Полный текст статьи
Печать

Правительство КНР проводило успешные экономические реформы более тридцати лет, что позволяло поддерживать высокие темпы роста и усиливать позиции в мировой экономике. Дополнительный импульс китайской экономической экспансии придало присоединение Китая к Всемирной торговой организации (ВТО) в декабре 2001 г. Китай заинтересован в продвижении своих экономических интересов, и важную роль в этом играет взаимодействие с ВТО.

Присоединение Китая к ВТО способствовало значительному росту ВВП страны. По данным МВФ ВВП Китая вырос с 1,2 трлн. долл. в 2000 г. до 11,4 трлн. долл. в 2016 г. [1]. Однако с 2010 г. темпы роста ВВП Китая замедляются. Согласно данным Государственного статистического управления КНР в 2010 г. ВВП Китая увеличился на 10,3%, а за последние два года темпы прироста ВВП составляют менее 7% (рис. 1) [2].

 

Рис. 1. Темп прироста ВВП КНР с 2010 г. по 2016 г.

Замедление экономического роста Китая обусловлено рядом причин: рост себестоимости продукции и снижение ее экспорта вследствие реструктуризации китайской экономики; большое количество неэффективных предприятий; изменение инвестиционного климата в стране, в результате чего инвесторы стали вкладывать капитал в другие страны Восточной Азии; перепроизводство товаров на внутреннем рынке; снижение экспорта китайских инвестиций.

Снижение экономических показателей подталкивает китайское правительство к корректировке курса экономической политики. Председатель КНР Си Цзиньпин использует термин «новая нормальность» (кит. 新常态) для обозначения измененного курса. Термин «новая нормальность» уже использовался экономистами: для описания слабого послекризисного экономического роста в США и Европе [3].

Однако Си Цзиньпин употребляет данный термин не смысле замедления экономики, а имея в виду переориентацию экономического развития на более устойчивое и равномерное распределение выгод. Новый экономический курс четко выделяет приоритеты во внешнеэкономической деятельности. Экономическая экспансия КНР получила импульс на всех континентах в форме масштабных проектов. Приоритетными регионами для экономической экспансии КНР являются Центральная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка (рис. 2).

 

Рис. 2. Основные приоритеты экономической экспансии КНР

В Центральной Азии Китай в последнее десятилетие стал ведущей экономической силой и главным геополитическим игроком. Товарооборот между Китаем и пятью центральноазиатскими республиками – Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией вырос с 1,8 млрд. долл. в 2000 г. до 50 млрд. долл. в 2013 г., а затем начал сокращаться из-за падения цен на сырье (см. табл.) [4]. Тем не менее, показатели внешней торговли Китая с данными странами превысили аналогичные показатели с Россией еще несколько лет назад.

Внешняя торговля КНР со странами Центральной Азии (млрд. долл.)

Год

Казахстан

Киргизия

Узбекистан

Таджикистан

Туркмения

Всего

2010

20,41

4,20

2,48

1,44

1,57

30,10

2011

24,96

4,97

2,17

2,06

5,48

39,64

2012

25,68

5,16

2,87

1,87

10,37

45,95

2013

28,60

5,14

4,55

1,96

10,03

50,28

2014

22,45

5,30

4,28

2,52

10,47

45,02

2015

14,27

4,35

3,51

1,85

8,65

32,63

Для некоторых центральноазиатских стран китайские инвестиции являются одной из немногих возможностей стимулировать экономику и сохранить политическую стабильность. Кроме того, в Центральной Азии Китай реализует ряд региональных масштабных инфраструктурных проектов, активно инвестируя  в нефтеперерабатывающие и цементные заводы, в строительство дорог и тоннелей. Например, имеется проект скоростной железной дороги из Китая в Иран через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению.

К тому же Китай вкладывает значительные инвестиции в развитие проекта «Один пояс, один путь», который предусматривает создание двух международных транспортных торговых коридоров: «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морского Шелкового пути XXI в.» ЭПШП предусматривает развитие торговли на сухопутных территориях, связывающих Китай с Европой. Стратегия ЭПШП строится на трех главных принципах: ресурсы (импорт сырья и экспорт китайских товаров), инфраструктура и формирование условий для взаимного обмена инновациями. ЭПШП должен пройти по территории Центральной Азии, что позволит и дальше развивать и углублять сотрудничество между участниками проекта.

На Ближнем Востоке Китай в основном вкладывает инвестиции в относительно небогатые страны, например, в Египет и Тунис. С богатыми странами, например с Саудовской Аравией, Китай ведет переговоры по поводу нефти и нефтяных цен. Через территорию Турции проходят китайские грузы в Европу, что тоже является частью ближневосточной политики Китая. Что касается ситуации в Сирии, китайское руководство заявило, что готово поддерживать гуманитарные акции в Сирии со стороны официального правительства и вкладывать туда до 6 млрд. долл. [5].

Последние 15 лет Китай активно укрепляет торговые связи со многими странами Африки, превратившись для них в крупного инвестора. В отличие от европейских стран, которые долгое время были сосредоточены на гуманитарной помощи и сокращении африканских задолженностей, Китай сразу же сделал акцент на торговле и инвестициях. Еще в 2009 г. Китай обогнал США, став крупнейшим торговым партнером Африки. Китай сделал инвестиции в 2 тысячи африканских проектов, включая инфраструктурные объекты, сельское хозяйство, логистику, обрабатывающую промышленность, не выдвигая при этом политических требований. Формула африкано-китайского сотрудничества: «помощь в обмен на ресурсы». В Африканском регионе сосредоточены огромные запасы природных ресурсов, около 60% необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, огромный внутренний рынок с растущей покупательной способностью.

В Латинской Америке интересы Китая не ограничиваются природными ресурсами и сельским хозяйством. Для многих латиноамериканских государств Китай стал одним из важнейших торговых партнеров. Китайские инвестиции концентрируются в Бразилии, Мексике, Аргентине, Перу и Венесуэле. Китай осуществляет проект по строительству железной дороги от Перу до Бразилии, уже выделив более 250 млрд. долл. Лидеры Китая и Бразилии объявили, что Промышленный Коммерческий банк Китая (ICBC) совместно с крупнейшим ипотечным банком Бразилии Caixa Economica Federal создадут фонд на 50 млрд. долл., чтобы совместно инвестировать в инфраструктурные проекты [6]. В итоге Китай вложил в страны Латинской Америки больше капитала, чем Всемирный Банк и Межамериканский Банк Развития (IADB) вместе взятые.

В декабре 2016 г. исполнилось 15 лет со дня вступления Китая в ВТО. Это означает, что истек срок действия параграфа 15 части I («Общие положения») Протокола о присоединении КНР к ВТО, который позволял членам ВТО применять антидемпинговые меры в отношении китайских товаров [7]. Китайское правительство также заявляет, что КНР должна автоматически получить  статус страны с рыночной экономикой. Получив данный статус, Китай обезопасил бы себя от антидемпинговых жалоб по процедурам ВТО. Также рыночный статус позволит значительно увеличить доходы Китая от экспорта и расширить присутствие на своем рынке зарубежных инвестиций. Это даст еще один толчок развитию экономической экспансии. Однако Евросоюз и США, которые являются основными импортерами китайской продукции, не признают Китай страной с рыночной экономикой, заявляя, что китайское правительство сделало недостаточно для получения данного статуса, а также что Китай частично нарушает текущие ценовые нормы. Предоставление Китаю данного статуса лишит стран ЕС и США рычагов давления на Китай и перспектив на успешные антидемпинговые расследования в отношении цены китайской продукции.

Таким образом, Китай и страны-члены ВТО в настоящее время испытывают затруднения по вопросу статуса страны с рыночной экономикой. Тем не менее, это не препятствует Китаю расширять зоны экономической экспансии. Новый курс экономической политики КНР, стимулирующий внешнеэкономическую экспансию, может позволить справиться с кризисом перепроизводства и обеспечить сбыт китайским товарам, тем самым замедлив снижение темпов роста экономики.


Научный руководитель:
Фальковская Татьяна Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.