Социализация [1] — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Она была и остается одной из первостепенных задач развития личности.
Социализация осуществляется с помощью набора средств, который является специфичным для определенного общества, социального слоя и возраста. Среди средств социализации выделяют: способы вскармливания ребенка и ухода за ним; формируемые бытовые умения; продукты материальной культуры, окружающие человека, элементы духовной культуры и т.д. Благодаря этим средствам поведение индивида приходит в соответствие с нормативными требованиями и эталонами.
Этапы социализации соответствуют стадиям возрастного развития. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ребенка, так как он «выходит» из узкой семейной среды.
Первостепенная роль в развитии личности ребенка принадлежит его ближайшему окружению. Лиц, при непосредственном взаимодействии с которыми происходит становление индивида, называют агентами социализации. В зависимости от возрастного этапа группы агентов могут быть специфичными. Для детей агентами социализации будут являться родители, братья, сестры, родственники, сверстники, воспитатели, учителя. В молодости агентами социализации выступают супруг или супруга, коллеги по работе и т.д. Агенты социализации делятся по своей роли в зависимости от того, насколько они важны для человека, в каком направлении и какими средствами они воздействуют.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, именно в дошкольном возрасте происходит «выход» ребенка из узкой семейной среды. Дети начинают знакомиться и взаимодействовать с разнообразными агентами социализации, особенно с воспитателями и педагогами дошкольных образовательных организаций [2].
Вхождение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, обусловлено различными по степени тяжести и выраженности недостатками познавательной деятельности, своеобразием эмоционально-волевой сферы, и, конечно же, нарушениями речевой деятельности. Уровень развития речи дошкольника во многом определяет общее развитие его личности (Л.С. Выготский, М.М. Алексеева, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева).
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Трудности взаимодействия детей с ТНР с социальным окружением имеют двойственный характер. С одной стороны, такая особенность детей с ТНР, как сниженная активность во всех видах деятельности обусловливает несформированность коммуникативных способностей детей, с другой стороны, дефицит общения с окружающими усугубляет нарушения познавательной деятельности. Это обусловливает необходимость применения различных средств коррекционного воздействия.
Социальное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в условиях специально организованной, педагогически управляемой среде жизнедеятельности [3]. В качестве одного из средств социализации в детском саду можно назвать художественно-творческую деятельность.
Художественно-творческая деятельность [4] – с одной стороны, вид активности личности, содержанием и смыслом которой является создание эстетических ценностей, обладающих самостоятельным значением; с другой – разновидность социально-культурного творчества для сообщения эстетической ценности материальным объектам утилитарного назначения с помощью художественных средств выражения.
Художественно-творческая деятельность предполагает самые разнообразные виды работы, такие как:
- рисование (кистью, карандашом, пластилином, пальцами);
- лепка (из теста, пластилина, глины )
- аппликация (природные материалы, бумага, ткани)
- театральная деятельность самодельный кукольный театр, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок.
Художественно-творческая деятельность способствует познанию культурных и нравственных ценностей и практическому применению образцов поведения и норм, принятых в обществе.
Согласно эпигенезу идентичности Э.Эриксона [5] именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется инициативность, либо, напротив, чувство вины. Сниженная познавательная активность дошкольников с ТНР затрудняет прохождение данной стадии возрастного развития, и задача взрослого на данном этапе – помочь ребенку развивать его умения, способствовать развитию инициативности [6]. Преимущество художественно творческой деятельности в работе с детьми с ТНР заключается в том, что она развивает познавательную активность, к тому же частая смена видов деятельности не дает ребенку скучать, или воспринимать педагогический процесс как неинтересное, монотонное занятие. Разнообразные варианты творческой деятельности помогают создать ситуацию успеха для каждого ребенка, он приобретает уверенность в своих силах, что особенно важно для дошкольников с ТНР.
Таким образом, художественно-творческая деятельность является одним из основных средств социализации дошкольников с ТНР в детском саду, что обусловлено всесторонним влиянием творчества на нравственное, познавательное, эмоциональное, личностное и социальное развитие.
Рецензент: Додзина О.Б., кандидат психологических наук, доценткафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург