кто-то учит вязать, кто-то запускает в небо «летучего змея», кто-то готовят пельмени и т.д. Тем самым родители получают возможность наблюдать за деятельностью детей, сравнить своего ребенка с другими его сверстниками, обеспечивают их неформальное общение, что в результате также будет способствовать их адаптации к школе.  

Реализация диагностической функции классного руководителя предполагает постоянное выявление учителем первоклассников исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности учащихся, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Наряду с диагностикой учащихся учитель и психолог должны проводить и диагностику педагогической компетентности родителей, изучать их проблемы в воспитании детей и составлять планы работы по запросам родителей.

Организация сотрудничества семьи и образовательных учреждений зависит от деятельности педагогов. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с семьей дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с семьей должны показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни воспитанников, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично педагог может вовлечь остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

  Важнейший путь  развития сотрудничества участников воспитательного процесса – организации  их совместной деятельности, эффективность которой повышается если:

- сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;

- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности [3].

Итак, основными условиями эффективности взаимодействия учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школеявляются взаимопонима­ние взаимодействующих сторон образовательного процесса, которое зависит от объективности, всесторонности, их информированности друг о друге, сотруднические отношения и владение навыками совместной деятельности на всех уровнях.