В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности, которую можно связать с развитием творческих способностей человека. Педагогическая деятельность по приобщению детей к миру прекрасного раскрывает в каждом из них всё самое лучшее, светлое и доброе. При этом ребенок учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Развитию художественно-эстетического творчества учащихся в общеобразовательных школах придается огромное значение как одному из главных этапов образования. Задача школы сохранять, обогащать и развивать тот потенциал творчества, который закладывается в детском саду. Эффективность работы школы в настоящее время определяется, в какой мере учебно-воспитательный процесс гарантирующий формирование творческих способностей каждого школьника, развивает творческую личность и готовит ее познавательной и социальной занятости. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности в настоящее время несет не только теоретический, но и практический смысл.
Развитию художественно-эстетического творчества учащихся в общеобразовательных школах придается огромное значение как одному из главных этапов образования.
Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [3]. В художественном творчестве как в процессе создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, организуется творческая деятельность, которая характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Художественное творчество детей - это выражение индивидуальных особенностей, отношение к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Оно обладает огромным потенциалом в системе эстетического и художественного воспитания как средство развития личности [2]. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Ручная роспись по ткани, или как ее называют еще батик - популярный в настоящее время вид декоративного искусства. Родиной искусства росписи ткани считают Индонезию. Одежда из тканей, расписанных собственными руками, и по сей день, очень популярна в Азии. Само слово «batik» в переводе с индонезийского означает "капля воска". На деле же этим, словом называется любая ручная роспись по ткани.
Техника батик является разновидностью художественного текстиля, который имеет свои корни и традиции, представляет собой немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. В современном мире существует несколько видов батика. Однако в основе каждой лежит принцип резервирования. Речь идет о тех местах на ткани, которые должны остаться неокрашенными, образуют общий узор или рисунок, специальным составом, непроницаемой для краски. Этот способ изготовления рисунков на ткани с незапамятных времен используется в Индокитае и в африканских странах. Современные техники росписи ткани более разнообразны, и включают ключевые особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража и мозаику. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный резервирующий состав. Он может быть на основе парафина, бензина, воды - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок [1].
Таким образом, появилась потребность апробировать доступные технологии «росписи по ткани» с детьми на кружковых занятиях в практической деятельности, поэтому была изучена литература по росписи ткани и разработан проект программы кружка «Искусство росписи по ткани». Предлагаемая программа рассчитана на обучение росписи ткани на кружковых занятиях 6-9 классов. Основываясь на программы кружков по росписи ткани, мы составили свою программу с приобщением детей к культуре народов Севера.
Занятия росписи по ткани помогают:
-развивать творческие способности, чувство художественного вкуса у детей;
-развивать фантазию;
-учат правильно сочетать цвета, оттенки;
-способствуют развитию аккуратности и усидчивости, внимания.
-развивает познавательный интерес к культуре родного края.
Таблица 1
Программа внеклассных занятий «Искусство росписи по ткани».
№ п/п |
Тема занятия |
Количество Часов |
||
|
|
теория |
практика |
всего |
|
I четверть |
|
|
|
1 |
Вводное занятие. Беседа "История батика" Техника безопасности при работе с материалом и инструментами. |
2 |
- |
2 |
2 |
Знакомство с видами художественной росписи ткани. |
2
|
-
|
2 |
3 |
Холодный батик. Состав резерва и его свойства. Изготовление панно в якутском стиле. Коллективная работа. |
2 |
8 |
10 |
|
II четверть |
|
|
|
4 |
Узелковый батик. Виды узлов |
1 |
3 |
4 |
5 |
Методы крашения, прошивания, складывания. |
2 |
4
|
6 |
6 |
Расписывание одежды в национальном стиле. |
|
8 |
8 |
|
III четверть |
|
|
|
7 |
Свободная роспись ткани. Роспись картин на тему «Природа Крайнего Севера». |
2 |
12
|
14 |
8 |
Лессировка. Сбор данных. |
1 |
4 |
5 |
|
IV четверть |
|
|
|
9 |
Батик без кисти. Обсуждение полученных данных. |
2 |
5
|
7 |
10 |
Творческий проект. Разработка эскизов. Выбор вида росписи. |
2 |
10 |
12 |
11 |
Итоговое занятие. Оформление выставки всех работ. |
2
|
-
|
2
|
Всего часов: |
18 |
54 |
72 |
Работая по данной программе, обучая ребенка росписи по ткани с различными материалами добились таких результатов: развитие фантазии и творческих способностей, развитие мелких мышц рук, также повышается выносливость, упорство, направленность личности. Опора на этнопедагогические идеи при проведении занятий приобщает детей к национальной культуре, воспитывает уважительное отношение к ценностям и традициям народа, одухотворяет процесс познания. Работа над творческими проектами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, особенно художественного творчества. По эмоциям можно увидеть, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.