Правительство КНР проводило успешные экономические реформы более тридцати лет, что позволяло поддерживать высокие темпы роста и усиливать позиции в мировой экономике. Дополнительный импульс китайской экономической экспансии придало присоединение Китая к Всемирной торговой организации (ВТО) в декабре 2001 г. Китай заинтересован в продвижении своих экономических интересов, и важную роль в этом играет взаимодействие с ВТО.
Присоединение Китая к ВТО способствовало значительному росту ВВП страны. По данным МВФ ВВП Китая вырос с 1,2 трлн. долл. в 2000 г. до 11,4 трлн. долл. в 2016 г. [1]. Однако с 2010 г. темпы роста ВВП Китая замедляются. Согласно данным Государственного статистического управления КНР в 2010 г. ВВП Китая увеличился на 10,3%, а за последние два года темпы прироста ВВП составляют менее 7% (рис. 1) [2].
Рис. 1. Темп прироста ВВП КНР с 2010 г. по 2016 г.
Замедление экономического роста Китая обусловлено рядом причин: рост себестоимости продукции и снижение ее экспорта вследствие реструктуризации китайской экономики; большое количество неэффективных предприятий; изменение инвестиционного климата в стране, в результате чего инвесторы стали вкладывать капитал в другие страны Восточной Азии; перепроизводство товаров на внутреннем рынке; снижение экспорта китайских инвестиций.
Снижение экономических показателей подталкивает китайское правительство к корректировке курса экономической политики. Председатель КНР Си Цзиньпин использует термин «новая нормальность» (кит. 新常态) для обозначения измененного курса. Термин «новая нормальность» уже использовался экономистами: для описания слабого послекризисного экономического роста в США и Европе [3].
Однако Си Цзиньпин употребляет данный термин не смысле замедления экономики, а имея в виду переориентацию экономического развития на более устойчивое и равномерное распределение выгод. Новый экономический курс четко выделяет приоритеты во внешнеэкономической деятельности. Экономическая экспансия КНР получила импульс на всех континентах в форме масштабных проектов. Приоритетными регионами для экономической экспансии КНР являются Центральная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка (рис. 2).
Рис. 2. Основные приоритеты экономической экспансии КНР
В Центральной Азии Китай в последнее десятилетие стал ведущей экономической силой и главным геополитическим игроком. Товарооборот между Китаем и пятью центральноазиатскими республиками – Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией вырос с 1,8 млрд. долл. в 2000 г. до 50 млрд. долл. в 2013 г., а затем начал сокращаться из-за падения цен на сырье (см. табл.) [4]. Тем не менее, показатели внешней торговли Китая с данными странами превысили аналогичные показатели с Россией еще несколько лет назад.
Внешняя торговля КНР со странами Центральной Азии (млрд. долл.)
Год |
Казахстан |
Киргизия |
Узбекистан |
Таджикистан |
Туркмения |
Всего |
2010 |
20,41 |
4,20 |
2,48 |
1,44 |
1,57 |
30,10 |
2011 |
24,96 |
4,97 |
2,17 |
2,06 |
5,48 |
39,64 |
2012 |
25,68 |
5,16 |
2,87 |
1,87 |
10,37 |
45,95 |
2013 |
28,60 |
5,14 |
4,55 |
1,96 |
10,03 |
50,28 |
2014 |
22,45 |
5,30 |
4,28 |
2,52 |
10,47 |
45,02 |
2015 |
14,27 |
4,35 |
3,51 |
1,85 |
8,65 |
32,63 |
Для некоторых центральноазиатских стран китайские инвестиции являются одной из немногих возможностей стимулировать экономику и сохранить политическую стабильность. Кроме того, в Центральной Азии Китай реализует ряд региональных масштабных инфраструктурных проектов, активно инвестируя в нефтеперерабатывающие и цементные заводы, в строительство дорог и тоннелей. Например, имеется проект скоростной железной дороги из Китая в Иран через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению.
К тому же Китай вкладывает значительные инвестиции в развитие проекта «Один пояс, один путь», который предусматривает создание двух международных транспортных торговых коридоров: «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морского Шелкового пути XXI в.» ЭПШП предусматривает развитие торговли на сухопутных территориях, связывающих Китай с Европой. Стратегия ЭПШП строится на трех главных принципах: ресурсы (импорт сырья и экспорт китайских товаров), инфраструктура и формирование условий для взаимного обмена инновациями. ЭПШП должен пройти по территории Центральной Азии, что позволит и дальше развивать и углублять сотрудничество между участниками проекта.
На Ближнем Востоке Китай в основном вкладывает инвестиции в относительно небогатые страны, например, в Египет и Тунис. С богатыми странами, например с Саудовской Аравией, Китай ведет переговоры по поводу нефти и нефтяных цен. Через территорию Турции проходят китайские грузы в Европу, что тоже является частью ближневосточной политики Китая. Что касается ситуации в Сирии, китайское руководство заявило, что готово поддерживать гуманитарные акции в Сирии со стороны официального правительства и вкладывать туда до 6 млрд. долл. [5].
Последние 15 лет Китай активно укрепляет торговые связи со многими странами Африки, превратившись для них в крупного инвестора. В отличие от европейских стран, которые долгое время были сосредоточены на гуманитарной помощи и сокращении африканских задолженностей, Китай сразу же сделал акцент на торговле и инвестициях. Еще в 2009 г. Китай обогнал США, став крупнейшим торговым партнером Африки. Китай сделал инвестиции в 2 тысячи африканских проектов, включая инфраструктурные объекты, сельское хозяйство, логистику, обрабатывающую промышленность, не выдвигая при этом политических требований. Формула африкано-китайского сотрудничества: «помощь в обмен на ресурсы». В Африканском регионе сосредоточены огромные запасы природных ресурсов, около 60% необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, огромный внутренний рынок с растущей покупательной способностью.
В Латинской Америке интересы Китая не ограничиваются природными ресурсами и сельским хозяйством. Для многих латиноамериканских государств Китай стал одним из важнейших торговых партнеров. Китайские инвестиции концентрируются в Бразилии, Мексике, Аргентине, Перу и Венесуэле. Китай осуществляет проект по строительству железной дороги от Перу до Бразилии, уже выделив более 250 млрд. долл. Лидеры Китая и Бразилии объявили, что Промышленный Коммерческий банк Китая (ICBC) совместно с крупнейшим ипотечным банком Бразилии Caixa Economica Federal создадут фонд на 50 млрд. долл., чтобы совместно инвестировать в инфраструктурные проекты [6]. В итоге Китай вложил в страны Латинской Америки больше капитала, чем Всемирный Банк и Межамериканский Банк Развития (IADB) вместе взятые.
В декабре 2016 г. исполнилось 15 лет со дня вступления Китая в ВТО. Это означает, что истек срок действия параграфа 15 части I («Общие положения») Протокола о присоединении КНР к ВТО, который позволял членам ВТО применять антидемпинговые меры в отношении китайских товаров [7]. Китайское правительство также заявляет, что КНР должна автоматически получить статус страны с рыночной экономикой. Получив данный статус, Китай обезопасил бы себя от антидемпинговых жалоб по процедурам ВТО. Также рыночный статус позволит значительно увеличить доходы Китая от экспорта и расширить присутствие на своем рынке зарубежных инвестиций. Это даст еще один толчок развитию экономической экспансии. Однако Евросоюз и США, которые являются основными импортерами китайской продукции, не признают Китай страной с рыночной экономикой, заявляя, что китайское правительство сделало недостаточно для получения данного статуса, а также что Китай частично нарушает текущие ценовые нормы. Предоставление Китаю данного статуса лишит стран ЕС и США рычагов давления на Китай и перспектив на успешные антидемпинговые расследования в отношении цены китайской продукции.
Таким образом, Китай и страны-члены ВТО в настоящее время испытывают затруднения по вопросу статуса страны с рыночной экономикой. Тем не менее, это не препятствует Китаю расширять зоны экономической экспансии. Новый курс экономической политики КНР, стимулирующий внешнеэкономическую экспансию, может позволить справиться с кризисом перепроизводства и обеспечить сбыт китайским товарам, тем самым замедлив снижение темпов роста экономики.
Научный руководитель: Фальковская Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.