Полный текст статьи
Печать

На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество – одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов, такие как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также закладываются основы формирования личности, осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческую и развивающую деятельность.

Исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. доказывают, что основным фактором для развития высших психических функций у детей является развитие мелкой моторики. Исследования Т.С. Комаровой показали, что компонентами ловкости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций. Современное начальное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса, в том числе и во внеклассных занятиях.

Анализ теории и практики общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) показал, что приоритеты для развития детского творчества, отданы таким видам деятельности, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Несколько меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме и др. И совсем редко используется один из традиционных видов якутского народного прикладного искусства – плетение из конского волоса. Плетение из конского волоса выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, мелкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты, творчества.

В конском волосе отражаются не только эстетические, но и нравственные, религиозные идеалы. Свое умение и знания мастера бережно передают из поколения в поколение. В старину им, как нитками, не только сшивали и украшали бытовые и хозяйственные вещи, но и верили, что он обладает особой очистительной силой – белым конским волосом перевязывали ручку черпалки для кумыса на ысыахе. Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи как коврики, кнут, повод, узда и другие вещи. Плетение из конского волоса – увлекательная и интересная работа, которая развивает творческое мышление, упорядочивает внутренний мир.

В пальчиковых упражнениях, массаже рук скрыт богатый потенциал для многостороннего   развития личности детей младшего школьного возраста.

Для  тренировки  пальцев  могут  быть  использованы  упражнения  с  речевым сопровождением  (четверостишия), которые  развивают  память  и  внимание,

1.Упражнение с  шариком  из  конского  волоса.

Научился, шарик я,     

Между  пальцами  катать.
         Это,  в  школе  мне  поможет
         Буквы  ровные  писать. 

2.Упражнения  с  веревочкой.

Змея ползет своей тропою.
         Как лента по земле скользит.
         А мы движение такое
         Рукою  можем  с  вами  повторить.

3.Упражнение  «Поглаживание».

Гладь  мою  ладошку, ёжик!

Ты  колючий, ну и что ж!

Я  хочу  тебя  погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит – развивают речь. Автором является Данилова Надежда Юрьевна, учитель начальных классов Арылахской агротехнологической средней общеобразовательной школы им. Л. Попова Сунтарского улуса РС (Я).

1 эрчиллии. Икки  кылтан  хатыы.

Биир  кылы  ыллым,

Иккис  кылбын  ыллым,

Иккиэннэрин   холбуубун,

Биир  уһугун  биирдэ

Түмүктүү  баайабын.

Хаҥас  ытыспар  түмүктээх 

Уһукпун  ыламмын

Ыыппаттыы  бобута  туттум,

Иккис  уһугун  ыламмын

Уҥа  илиибэр  тутабын.

Сөмүйэбинэн, эрбэхпинэн

Имигэстик  эргитэбин,

Эргиттэр  эргитэбиин,

Тарбахтарым  миэннэрэ

Үлэлииллэр, үҥкүүлүүллэр.

2 эрчиллии. Үс  кылтан  өрүү.

Биир  кылы   сыыйан ылабыт,

Иккис  кылбытын   сыыйан  ылабыт,

Үһүс  кылбытын  сыыйан ылабыт,

Үһүөннэрин   холбуу  тутабыт.

Биир  уһугуттан  эрийэ  тутан  түмэбит

Уонна, дьэ, өрөн  киирэн  барабыт.

Бастаан  миэнин, онтон  эйиэнин,

Уһугуттан  ыксары  тут, до5оччуок!

Биир, икки, үс!

Биир, икки, үс!

Биир, икки, үс!

 

3 эрчиллии. Тыытыы.

Маҥан  өҥнөөх  сиэли

Тыытабыын-тыытабын.

Уҥа  диэки  уурдум,

Хаҥас  диэки  уурдум,

Бу  курдук, бу маннык.

Маҥан  өҥнөөх  сиэли

Тыытабыын-тыытабын.

Уҥа-хаҥас,

Илин-кэлин,

Бу  курдук, бу маннык.

Биир-икки,

Үс-түөрт!

Уҥа-хаҥас,

Илин-кэлин,

Үөһээ-аллараа.

4 эрчиллии. Сыыйыы.

Хара  өҥнөөх  сиэли

Сыыйдар  сыыйабын

Биир, икки, үс,

Түөрт,  биэс, алта,

Сэттэ, аҕыс, тоҕус, уон.

Итинник  уонна  хатылыам,

Оччоҕо  сүүһү  куоһарыам,

Сиэлчээним  сыыйылыннар  сыыйыллан

Бугул  саҕа  буолуоҕа.

 

5 эрчиллии. Үс  утаҕынан  өрүү

Биэстиинэн  биир  утах,

Биэстиинэн  иккис  утах,

Биэстиинэн  үһүс  утах.

Үһүөннэрин  холбуу  тутуохха,

Сабынан  ыксары  баайыахха!

Балтым  баттаҕын  курдук

Өрөн  киирэн  барыахха,

Биир, икки, үс!

Биир, икки, үс!

Биир, икки, үс!

 

6 эрчиллии. Таҥалайдыы  өрүү.

Биир  сүүмэххэ

Иккис  сүүмэхпин  эбэбин,

Үһүс  сүүмэҕи  эбэбин,

Төрдүспүн  эбэбин.

Төрдүөннэрин  уһугун

Ыксары   тутабын,

Эрэһиинэнэн  бобута  туттарабын.

Ийэбин  үтүктэн

Таҥалайдыы  өрөбүн,

Уҥа  кытыытыттан  сэрэнэн

Биири  уурабын,

Хаҥас  кытыытыттан  сэрэнэн

Иккиһи  хардары  уурабын,

Уурдар-уурабын

Үһүспүн-төрдүспүн.

Биир-икки,

Үс-түөрт!

Биир-икки,

Үс-түөрт!

Таҥалайдыы  өрөбүн

Сахалыы  өрүүнэн.

7 эрчиллии. Саарыктар.

Араҕасчаана  сиэлчээни

Бииртэн  биири 

Бэрт  имигэстик

Сыымайдыыбын, сыыйабын.

Ытыспар  бигээммин

Эргичитэбин-урбачытабын,

Араҕасчаана  сиэлчээним

Күн  саарык  буолан  таҕыста

8 эрчиллии. Утахтар.

Маҥан  өҥнөөх  кылынан

Дэйбиир  оҥостоммун

Кумаартан  сапсыныаҕым.

Сүүрбэ  ахсааны  ааҕаммын

Сүүрбэ  кылы  ааҕабын,

Таламмын  наардыыбын.

Биэстиинэн  кэккэлэтэн

Биэс  утаҕы  бэлэмнээтим,

Тарбахтарым  сүр  имигэстэр.

9 эрчиллии. Сүүмэхтэр. 

Хара  сиэлбин

Иилистибэтин  туһугар

Сүүмэх-сүүмэх  араартыыбын.

Маҥан  кылбын  эмиэ

Ыһыллыбатын  туһугар

Сүүмэх-сүүмэх  араартыыбын.

Сүүмэхтэрбин  биир-биир

Хомуйа  бэрэлээн

Таҥас  быанан

Баантык  баайабын,

Кэккэлэһиннэрэ  уурабын.

Хаһааһым  миэнэ  бэлэм!

10 эрчиллии. Куукула.

Маҥан  сиэли

Биирдии-биирдии

Сыыйа  тардыалаан 

Хоту-соҕуруу,

Илин-арҕаа  хайысханан

Үрүт-үрдүгэр 

Көпсөркөй  гына

Чөмөхтүү  түһэрэбин.

Сиэлбин  бэркэ  тыыттым,

Ситиим  бэркэ  тупсуо.

Түү  курдук  чэпчэки

Чөмөхпүн  хам  туппаппын,

Имигэстик  хамсанан

Сахсархай  гына

Куукулабын  суулуу тутабын,

Чэпчэкитиэн  ыйааһына!

Конский волос оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей руки. Также, создает благоприятный эмоциональный фон для повышения речевой активности ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение.

Выполняя пальчиками различные упражнения с предметами из конского волоса, ребенок развивает движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.  

Таким образом, использование материала конского волоса позволяет не только развивать мелкую моторику, образное мышление, но и влияет на художественно-эстетическое восприятие и духовно-нравственное воспитание младших школьников.