Полный текст статьи
Печать

Регионоведение в настоящее время – бурно развивающее научное направление, в рамках которого проводятся исследования в самых разных направлениях [2]. КНР в XXI веке – это несомненный лидер в экономической  и политической сферах, однако бурное и всестороннее развитие Китая в последнее десятилетие привело к появлению целого ряда различных проблем в экономической, социальной и внешнеполитической сферах данного государства [6]. По мнению руководства Китая, решение данных проблем  может быть заключено в использовании разнообразных современных и традиционных ресурсов [4; 5]. Весьма актуальными становятся вопросы экологии и активно влияющей на нее хозяйственной культуры [3; 7]. На сегодняшний день уже более 73 % вод всех рек и озер не пригодны для использования даже в технических нуждах, а объём загрязнения подземных вод приближается к 60 %. В связи с этим процесс изучения водных ресурсов имеет стратегически важный интерес, так как вода на сегодняшний день используется повсеместно и является вторым после нефти по важности ресурсом на Земле.  

В рамках регионоведения водные ресурсы рассматриваются как природный компонент территории, необходимый для создания материальных благ. Проблемой природных ресурсов в рамках регионоведения занимались многие специалисты (Ю.Ф. Абрамов, И.И. Арсентьева, В.А. Дергачёв), однако исследований посвящённых исключительно водным ресурсам в отечественном регионоведческом научном направлении на данный момент не существует. В связи с широким спектром изучаемых регионоведением тематик в исследовании водных ресурсов могут быть задействованы различные методы из смежных дисциплин такие, как: описательный, сравнительно-географический и картографический. Благодаря такому подходу регионоведение обеспечивает наиболее комплексный подход к анализу водохозяйственной системы в целом. В частности, данный подход используется при районировании водохозяйственных объектов в Российской Федерации.

Говоря о терминологическом аппарате, затрагивающем сферу водных ресурсов необходимо охарактеризовать водные ресурсы, их виды и функции.  Для данного термина характерно отсутствие различий в трактовке как отечественных (И.И. Дедю, В.М. Максимов) так и зарубежных авторов (А. Валлисниери, Е. Мариотто) в виду простоты понятия. Таким образом, понятие «водные ресурсы» можно охарактеризовать  как совокупность всех имеющихся поверхностных (рек, озер, каналов и т.д.) и подземных вод, пригодных для использования в народном хозяйстве страны.

Другим важным фактором, раскрывающим понятие «водные ресурсы», является классификация. Большая часть авторов (О.К. Ланге, Н.И. Толстихин, С. Бухан) принимают классификацию, представленную в «Справочном руководстве гидрогеолога», согласно которой все поверхностные и подземные воды делятся на: атмосферные, гидросферные и литосферные. В соответствие с приведенной выше классификацией могут быть также выделены следующие функции водных ресурсов: экономическая, экологическая, гидрологическая, биогеохимическая, международная и конфликтная. Последние две функции имеют особо важное значение в контексте изучения водохозяйственных объектов КНР, так как уже сейчас 980 тыс. человек ежегодно умирают от болезней, вызванных плохим качеством питьевой воды.

Понимание процесса изучения водных ресурсов, их видов и функций является важным аспектом для их дальнейшего изучения. На сегодняшний день все объекты водохозяйственной деятельности изучаются как техническими, так и гуманитарными науками. Технические науки насчитывают гораздо более  длительный период исследования поверхностных и подземных вод, их специфику и использование. Исследование водохозяйственных объектов гуманитарными науками, напротив, сравнительно молодое направление науки, несмотря на то, что проблема водных ресурсов затрагивалась даже в самых древних лексикографических и иных источниках Китая [1; 8]. Ярким представителем гуманитарного направления является регионоведение, которое позволяет проследить взаимосвязь количества водных ресурсов и различных социально-экономических факторов: уровень экономического развития, степень социальной напряженности и экологического благополучия. В целом на современном этапе изучение водных ресурсов, по большей части, имеет комплексный характер и находится на стыке с такими науками, как: экономика, геология, география, демография, социология и другие.

Таким образом, можно прийти к выводу, что терминология водохозяйственной сферы была достаточно широко изучена как российскими учёными, так и зарубежными, в трактовках которых термин «водные ресурсы» практически не имеет расхождений. Классификация водных ресурсов также не имеет значительных расхождений, в связи с чем, всю классификацию можно разделить на общую (гуманитарные науки) и детальную (технические науки). Кроме того, стоит отметить, что технические науки имеют длительную историю изучения как поверхностных, так и подземных  водных ресурсов, которая, однако, лишь косвенно связана с гуманитарными исследованиями. Что касается междисциплинарных отечественных исследований, то можно сказать, что данная область в основном занимается рассмотрением водных ресурсов России и постсоветских республиках, в то время как современное состояние зарубежных ресурсов и, в особенности китайских, освещено слабо. Регионоведение, как современная междисциплинарная наука, напротив, активно занимается изучением водных ресурсов не только в России, но и за рубежом. 


Макеева Светлана Борисовна
, доцент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.