В современной концепции изменения отечественного образования, принимая во внимание российское законодательство и международные документы, был заявлен принцип равноправия человека на общее качественное и полноценное образование, которое учитывает его интересы независимо от финансового благополучия, здоровья и места жительства. Внедрение инновационных и уникальных моделей образования, в частности, продвижение дистанционного образования, которое учитывает основные направления и указы департамента образования и науки об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, будет являться одним из направлений данного направления.
Общеобразовательные национальные проекты, которые реализуются правительством России, а также масштабное подключение школ к сети Интернет, установили новые направления в развитии инновационных форм обучения. Такими основными ориентирами современной концепции системы образования является развитие:
• критического мышления;
• духовно-познавательных ценностей;
• системы фундаментальных знаний;
• умений по решению разнообразных проблем;
• потребностей приобретения новых знаний;
• культуры социальной коммуникации;
• рефлексии.
Повсеместная компьютеризация в образовании (для основного и дополнительного обучения) даёт возможность приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с ограниченными возможностями в образовании, будет способствовать развитию творческих способностей. Внедрение и использование дистанционных образовательных технологий позволит расширить возможности получения образования у данной категории детей и обеспечить освоение ими общеобразовательной программы образования.
Однако, на сегодняшний момент в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов действует ряд факторов, негативно сказывающихся на качестве их обучения. Среди них можно отметить социальное неравенство школьников и будущих выпускников в праве на образование при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, в связи с особенностями организации их учебного процесса и сокращением образовательной программы. Кроме того следует отметить, что получение объема знаний, заложенного общеобразовательным стандартом, общепринятыми способами для них ограничено или невозможно, что не только отдаляет от высшего образования и профессиональной деятельности, но и многократно усиливает социальную напряженность. Расширить доступ данной категории детей к образовательным программам и посильной трудовой деятельности возможно путем внедрения новых информационно-образовательных технологий и дистанционной формы образования (как одной из наиболее приемлемых в данной ситуации развития общества).
На протяжении нескольких десятилетий ведутся разработки подходов и направлений психологической помощи детям с психическим недоразвитием, имеющим трудности в обучении (Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, и др.). Исследователями, в первую очередь, отмечается качественное своеобразие развития человека, имеющего дефект, приводящий к его социальной инвалидизации и трудностям в дальнейшей адаптации, а также ограничивающий его возможности полноценной жизнедеятельности, получения образования и профессиональной самореализации. При этом значимым является индивид как носитель внутренних ресурсов и возможностей для преодоления собственных личностных проблем[1].
Исследуя детей с инвалидностью подросткового возраста, специалисты сделали заключение о превалирующей роли психического и личностного здоровья в социальной инвалидизации человека. Такое здоровье понимается как определенный и наиболее значимый уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия человека с окружающей средой, где наиболее актуальным на современном этапе развития человечества могут выступать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в частности мультимедиа-технологии и дистанционные формы организации образовательного процесса [1].
Основополагающими качествами данного вида технологий являются способность организации беспрепятственного взаимодействия, возможность обработки и использование различных способов предъявления информации, что позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности и уровень восприятия конкретного контингента обучающихся, создавая информационно насыщенный и удобный для восприятия и осознания материал, что делает ИКТ перспективным и высокоэффективным педагогическим средством [2].
В контексте школьного образования, как отмечает Е.С. Полат, наиболее эффективной моделью образования является соединение очной и дистанционной форм обучения, сетевое обучение и модель дистанционного обучения с помощью кейс-технологий [3].
Дистанционные технологии обучения – это такие образовательные технологии (методы, средства обучения и администрирования учебного процесса), позволяющие обеспечить проведение учебного процесса на расстоянии с помощью использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [4].
Основные цели дистанционного обучения можно сформулировать как:
- приобретение обучающимися возможности совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в контексте действующих дистанционных образовательных программ;
- возможность получить аттестат об образовании, профессиональную, квалификационную степень, а также качественное образование по различным направлениям образовательных программ.
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий предполагает высокую самостоятельность обучающихся, что в свою очередь усложняет данный процесс для большинства категорий лиц с ОВЗ. Однако, переход к обучению, где инициативной стороной является, прежде всего, сам учащийся, ведет к развитию навыков самостоятельности, расширяет возможности ребенка. Кроме того, следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.
Наиболее важным для учеников с ограниченными возможностями в контексте данной формы обучения становится возможным организовать его с учетом принципа индивидуализации. Для каждого обучающегося в зависимости от дизонтогенеза, его индивидуально-типологических особенностей развития, с учетом возможности выбора уровня и вида представления материалов, будет возможным создать самостоятельное продвижение по выбранному маршруту. Это позволяет учесть все особенности ребенка.
Все вышесказанное является основным достоинством дистанционных технологий в обучении детей с особенностями в развитии: отсутствие четкой и строгой привязки к месту и времени проведения занятий; индивидуализация обучения за счет адаптации уровня и формы предъявления учебного материала, соответствующей настройки сервисных структур и программ, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося; возможность организовать облегченный режим обучения, при необходимости многократно возвращаясь к изучаемому материалу, а также возможность компенсации нарушенных функций за счет использования специальных технических средств (клавиатура с увеличенными клавишами, с шрифтом Брайля, программы, озвучивающие текст и т.п.).
Еще одним положительным моментом использования дистанционных технологий является возможность разрешения основной проблемы детей с ограниченными возможностями, а именно недостатка коммуникационного взаимодействия с другими людьми, в особенности со сверстниками. Несмотря на отдаленность участников учебного процесса друг от друга, в действительности существует возможность взаимного общения детей, например, в процессе организации тематических совместных занятий, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и других современных форм коммуникации. При этом обязательно необходимо учитывать специфику общения в сети Интернет как особого вида коммуникации, возникшего в условиях современной информационной среды. Позитивным моментом является то, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, вызванные наличием у ребенка тех или иных отклонений в физическом и психическом развитии, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость [5].
Главная отличительная черта данной формы организации обучения и наиболее значимая для детей с особыми потребностями – это замена личностного, непосредственного взаимодействия различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие, и реализуемой с помощью разнообразных электронных коммуникативных систем (прямое диалоговое общение в режиме чата, форума; проведение общегрупповых занятий в режиме виртуального класса, использование «интерактивной доски»; консультирование в режиме online и др.) [3].
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями следует помнить о возникающих трудностях, как в работе педагога-тьютора, так и обучающегося. Среди них можно выделить возможность ограничения способностей к творческому развитию детей, информационных и иллюстративных возможностей преподавателя в учебном процессе, способствующих его непосредственному эмоциональному влиянию на ребенкас ограниченными возможностями с целью поддержки его интереса и учебной мотивации. Также трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы (саморегуляции и самоконтроля), низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов. Это в свою очередь может проявляться в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности, низкой работоспособности, ограниченного запаса знаний и представлений об окружающей действительности, несформированности операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Кроме вышесказанного, следует отметить, что современные информационные технологии требуют существенного повышения степени и уровня овладения специальными навыками, а, соответственно, знаниями и способами работы с информацией, владения различными видами ее чтения, работы с электронными справочниками и словарями. В связи с чем модель дистанционного обучения должна:
- гибко сочетать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся с различными источниками информации, учебными материалами;
- сочетать оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, тьютором, а также групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками образовательного процесса, используя разнообразные методы;
- предусматривать совместные телекоммуникационные проекты, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации в ходе электронных телеконференций, обмениваясь информациейи мнениями [5].
Значительная роль в обучении детей-инвалидов отводится сетевым преподавателям-тьюторам, осуществляющим методическое и психолого-педагогическое сопровождение процесса. Они отвечают за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого обучающегося, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка, а также разработку дистанционных курсов по предметам, включая разнообразные методы обучения, активизирующие разные структуры мозга обучающегося и его познавательную деятельность в целом.
Таким образом, дистанционная форма обучения предоставляет большие возможности для детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря достаточно развитым в настоящее время техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, в дистанционное обучение могут быть вовлечены различные категории детей с ОВЗ. При этом основное положение подобной формы организации образовательного процесса – это учет возможностей и интересов каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями. Указанное выражается в разработке индивидуальной траектории реализации образовательной программы, которая обеспечила бы как культурное развитие и развитие творческих способностей, так и навыков самостоятельной деятельности, обеспечивающих социализацию и дальнейшую успешную адаптированность индивида.
Такой подход позволяет считать дистанционное обучение детей с ОВЗ основой современной парадигмы образовательного процесса, поскольку во главе данного процесса выступает личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация, что, в свою очередь, связано с индивидуализацией дистанционного обучения, которое предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка с ОВЗ.
Обучение, построенное на использовании компьютерных технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях его недоступности или ограниченной доступности. Дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.
Рецензент: Фоминых Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург