Одной из категорий детей с нарушенным развитием являются дети с нарушением слуха, к которым относятся глухие и ранооглохшие. В настоящее время существует возможность восстановления слуха у детей с сенсоневральной тугоухостью посредством кохлеарной имплантации – хирургической операции по вживлению электродов в ушную улитку, стимулирующих слуховой нерв и передающих преобразованные в электрические импульсы звуки внешнего мира в слуховые зоны коры головного мозга. Кроме того процесс кохлеарной имплантации включает непосредственно подключение и настройку импланта, а также самый долгий и значимый этап – реабилитацию [1, с. 266].
Специфические особенности детей данной категории состоят в том, что с помощью импланта они могут слышать даже тихие звуки (приближенно к норме), но после операции их слухоречевое развитие зачастую остается на уровне глухого ребенка [2, с. 107]. Проведение кохлеарной имплантации еще не дает оснований исключить имплантированного ребенка из категории детей с нарушением слуха. Для того, чтобы ребенок с кохлеарным имплантом достиг уровня развития нормально развивающихся сверстников, необходимо пройти долгий путь реабилитации [3, с. 22], а после этого обеспечить постоянное наблюдение ряда специалистов, регулярную настройку и замену речевого процессора.
Первичная реабилитация включает в себя развитие слухового восприятия, понимание речи окружающих, накопление пассивного и активного словаря, формирование речевой активности ребенка и работу над звукопроизношением. После реабилитации родители детей старшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом оказываются перед выбором образовательного учреждения – общеобразовательного или коррекционной. Трудности выбора определяются следующими аспектами: в общеобразовательной школе имеется активная и насыщенная речевая среда, но отсутствуют необходимые специалисты (сурдопедагоги, логопеды и др.), а в коррекционных учреждениях, наоборот, имеется необходимое кадровое обеспечение, но речевая среда ограничена [4, с. 672].
В России на сегодняшний день существуют следующие варианты получения основного общего образования детям с кохлеарными имплантами:
- Специальное образование в учреждениях для детей с нарушением слуха.
- Инклюзивное образование в общеобразовательной школе.
- Специальное образование в учреждениях для детей с речевыми нарушениями.
- Специальное образование в учреждениях интегрированного типа.
В данной ситуации целесообразно проконсультировать родителей о возможности выбора образовательного учреждения с учетом ряда факторов:
- · возраст ребенка на момент проведения кохлеарной имплантации;
- · уровня его речевого и интеллектуального развития;
- · уровня понимания речи окружающих людей;
- · индивидуальных возможностей ребенка;
- · возможности родителей в оказании ребенку помощи в обучении и т.д. [4, с.681, 673]
И.В. Королева отмечает, что большое значение при выборе образовательного учреждения имеет то, в каком возрасте ребенку была проведена операция по кохлеарной имплантации, а также качество проведенных реабилитационных мероприятий. Если операция проведена ребенку в возрасте до 2,5 – 3 лет и с ним проводится курс реабилитации, то возможность обучения ребенка с кохлеарным имплантом наравне с нормально развивающимися детьми наиболее высока. Такие дети в условиях систематической педагогической помощи могут достигнуть уровня нормативного развития. Если же кохлеарный имплант установлен ребенку в возрасте старше 3 лет и/или реабилитационные мероприятия проведены недолжным образом, либо совершенно не проведены, то подходящим вариантом обучения будет являться обучение на базе специальной школы для слабослышащих детей. Отсутствие даже минимального речевого опыта и недостаточное слуховое восприятие не позволяет достичь ребенком с кохлеарным имплантом уровня нормально развивающихся сверстников [4, с. 681].
Необходимо учитывать, что выбор образовательного маршрута зависит от возможности сближения уровня развития ребенка с кохлеарным имплантом с возрастной нормой. Обучение в специальном образовательном учреждении рекомендуется таким детям с кохлеарными имплантами, которые наименее приблизились к нормативному уровню развития [2, с. 107].
Инклюзивное образование в общеобразовательной школе предполагает обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья совместно с их нормально развивающимися сверстниками. При этом в образовательных организациях создаются специальные условия для комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Одной из главных задач инклюзии является включение детей с ОВЗ в среду сверстников с нормативным развитием с целью их дальнейшей социализации. Для обучающихся с кохлеарным имплантом указанное реализуется посредством следующих аспектов:
- · постоянное совершенствование слуховых возможностей ребенка с кохлеарным имплантом;
- · поддержание и стимулирование речевой активности;
- · мотивация к общению со сверстниками;
- · психолого-педагогическая поддержка имплантированного ребенка;
- · психологическая поддержка семьи;
- · сотрудничество с сурдопедагогом, логопедом, психологом [5].
Инклюзивная практика является достаточно эффективным средством социализации и обучения ребенка с кохлеарным имплантом. Однако ее эффективность обуславливается соблюдением ряда условий:
- · уровень развития ребенка с кохлеарным имплантом приближен или соответствует уровню развития ребенка с сохранным слухом;
- · учителя общеобразовательной школы строят образовательный процесс с учетом особенностей психофизического и слухоречевого развития
- · педагоги общеобразовательной школы сотрудничают со специалистами специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха;
- · ребенку с кохлеарным имплантом оказывается дополнительная сурдопедагогическая и логопедическая помощь;
- · особое внимание в образовательном процессе уделяется развитию коммуникативных навыков;
- · школьник с кохлеарным имплантом активно включается в среду сверстников для его дальнейшей социализации.
В случае, если ребенок с кохлеарным имплантом развивается в соответствии с возрастной нормой и имеет опыт общения с нормально слышащими сверстниками, то он может обучаться по той же программе, что и здоровые дети. Но при этом необходимо учитывать, что кохлеарно имплантированный ученик имеет особые образовательные потребности и для успешного его включения в общеобразовательную среду требуется создание специальных условий, обеспечивающих полноправное участие в социальном взаимодействии. Также ребенку с кохлеарным имплантом необходимо получать дополнительную систематическую помощь сурдопедагога, логопеда, психолога, что является затруднительным в условиях массовой школы. Еще одна трудность в обучении особого ребенка в общеобразовательном классе – это неготовность учителей к обучению имплантированного ребенка, незнание специфики развития его психических процессов и неумение учитывать особенности психофизического и слухоречевого развития в организации учебного процесса [6, с. 308, 309]. Для преодоления этой трудности необходима помощь сурдопедагогов и логопедов в понимании специфики развития психических и физических процессов такого ученика, овладении особой технологией их обучения. Учителю на уроках и на внеклассных мероприятиях необходимо развивать у ребенка с кохлеарным имплантом способность воспринимать речь и звуки окружающего мира в различных акустических условиях, понимать речь окружающих, составлять сложные речевые высказывания, а также общаться со сверстниками и выстраивать дружеские отношения с ними [5, с. 309].
Учителю обычного класса, где обучается ребенок с кохлеарным имплантом, необходимо помнить, что важнейшим аспектом в обучении и воспитании такого ребенка является постоянное речевое общение с педагогами и сверстниками в процессе общей деятельности. Последнее предполагает наличие сурдопедагогического и логопедического сопровождения, что является практически невозможным в условиях общеобразовательной школы. Это определяет важность сотрудничества общеобразовательных и коррекционных школ: сурдопедагоги и логопеды специальных учреждений должны оказывать педагогическую помощь в обучении и развитии детей с кохлеарными имплантами, обучающихся в общеобразовательных школах [4, с. 676].
Соблюдая эти условия, учителя массовых школ совместно с родителями, которые активно участвуют в образовательном процессе, способствуют развитию у ребенка с кохлеарным имплантом навыков общения, включению его в социальные отношения, что в итоге позволит ему стать полноценным и независимым членом общества.
Как отмечалось выше, успешность реабилитации детей после кохлеарной имплантации обусловлена двумя факторами: ребенок должен постоянно в среде нормально слышащих сверстников и при этом ему должна оказываться систематическая коррекционная помощь. Исходя из этого, можно сказать, что эффективным может быть и обучение ребенка с кохлеарным имплантом в условиях специальной школы интегрированного типа, где совместно обучаются как дети с нормативным развитием, так и дети с нарушенным слухом. В такой среде могут быть соблюдены описанные выше условия реабилитационной работы: кохлеарно имплантированные дети включены в активную речевую среду, одновременно получая коррекционно-педагогическую помощь специалистов-дефектологов [3, с. 23]
Также одним из вариантов обучения детей с кохлеарными имплантами является их обучение в образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Но прежде, чем имплантированный ребенок поступит в школу или класс для детей с речевыми нарушениями, с ним в дошкольном возрасте должны регулярно и систематично проводиться занятия по развитию слухового восприятия речевых и неречевых звуков, накоплению пассивного и активного словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения и т.д. Однако даже при проведении коррекционно-педагогических мероприятий в дошкольном возрасте состояние речевого развития ребенка с кохлеарным имплантом будет значительно отставать от нормы. Поэтому дети нуждаются в помощи логопеда, которая направлена на развитие всей языковой системы, формирование навыков чтения и письма, коррекцию звукопроизношения. Кроме того, из-за ограниченности активного и пассивного словаря, несформированности грамматических представлений и связной речи детям с кохлеарными имплантами рекомендуются дополнительные занятия по русскому языку и развитию речи, что может быть реализовано в рамках обучения в школе для детей с нарушением речи [4, с. 680].
Для успешного включения ребенка с кохлеарным имплантом в коллектив сверстников и его социализации учителю также необходимо работать над развитием коммуникативных навыков у имплантированного школьника. При этом не имеет значение, в каком образовательном учреждении обучается ребенок – общеобразовательном или специальном. Формирование навыков общения и речевого взаимодействия с окружающими людьми предполагает овладение детьми с кохлеарными имплантами умением слушать окружающих, понимать обращенную к ним речь, участвовать в диалоге, общаться со сверстниками с помощью устной речи, грамотно оформлять свои речевые высказывания и т.д.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с кохлеарными имплантами, о которых должен знать учитель, заключаются в том, что недоразвитие всех сторон речи преодолевается на индивидуальных занятиях и в группе сверстников. В процессе индивидуальной работы создается основа речевого общения в виде развития лексико-грамматического строя речи, а в коллективе закрепляются коммуникативные умения в процессе групповой учебной и творческой деятельности. Данный подход обеспечивает адаптацию младшего школьника с кохлеарным имплантом к условиям общеобразовательного учреждения и его социализацию [1, с.268].
Таким образом, на данный момент существует несколько вариантов образовательных траекторий для детей с кохлеарным имплантом. Инклюзивное образование позволяет ребенку находиться в активном речевом взаимодействии с учителями и сверстниками, что зачастую не реализуется в условиях специального учреждения для детей с нарушением слуха. Несмотря на плюсы инклюзивного образования, параллельно должна проводиться коррекционная работа рядом специалистов-дефектологов. Важно отметить, что результативным является обучение имлантированных детей в классе со слышащими детьми в специальной (коррекционной) школе для глухих и слабослышащих, а также в школе для детей с речевыми нарушениями. В условиях этих учреждений дети могут получить необходимую коррекционную помощи и при этом находиться в среде нормально слышащих сверстников.