Затруднения в формировании речи объединяют всех детей с ОВЗ. Поэтому целью коррекционно-развивающей работы психологов и педагогов, часто является формирование речи. Общеизвестно, что с одной стороны формирующаяся речь преобразует сознание ребёнка, а с другой – овладение речью опирается на уже достигнутые успехи когнитивного, эмоционального, социального развития, на овладение детьми предметной деятельностью и обогащение детских представлений об окружающем. Признавая вклад всех линий психического развития в становление речи, в настоящей статье рассмотрим лишь влияние эмоциональных факторов.
Эмоциональные предпосылки раннего речевого развития раскрываются в исследовании Е.Н. Винарской [1], которое обнаруживает принципиальную значимость для развития речи формирования способности выделять из потока впечатлений субъективно важные. Её исследование показало, что именно ситуации высокой субъективной ценности активизируют лепет младенцев, способствуют появлению лепетных псевдослов и лежат в основе начальной номинации объектов окружающего мира. Анализируя особенности эмоционального и речевого развития при некоторых дизонтогениях, Е.Н. Винарская [1] приходит к выводу, что причиной трудностей формирования речи могут стать не только трудности овладения языковыми средствами, но и недостатки мотивационно-потребностной сферы, что приводит автора к выводу о необходимости учёта при анализе недостатков развития речи детей с ОВЗ сформированности системы субъективных ценностей.
Настоящее исследование продолжает идею Е.Н. Винарской [1] и преследует цель изучить влияние субъективной ценности объектов окружающего социального и предметного мира на лексическое развитие детей с ранним детским аутизмом.
Выбор в качестве объекта исследования активной речи детей с ранним детским аутизмом обусловлен наличием у таких детей эмоциональной патологии в основе которой лежит «тяжёлая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой» [2], а также неоднородностью аутичных детей по интенсивности и характеру проявления аффективных проблем [3, 4].
Согласно исследованиям О.С. Никольской [3, 4], аутичные дети с выраженным нарушением психической активности, не способны к субъективной оценке качества своих контактов с окружающим миром, подавляющее большинство контактов с предметным миром и людьми такие дети оценивают лишь по параметру интенсивности и завершают до появления возможности оценить своё впечатление положительно или отрицательно (первая группа по классификации О.С. Никольской [3, 4]).
Аутичные дети второй группы по классификации О.С. Никольской [3, 4], осваивают только стереотипные формы взаимодействия и общения, в основе которых лежит возникающая избирательность в контактах со средой, возможность оценить качество впечатлений, их соответствие или несоответствие субъективным нуждам. Такие дети вырабатывают жёсткие условные связи воспроизведения ситуаций желаемого качества и избегания неприемлемого.
Аутичные дети с менее выраженной дефицитарностью аффективного тонуса относительно активны в общении и взаимодействии и способны не только разделить свои контакты со средой и людьми на приемлемые и неприемлемые, но и вступить в хотя и аутостимуляторную, но всё же борьбу с недопустимыми обстоятельствами, а также оценить качество среды с точки зрения других людей и норм общества (3 и 4 группы в классификации О.С.Никольской[3, 4]).
Итак, разные по уровню аффективного развития группы аутичных детей являются ступеньками, которые дают возможность проследить становление аффективной избирательности в контактах со средой, формирование способности субъективно оценивать окружающий предметный и социальный мир, что и позволит изучить влияние субъективной ценности объектов окружающего на лексическое развитие детей с ранним детским аутизмом.
Материалы и методы. В исследовании был использован метод опроса. Сбор материала осуществлялся с помощью письменного опросника «Первые слова» О.Е. Громовой [5], разработанного на базе MacArthurCommunicativeDevelopmentInventory. Цель опросника - выявление актуального активного и пассивного словаря ребёнка. Опросник представляет собой список наиболее часто употребляемых детьми первых слов. Он включает 18 основных лексических групп, охватывающих 459 русских слов, относящихся ко всем знаменательным и служебным частям речи, и раздел звукоподражаний предваряющий основной перечень. В данном исследовании анализируются результаты лишь той части опросника, которая выявляет сформированность словаря имён существительных. Словарь имён существительных опросника «Первые слова» представляет собой список наиболее часто употребляемых детьми первых слов-названий людей, животных и окружающих объектов. Словарь имён существительных при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, который автор опросника делит на следующие лексические группы: «имена животных», «транспорт», «еда», «игрушки», «одежда», «части тела», «дом, комнаты», «предметы быта», «предметы вне дома», «люди». При анализе полученных результатов по каждой лексической группе слов подсчитывалась доля используемых ребёнком в активной речи слов, что позволяло судить о более или менее освоенных им лексических группах. Данные в каждой группе испытуемых были представлены в виде среднего арифметического и сравнивались между собой с использованием параметрических методов статистической обработки, в частности, высчитывалась мера различия между средними арифметическими результатов по лексическим группам «имена животных», «транспорт», «еда», «игрушки», «одежда», «части тела», «дом, комнаты», «предметы быта», «предметы вне дома», «имена людей» у детей сравниваемых групп.
Письменный опрос сочетался с разработанной нами беседой. Цель беседы: выделение в опроснике названий субъективно ценных людей и предметов окружающего мира. В ходе беседы уточнялись результаты опросника, определялась специфика индивидуального использования лексики, особое внимание уделялось выявлению в предметном и социальном мире ребёнка людей, объектов, ситуаций, вызывающих у детей позитивные и негативные эмоциональные проявления. Так в ходе беседы у родителей выяснялась любимая и не любимая еда их детей, предпочитаемые и отвергаемые игрушки, предметы быта, предметы вне дома. Мы уточняли отношение к животным, наличие страха, интереса, привязанности к ним. Оговаривался и характер отношений со взрослыми и детьми, наличие привязанностей, симпатий и антипатий. В ходе беседы мы просили родителей иллюстрировать своё мнение о позитивном или негативном отношении ребёнка примерами из жизни. При анализе результатов беседы по каждому ребёнку подсчитывалась доля используемых в речи названий субъективно ценных объектов из каждой лексической группы. Данные в каждой группе испытуемых были представлены в виде средних арифметических долей используемых в речи названий субъективно ценного.
В исследовании приняли участие родители 60-ти детей с диагнозом синдром раннего детского аутизма в возрасте от 3 до 7 лет имеющие специфические трудности речевого развития. Дети были дифференцированы на три группы в зависимости от тяжести их аффективного развития на основании психологической классификации О.С. Никольской [3].
В первую экспериментальную группу мы включили детей с наиболее выраженными проблемами аффективного развития. Это дети с выраженным нарушением психической активности, отрешённые от происходящего, с характерным полевым поведением, мутичные (первая группа по классификации О.С. Никольской [3]).
Вторую изучаемую группу составили дети с менее выраженными проблемами аффективного развития, освоившие только стереотипные формы взаимодействия и общения, использующие речевые штампы, но не владеющие спонтанной речью (вторая, по классификации О.С.Никольской [3]).
В третью группу вошли дети, аутизм которых наименее глубок, они относительно активно участвуют в общении и взаимодействии с предметным и социальным миром, в речи этих детей уже присутствуют элементы спонтанности (3 и 4 группы согласно классификации О.С.Никольской [3]).
Результаты и их обсуждение.
Как и предполагалось средние значения эхолалий слов-названий окружающих предметов у детей первой группы чрезвычайно низкие (табл. 1). Эхолалии детей с наиболее выраженными проблемами аффективного развития сосредоточены в тематической группе «люди», а, также выделяется из неиспользуемых названий окружающих объектов тематическая группа «игрушки» (таб.1). Мы отдаём себе отчёт, что не имеем оснований говорить о словаре детей с синдромом раннего детского аутизма первой группы (по классификации О. С. Никольской [3]) в общепринятом понимании этого термина, так как это дети, не владеющие речью, мутичные. В тоже время хотя понятие «мутичный ребёнок» раскрывается как ребёнок не владеющий речью, не способный сформулировать самые простые просьбы, требования, обращения, но эти дети способны к вокализациям, непосредственным или отсроченным эхолалиям, в отдельных случаях у них встречается непроизвольное произнесение фраз [4]. В связи с этим мы посчитали целесообразным определить тематический состав более или менее устойчивых эхолалий детей с наиболее выраженными проблемами аффективного развития.
Таблица 1
Сравнение объёма активного словаря слов-названий окружающих предметов с долей используемых названий субъективно значимых объектов аутичными детьми с разной выраженностью аффективных проблем
Тематические группы слов-названий |
Дети 1 группы
|
Дети 2 группы
|
Дети 3 группы
|
|||
Объём активного словаря |
Доля используемых в речи названий субъективно значимого |
Объём активного словаря |
Доля используемых в речи названий субъективно значимого |
Объём активного словаря |
Доля используемых в речи названий субъективно значимого |
|
Имена животных |
0,15 |
0,2 |
54,5b |
66,7b |
89c |
100c |
Транспорт |
- |
- |
68,2b |
81,2b |
100 |
100 |
Игрушки |
0,8a |
5,4a |
63,9b |
77,2b |
100 |
100 |
Продукты питания |
0,1 |
0,15 |
50b |
61,4b |
91,4 |
100 |
Одежда |
- |
- |
46,3 |
50 |
84,1c |
100c |
Части тела |
- |
- |
57,4 |
- |
96 |
- |
Дом, комнаты, оборудование |
0,15a |
1,83a |
39,8b |
50b |
97,1 |
100 |
Предметы быта |
0,15 |
0,25 |
44,7b |
53,2b |
95,9 |
100 |
Предметы вне дома |
- |
- |
25,8b |
32,7b |
80,8c |
100c |
Люди |
12,3a |
22,7a |
57,6b |
73,6b |
85,1c |
100c |
a – статистически значимые различия между объёмом активного словаря и долей используемых в речи названий субъективно значимого 1-ой группой аутичных детей при p< 0,05;
b – статистически значимые различия между объёмом активного словаря и долей используемых в речи названий субъективно значимого 2-ой группой аутичных детей при p< 0,05;
c – статистически значимые различия между объёмом активного словаря и долей используемых в речи названий субъективно значимого 3-ей группой аутичных детей при p< 0,05.
Как уже отмечалось выше, данные письменного опросника дополнялись беседой, выявляющей субъективно ценные для детей объекты окружающего мира. На основании анализа данных бесед у детей первой группы выявлена субъективная ценность взаимодействия с близкими, некоторых игрушек и предметов домашней обстановки.
Далее в исследовании соотносилось распределение объёма активного словаря слов-названий и распределение долей используемых названий субъективно ценных объектов по каждой лексической группе. Сравнение объёма эхолалий слов-названий окружающих предметов и доли эхолалий названий субъективно ценных объектов по каждой лексической группе обнаружило достоверное увеличение эхолалий имён людей, названий игрушек и домашнего оборудования у аутичных детей первой группы. Эхолалии имён животных, названий еды, предметов быта остались практически неизменными. Рост эхолалий имён людей, названий игрушек и домашнего оборудования, по-нашему мнению, объясняется субъективной значимостью называемых объектов. Также и в основе неравномерности увеличения эхолалий лежит неоднородностью распределения субъективно значимого в ближайшем социальном и предметном мире аутичных детей первой группы.
Количественные результаты детей второй экспериментальной группы показывают, что названия окружающих объектов и имена людей используются ими недостаточно и специфично (табл. 1). В эхолалиях и речевых штампах этих детей преобладают такие тематические группы слов как «транспорт», «игрушки», «части тела», «люди», «имена животных» и «продукты питания». Меньше используется ими слов из тематических групп «одежда», «дом, комнаты», «предметы быта», «предметы вне дома» (таб.1).
В ходе беседы с родителями аутичных детей второй группы была выявлена субъективная ценность взаимодействия с близкими и многих объектов окружающего мира, относящихся к разным сторонам детской жизни.
Далее в исследовании соотносилось распределение объёма активного словаря слов-названий и распределение долей используемых названий субъективно ценных объектов по каждой лексической группе. Соотнесение результатов детей второй группы выявило статистически значимое увеличение эхолалий и речевых штампов содержащих имена людей и названия предметов субъективно значимых для испытуемых. Статистически достоверное увеличение зафиксировано в тематических группах «имена людей», «имена животных», «игрушки», «еда», «одежда», «дом, комнаты, оборудование», «предметы быта», «предметы вне дома». В тематической группе «части тела» субъективно значимые объекты не выявлены, в связи с чем их доля не определялась.
Дети третьей экспериментальной группы относительно полно и равномерно овладевают начальным детским словарём. В своей спонтанной речи они используют все тематические группы слов. Широко представлены в активном словаре названия транспорта, игрушек, еды, предметов быта, частей тела, имена животных, обозначения домашней обстановки. Несколько меньше представлены предметы вне дома, названия одежды и имена людей (таб.1).
Как видно из экспериментальных данных детей третьей группы доли используемых в речи названий субъективно ценных объектов выше объёма активного словаря слов-названий окружающего. Во всех лексических группах кроме названий частей тела все объекты вызывающие эмоциональное отношение номинируются детьми. Отсутствие данных в лексической группе «части тела» связано с отсутствием в ней названий субъективно ценного для испытуемых.
Таким образом, результаты аутичных детей с разной тяжестью искажения аффективного развития показывают, что субъективная ценность объектов существенно повышает эхолалии, стереотипную и активную номинацию объектов окружающего мира.
Подобные результаты были получены и исследователями онтогенеза речи. Е.Н. Винарская [1] отмечает, что уже на первом году жизни у младенцев в процессе эмоционального взаимодействия с близким взрослым, формируется способность субъективно оценивать объекты и явления окружающего мира. Субъективные оценки младенцы начинают выражать посредством своих эмоционально-выразительных реакций: криков, гуления, лепета. Эти эмоционально-выразительные реакции необходимы для дальнейшего речевого и когнитивного развития детей. Эмоционально-выразительные реакции, лежащие в их основе субъективные оценки окружающего, становятся фундаментом как начальной детской лексики, так и смыслового содержания зрелой речи [1].
Исследование влияния позитивных и негативных оценок окружающих людей и предметов на их номинацию нормально развивающимися малышами, находящимися на этапе однословных или двухкомпонентных высказываний и детьми, находящимися на этапе элементарной фразовой речи, выявило независимый от полюса оценки, существенный рост использования в речи названий субъективно ценного нормально развивающимися детьми, находящимися на разных этапах развития речи [6].
А.М. Шахнарович [7] также отмечает участие эмоциональных факторов в лексическом развитии. Согласно А.М. Шахнаровичу [7], эмоциональное отношение к объектам окружающего мира влияет на формирование представлений, которые и лежат в основе наименования объектов.
Механизм преобразования эмоциональных оценок в первые речевые обозначения был описан ещё Р.Е. Левиной: «для развития речи необходимы аффективные обращения ребёнка к окружающему, которые возникают по поводу привлекших впечатлений. Взрослый при этом называет то, что привлекло внимание малыша и вносит его в контекст осмысленности. Можно сказать, что речь рождается из слияния аффекта, движущего ребёнком со смыслом, с которым его сталкивают окружающие» [8].
Полученные в нашем исследовании данные пересекаются и с уровневым подходом к формированию аффективной сферы [4]. О.С. Никольская [4] считает «возникновение активной избирательности, субъективной пристрастности в контактах со средой» необходимой составляющей развития и функционирования аффективной сферы человека. Многолетний опыт коррекционной работы с детьми и подростками с аффективной патологией даёт основание О.С. Никольской [4] утверждать несформированность у аутичных детей первой группы возможностей оценки качества впечатлений. Первые субъективные оценки окружающего О.С. Никольская [4] отмечает в поведении аутичных детей второй группы. Аутизм детей третьей и четвёртой групп (по классификации О.С. Никольской [3]) менее глубок, что и проявляется в доступности таким детям субъективного избирательного контакта с окружающим миром, а также в формировании механизмов эмоционального контроля и аффективной экспансии.
Обращаясь же к обсуждаемому исследованию можно сказать, что выявленное у детей второй и третьей экспериментальных групп статистически значимое увеличение эхолалий, стереотипной и активной номинации субъективно ценных объектов окружающего мира согласуется с представлениями о сформированности у них активной субъективной избирательности в контактах со средой и людьми. Неравномерность увеличения эхолалий связанная с неоднородностью распределения субъективно ценного в окружающем мире аутичных детей первой группы, возможно, может показывать лишь зарождение субъективной оценки качества объектов окружающего, точки положительной динамики аффективного развития аутичных детей первой группы.
Таким образом,сравнительный анализ объёма активного словаря аутичных детей и доли используемых ими в речи названий субъективно ценного выявил статистически значимое увеличение эхолалий, стереотипной и активной номинации субъективно ценного в социальном и предметном мире. Полученные результаты показали, что лексическое развитие детей с аутизмом опирается на такую важную компоненту эмоционального развития как формирование активной избирательности в контактах с окружающим социальным и предметным миром, что соответствует закономерностям речевого онтогенеза.