Значимость дисциплины «Физическая подготовка» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, обусловлена сложностью выполняемых задач сотрудниками полиции в их повседневной профессиональной деятельности. Зачастую это связано с риском для здоровья и жизни. Сформированные во время обучения компетенции по физической подготовке способствуют минимизации, либо полному исключению данной угрозы.
Термин «компетенция» от латинского означает «соответствовать», «подходить». Известные российские лингвисты С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в толковом словаре русского языка под компетенцией понимали круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [1]. Однако это далеко не единственное значение термина «компетенция». С учетом внедрения нового подхода к государственной стандартизации высшего образования, в рамках которого реализуется компетентностный подход, под компетенцией стали понимать совокупность базовых качеств личности, которые включают в себя применение знаний, умений и навыков в повседневной эффективной профессиональной деятельности индивидуума [2].
В зависимости от образовательной программы высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, реализуются компетенции, перечень которых исчерпывающе устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по различным специальностям [3], основными профессиональными образовательными программами, рабочими программами дисциплины «Физическая подготовка» и иными обязательными элементами методического обеспечения дисциплины.
В Нижегородской академии МВД Россия осуществляется подготовка по программам высшего образования специалистов по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Экономическая безопасность», «Юриспруденция». В целом, в результате обучения в ВУЗе выпускник должен знать: нормативно-правовые основы организации физической подготовки в системе МВД России; цель, задачи, содержание и формы физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, сотрудников ОВД; средства и методы развития профессионально важных психофизических качеств и формирования двигательных умений и навыков сотрудников ОВД; основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья. При этом он должен уметь самостоятельно развивать и поддерживать собственную физическую и специальную подготовленность с учетом требований профессиональной деятельности; поддерживать и укреплять на необходимом уровне здоровье, в целях сохранения продуктивного уровня общей работоспособности, повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности. Кроме того, он должен овладеть необходимым уровнем общефизической подготовленности в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России.
Одной из основных компетенций, формируемых в рамках образовательных программ в образовательных организациях высшего образованияМВД России является общекультурная компетенция ОК-9 – «Способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни» [4].
В результате обучения по дисциплине «Физическая подготовка» в рамках формирования общекультурной компетенции ОК-9 приобретаются знания нормативно-правовых основ организации физической подготовки в системе МВД России; целей, задач, содержания и формы физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, сотрудников ОВД; средств и методов поддержания физических качеств на уровне, необходимом для социальной активности и профессиональной деятельности; основ здорового образа жизни, способов самоконтроля за состоянием здоровья.
Кроме знаний, в рамках формирования данной компетенции вырабатываются умения достигать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности, а также самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности.
В результате обучаемый овладевает необходимыми умениями и навыками общей и специальной физической подготовки для обеспечения социальной активности, и полноценной профессиональной деятельности.
Наряду с общекультурной компетенцией ОК-9, преподавание физической подготовки формирует профессиональную компетенцию ПК-18 – «Способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять, и использовать табельное оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительных органов, по линии которых осуществляется подготовка специалистов» [5].
В соответствии с указанной компетенцией в результате обучения по дисциплине «Физическая подготовка», также, как и при формировании общекультурной компетенции ОК-9, сотрудник приобретает определенный объем знаний, умений и навыков. Исключением является то, что в отличие от общекультурной компетенции, профессиональная компетенция ПК-18 формируется в связи с профессиональной принадлежностью будущего сотрудника полиции, перечнем его должностных обязанностей.
Здесь приобретаются знания нормативно-правовых основ организации физической подготовки в системе МВД России; целей, задач, содержания и форм физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел; средств, методов развития профессионально важных психофизических качеств, формирования двигательных умений и навыков сотрудников ОВД.
У обучаемого вырабатываются умения: достигать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности; самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности.
В итоге формирования профессиональной компетенции ПК-18 обучаемый овладевает необходимыми умениями и навыками общей и специальной физической подготовки в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России; овладевает навыками силового пресечения правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей; овладевает навыками эффективного применения и использования табельного оружия, специальных средств, применяемых в деятельности органов внутренних дел.
Важно заметить, что в пункте 2 приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2016 г. № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)» отменяется одноименный стандарт, утвержденный 17 января 2011 г. № 39. Интересно, что в отмененном стандарте прописывалась немаловажная компетенция, направленная на эффективное выполнение служебных обязанностей, связанных со службой в полиции – ОК-13 – «Способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности» [6].
Во вновь принятом стандарте, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 данная общекультурная компетенция ОК-13 не прописана. Возникает вопрос, почему нормотворец исключил столь важную компетенцию, которую ранее осваивали в рамках обучения в образовательных организациях МВД России? Одна из важных задач качественного образования заключается в подготовке высококомпетентных сотрудников органов внутренних дел, способных эффективно выполнять задачи, поставленные перед МВД государством. В данном случае эффективность выполнения поставленных задач значительно снижается по причине высоких физических, психологических и эмоциональных нагрузок, испытываемых полицейскими в повседневной профессиональной деятельности. Отсутствие знаний, умений и навыков повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности в итоге не могут способствовать эффективному выполнению поставленных перед сотрудниками органов внутренних дел профессиональных задач.
Аналогичная ситуация касается других образовательных стандартов высшего образования по специальностям: «Правоохранительная деятельность», «Экономическая безопасность», «Юриспруденция». Общекультурная компетенция ОК-13 в них также исключена! Представляется, что на данный вопрос еще предстоит ответить законодателю.
Несмотря на это, компетентностный подход способствует укреплению физического, психологического и социального здоровья будущих правоохранителей, формированию у них ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Таким образом, образовательная парадигма, реализуемая в рамках преподавания дисциплины «Физическая подготовка» через компетентностный подход в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, способствует более эффективному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению боевых приемов борьбы при задержании правонарушителей, а также обеспечению высокой работоспособности в процессе служебной деятельности ее выпускников – сотрудников органов внутренних дел.